Налоговый контроль в деятельности таможенных органов
Для получения возможности взыскания задолженности по таможенным платежам необходимо осуществить в отношении декларанта контрольные мероприятия. Новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), принятая в третьем чтении Государственной Думой Российской Федерации 18 апреля 2003 года и одобренная Советом Федерации 14 мая 2003 года, устанавливает, что при регулировании отношений по взиманию таможенных платежей таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, контрольные отношения регулируются, наряду с нормами таможенного законодательства, нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Статья 82 НК РФ предусматривает право таможенных органов в пределах своей компетенции осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном главой 14 настоящего Кодекса. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 14 НК РФ для налоговых органов.
Таким образом, законодатель не следует концепции разграничения налогового и таможенного контроля. Согласно данной норме таможенные органы могут проводить контроль в формах и с применением методов, которые определены для них как таможенным, так и налоговым законодательством.
Пункт 2 ст.82 НК РФ имеет для таможенных органов основополагающее значение:
- на законодательном уровне определен исключительный состав субъектов налогового контроля;
- полномочиями по осуществлению контрольной деятельности в сфере налогообложения обладают налоговые и таможенные органы;
- порядок осуществления налогового контроля, предусмотренный для налоговых органов в главе 14 НК РФ, распространяется и на таможенные органы;
- таможенные органы при осуществлении налогового контроля обладают полномочиями (правами и обязанностями), предусмотренными в целом главой 14 НК РФ для налоговых органов.
Практическая реализация таможенными органами контрольных налоговых полномочий осуществляется в соответствии со ст.87.1 НК РФ исключительно в форме проведения налоговых проверок. Таким образом, таможенные органы обладают контрольными налоговыми полномочиями, которые предоставлены им налоговым законодательством в определенных НК РФ случаях в отношении лиц, имеющих налоговые обязанности в сфере таможенных правоотношений.
С одной стороны, спектр контрольных налоговых полномочий таможенных органов является ограниченным. Единственной формой налогового контроля со стороны таможенных органов является проверка.
С другой стороны, в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, реализация в полном объеме налогового контроля в форме налоговых поверок - это прерогатива таможенных органов.
Термин "налоговые проверки, проводимые таможенным органом" (ст.87.1 НК РФ) фактически расширяет формы таможенного контроля. Таким образом, осуществляемый таможенными органами таможенный контроль в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле (как комплексной отрасли законодательства), а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, трактуется шире, чем совокупность мероприятий налогового контроля, осуществляемых в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства.
Статья 82 НК РФ к формам налогового контроля относит:
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверку данных учета и отчетности;
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы, предусмотренные настоящим Кодексом, в том числе создание налоговых постов.
К формам таможенного контроля ст.180 ТК РФ отнесены:
- проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей (ст.182 ТК РФ);
- таможенный досмотр (ст.185 ТК РФ), в том числе личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля (ст.189 ТК РФ);
- устный опрос физических и должностных лиц;
- проверка системы учета и отчетности;
- осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
- другие формы, предусмотренные настоящим Кодексом или законодательством Российской Федерации по таможенному делу, в том числе:
взятие проб и образцов товаров (ст.135, 183 ТК РФ);
проверка финансово-хозяйственной деятельности (ст.186 ТК РФ);
инвентаризация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (ст.197 ТК РФ).
Из анализа данных норм можно сделать вывод, что вышеуказанный перечень в большей степени отражает и специальные методы проведения контроля. В то же время следует учитывать органичное единство форм и методов контроля, которое в том числе трактуется как неизбежность взаимодействия налогового контроля в форме налоговых проверок с другими его формами.
Исследование практически совпадающих по используемым методам проверок форм налогового и таможенного контроля показывает, что их различная регламентация, различные цели, задачи, основания проведения, юридические последствия приводят к определенным коллизиям.
Наибольшие разночтения вызывает правомерность применения норм налогового законодательства, регулирующих проведение выездной налоговой проверки, и норм таможенного законодательства, регулирующих осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении контроля таможенными органами.
Исследование нормативной базы показывает недостаточную ее проработку с учетом новых контрольных полномочий, предоставленных таможенным органам. В разделе III письма ГТК России от 13.08.1999 N 07-110/21825 "О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" отдельно обращается внимание таможенных органов на ст.87.1 НК РФ о проведении ими налоговых проверок. Распространение на таможенные органы положений статей НК РФ в части проведения налоговых проверок, безусловно, требует подготовки нормативных актов, регламентирующих инспекционную деятельность таможенных органов в соответствии с налоговым законодательством. В то же время Положение о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств, утвержденное приказом ГТК России от 16.07.2001 N 672, оговаривает существо контроля только в рамках ст.193 ТК РФ. Порядок организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера, утвержденный приказом ГТК России от 31.08.2000 N 784, разработанный в том числе на основании главы 14 НК РФ, регламентирует комплекс контрольно-инспекционных мероприятий исключительно в отношении одного из плательщиков таможенных платежей. Преамбула Методических рекомендаций по проведению таможенного контроля (в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита, утвержденных распоряжением ГТК России от 01.11.2001 N 1025-р (далее - Методические рекомендации ГТК России), гласит, что они разработаны на основании в том числе раздела V НК РФ, но, по существу, не учитывают вышеуказанные положения по порядку осуществления контроля. Положение об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации (утвержденное приказом ГТК России от 02.04.2002 N 300), будучи разработанным на основании в том числе п.2 ст.30 и ст.87.1 НК РФ, регламентирует осуществление таможенного контроля в соответствии с приказом ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров транспортных средств". Таким образом, и плательщикам таможенных платежей, и таможенным органам в отсутствие надлежащих (соответствующих налоговому законодательству) разъяснений со стороны ГТК России достаточно сложно ориентироваться в новом правовом пространстве коррелирующих требований норм таможенного и налогового законодательства.
Представляется, что проверка финансово-хозяйственной деятельности организации, равно как и налоговая проверка, являются самостоятельными формами контроля, определенными законодательством.
Анализ двух форм контроля, осуществляемых таможенными органами, приводит к следующей сравнительной характеристике выездной налоговой проверки и проверки финансово-хозяйственной деятельности организации (см. таблицу).
Проверка финансово-хозяйственной деятельности |
Выездная налоговая проверка |
||
Проверяющий субъект |
Таможенные органы всех уровней (за исключением тамо- женного поста без статуса юридического лица) |
||
Проверяемый субъект |
Лицо, перемещающее товар; лица, осуществляю- щие предпринимате- льскую деятельность в сфере таможенного дела, контроль за которой возложен на таможенные органы; таможенный брокер; перевозчик; владелец склада временного хране- ния; владелец таможенно- го склада; владелец магазина беспошлинной тор- говли |
Декларанты: лицо, перемещающее товар; таможенный брокер |
|
Объект проверки | Совокупность финан- сово -хозяйственных операций, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, иной предпринимательской (хозяйственной) де- ятельности, связан- ной с предоставле- нием услуг в сфере таможенного дела |
Совокупность финансово-хозяйствен- ных операций, связанных с осущест- влением внешнеэкономической деяте- льности: действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему исчислению и уплате таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу или заявлении товаров к иному таможен- ному режиму, правомерному исполь- зованию налоговых льгот, по надле- жащему использованию и учету ус- ловно выпущенных товаров, в отно- шении которых предоставлены льготы |
|
Предмет проверки | Документальные, ве- щественные (в том числе цифровые) но- сители информации о внешнеэкономической деятельности и предпринимательской деятельности в сфе- ре таможенного дела |
Документальные, вещественные (в том числе цифровые) носители ин- формации о совершенных экспортно- импортных операциях, а также иных операциях, подлежащих обложению пошлинами, налогами, таможенными сборами |
|
Базовый метод проверки |
Анализ финансово-экономического состояния организации. Проверка обоснованности и соответствия отражения в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных и фи- нансовых операций, связанных с осуществлением внешне- экономической деятельности*(1) |
||
Цель проверки | Обеспечение соблю- дения законодатель- ства и международ- ных договоров, кон- троль за исполнени- ем которых возложен на таможенные орга- ны*(2) |
Обеспечение соблюдения налогового законодательства в случаях, пре- дусмотренных НК РФ,своевременности и полноты уплаты таможенных плате- жей |
|
Задачи проверки | Оценка достовернос- ти (недостовернос- ти) бухгалтерской (финансовой) отчет- ности и соответст- вия (несоответст- вия) финансово-хо- зяйственной деяте- льности организации требованиям законо- дательства Российс- кой Федерации о та- моженном деле, ино- му законодательству Российской Федера- ции и международным договорам, контроль за исполнением ко- торых возложен на таможенные органы Российской Федера- ции, формулировка выводов о наличии признаков нарушения таможенных правил с их количественной и качественной харак- теристикой*(3),выя- вление сумм неупла- ченных таможенных платежей*(4) |
Оценка достоверности (недостовер- ности) бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствия (несоот- ветствия) финансово-хозяйственной деятельности организации требова- ниям налогового законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Феде- рации в определенных НК РФ случа- ях, исследование и установление оснований (отсутствия оснований) для осуществления налоговых изъя- тий и применение мер ответственно- сти за совершение налоговых право- нарушений |
|
Планирование и подготовка про- верки |
Проведение информационно-аналиической работы. Краткий анализ деятельности субъекта проверки на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа информации и представленных в таможенный орган документов. При необходимости направление запросов в соответствующие государственные органы. Рссмотрение материалов предыдущей проверки, в том числе результатов проверок других налогоплательщиков, требующих встречной проверки, данных о количестве и характере перемещенных товаров, наличия определенных разрешений и лицензий, выданных таможенным органом, исследовании наличия представленных отсрочек, налоговых льгот информации, поступившей из учреждений банков, правоохранительных и контролирующих федеральных органов исполнительной власти (в том числе территориальных налоговых инспе ций) компетентных органов иностранных государств, международных организаций*(5). Результаты подготовите- льной работы излагаются в заключении*(6) |
||
Формальное осно- вание проведения |
Решение руководите- ля (заместителя) таможенного органа о проведении про- верки, оформленное постановлением та- моженного органа на основании календар- ного плана проведе- ния плановых прове- рок, поручений ГТК России,распоряжений начальников регио- нальных таможенных управлений или на- чальников тамо- жен*(7). О проведе- нии проверки изда- ется распоряжение. Проверяющим выдает- ся предписание*(8). (В данном случае возникает коллизия между ведомственны- ми актами.) |
Решение руководителя (заместителя) таможенного органа*(9) |
|
Период деятель- ности, который может быть охва- чен проверкой |
Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств проверка проводится в любое время при наличии достаточных основа- ний полагать о на- личии нарушения за- конодательства или международного до- говора Российской Федерации*(10). Период деятельности проверяемого лица, подлежащий провер- ке, определяется исходя из задач проверки в соответ- ствии с установлен- ным законодательст- вом Российской Фе- дерации о налогах и сборах сроком и с учетом давности привлечения к адми- нистративной ответ- ственности (за иск- лючением проверок, связанных с контро- лем целевого испо- льзования условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отноше- нии которых предос- тавлены льготы по уплате таможенных платежей)*(11). (В данном случае ве- домственная регла- ментация учитывает и нормы НК РФ.) |
Три календарных года, непосредст- венно предшествующих году прове- дения проверки, а также текущий год*(12) |
|
Процессуальные действия, осу- ществляемые в ходе проверки |
1. Доступ на любую территорию и в лю- бые помещения, где могут находиться товары и транспорт- ные средства, под- лежащие контролю, документы, необхо- димые для таможен- ного контроля, либо осуществляется дея- тельность, контроль за которой возложен на таможенные орга- ны. Основание - служебное удостове- рение, документы, подтверждающие на- личие соответствую- щей формы допуска при проверке орга- низации, имеющей особый режим досту- па*(13). 2. Таможенный ос- мотр, в результате которого транспорт- ные средства, поме- щения и другие мес- та, где находятся или могут находить- ся товары и транс- портные средства, подлежащие таможен- ному контролю, мес- та, где осуществля- ется деятельность, контроль за которой возложен на тамо- женные органы, идентифицируются *(15). О проведении осмотра составляет- ся акт*(16). 3. Проведение ин- вентаризации*(18). О проведении соста- вляется акт*(19). 4. Истребование лю- бых документов (включая банковс- кие), касающихся осуществления внеш- неэкономической и иной хозяйственной деятельности, имею- щей отношение к та- моженному делу и функциям таможенных органов*(21). Осно- вание - требование о представлении до- кументов для прове- дения таможенного контроля*(22). При истребовании под- линников документов оформляется Акт приема-передачи до- кументов*(23). 5. Изъятие докумен- тов. Основание - акт таможенного ор- гана*(26). 6. Экспертиза. О взятии проб и об- разцов составляется акт*(28). 7. Привлечение спе- циалистов и экспер- тов. Основание- за- прос таможенного органа для оказания содействия в прове- дении таможенного контроля (для учас- тия в проверке или проведения экспер- тизы), который яв- ляется обязательным для исполнения ру- ководителем госу- дарственного орга- на, предприятия или организации*(30). (Заключение экспер- та не является обя- зательным для про- веряющего*(31).). 8. Получение пись- менных и устных объяснений проверя- емого субъекта*(34) 9.Проведение встре- чной проверки*(36). 10. Опечатывание помещения*(37). 11. Таможенный до- смотр. О проведении составляется акт *(39). 12. Идентификация товаров, транспорт- ных средств, поме- щений и др. мест *(40). 13.Направление зап- росов в банки и иные кредитные уч- реждения, в право- охранительные, на- логовые и иные кон- тролирующие органы об имеющихся сведе- ниях, необходимых для таможенного контроля*(41). 14. Передача мате- риалов в правоохра- нительные и иные контролирующие ор- ганы*(42) |
1. Доступ на территорию и в помещения плательщика таможенных платежей. Основание - служебное удостоверение, решение о проведе- нии проверки, документы, подтверж- дающие наличие соответствующей формы допуска при проверке органи- зации, имеющей особый режим досту- па*(14). 2. Осмотр производственных, склад- ских, торговых и иных помещений и территорий, связанных с содержани- ем товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу*(17). 3. Проведение инвентаризации*(20). 4. Истребование документов, служа- щих основанием для исчисления и уплаты таможенных платежей, а так- же документы, пояснения, подтверж- дающие правильность исчисления и своевременность уплаты*(24). Осно- вание - требование о представлении документов*(25). 5. Выемка документов. Основание - постановление должностного лица, осуществляющего проверку, утверж- денное руководителем (заместите- лем) налогового органа*(27). 6. Экспертиза. Назначается поста- новлением должностного лица, осу- ществляющего проверку*(29). 7. Привлечение специалистов и пе- реводчиков, основание - договор *(32); переводчик обязан явиться по вызову назначившего его долж- ностного лица налогового органа *(33). 8. Получение пояснений налогопла- тельщика*(35). 9. Проведение встречной проверки. 10. Опрос свидетелей*(38) |
|
Оформление резу- льтатов проверки |
Заключение о соот- ветствии деятель- ности организации требованиям законо- дательства Российс- кой Федерации*(43); акт проверки в со- ответствии с требо- ваниями, установ- ленными нормативны- ми актами ГТК Рос- сии*(44), подписы- ваемый членами ко- миссии, проводивши- ми контроль после выпуска |
Справка о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет про- верки и сроки ее проведения, под- писываемая проверяющим*(45); акт налоговой проверки по установлен- ной форме, подписываемый должност- ными лицами таможенного органа, участвующими в проверке, и руково- дителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимате- лем (либо их представителями)*(46) |
|
*(1) Пункт 3 Методических рекомендаций ГТК России. *(2) Часть 1 ст.186 ТК РФ. *(3) Пункт 12 Методических рекомендаций ГТК России. *(4) Подпункт 3 п.39 Методических рекомендаций ГТК России. *(5) Пункт 10 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; п.9 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; п.8 методических рекомендаций ГТК России. *(6) Пункт 11 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; подпункт "е" п.21 указанного Положения. *(7) Пункт 14 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; п.4, 5 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств. Методические рекомендации ГТК России не регламентируют данный аспект. *(8) Пункт 18 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(9) Часть 1 ст.89 НК РФ. *(10) Часть 1 ст.193 ТК РФ. *(11) Пункт 12 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(12) Часть 1 ст.87 НК РФ; п.27 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. *(13) Статья 184 ТК РФ; часть 2 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *14 Статья 91 НК РФ. *(15) Статьи 180, 185 ТК РФ; п.17 Методических рекомендаций ГТК России; часть 8 п.20 Положения об организации инспекционной деятельнос- ти таможенных органов Российской Федерации. *(16) Пункт 11 Методических рекомендаций ГТК России; часть 3 под- пункта "н" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности та- моженных органов Российской Федерации. *(17) Статья 92 НК РФ. *(18) Статья 197 ТК РФ;Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49; письмо ГТК России от 26.03.1998 N 01-15/6068 "Об инвентаризации товаров на таможенных складах и складах временного хранения" (утратило силу на основании приказа ГТК России от 26.11.2001 N 1124); п.17, 18 Методических рекомендаций ГТК России; часть 11 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(19) Пункт 11 Методических рекомендаций ГТК России. *(20) Статья 31 НК РФ; Положение о порядке проведения инвентариза- ции имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом Минфина России от 10.03.1999 N 20н и МНС России от 10.03.1999 N ГБ-3-04/39. *(21) Статьи 182, 186 ТК РФ, Методические рекомендации ГТК России не регламентируют данное процессуальное действие. Косвенно это вытекает из п.11 вышеуказанных Методических рекомендаций, регламентирующего этап документирования проверки, где к рабочей документации относятся копии фактически любых документов проверяемого субъекта и третьих лиц. Части 3, 5 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможен- ных органов Российской Федерации. *(22) Пункт 33 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; подпункт "з" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(23) Подпункт "и" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(24) Статья 93 НК РФ. *(25) Приказ МНС России от 10.04.2000 NАП-3-16-138 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2001 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах"". *(26) Статья 186 ТК РФ; п.7 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; часть 13 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; подпункт "т" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(27) Статьи 89, 94 НК РФ. *(28) Статьи 135, 183 ТК РФ; Положение о порядке взятия аможенными органами Российской Федерации проб и образцов товаров, перемещаемых че- рез таможенную границу Российской Федерации, утвержденное приказом ГТК России от 25.06.1993 N 264. Методические рекомендации ГТК России назы- вают экспертную оценку. *(29) Статья 95 НК РФ. *(30) Статья 183 ТК РФ; часть 7 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; подпункт "м" п.21 указанного Положения. *(31) Подпункт "м" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(32) Статья 96, 97 НК РФ. *(33) Статья 97 НК РФ.Представляется, что данный порядок по анало- гии может быть применен к специалисту. *(34) Статьи 180, 186 ТК РФ; п.12 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; часть 6 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; п.10 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; часть 12 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(35) Статья 31 НК РФ. *(36) Пункт 10 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; часть 12 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(37) Статья 186 ТК РФ; п.23 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; часть 4 подпункта "о" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(38) Статья 90 НК РФ. *(39) Пункты 11, 17 Методических рекомендаций ГТК России; раздел 4 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; часть 10 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(40) Часть 9 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(41) Части 14, 15 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(42) Часть 16 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. (В названной части п.20 Положения в качестве основания указана ст.30 НК РФ, которая не предусматривает данного полномочия.) *(43) Пункты 11, 39 Методических рекомендаций ГТК России. Форма не регламентирована. *(44) Пункт 37 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; п.24 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. *(45) Часть 7 ст.89 НК РФ. *(46) Пункт 1 ст.100 НК РФ. |
На основании представленного выше сравнительного анализа можно сделать вывод, что, хотя таможенный контроль в форме проверки финансово-хозяйственной деятельности организации охватывает больше сфер деятельности, он, в то же время, по существу, совпадает в отношении объекта, выступающего объектом налогового контроля, с выездной налоговой проверкой.
В рамках налоговой проверки процессуальные полномочия проверяющего субъекта, права налогоплательщиков более детально регламентированы на уровне закона. В рамках ст.186 ТК РФ названы только права по истребованию документов и информации, получение письменных и устных объяснений и справок, изъятие документов и опечатывание помещения. Остальные полномочия, определенные в нормативных актах по осуществлению проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, ТК РФ относит к иным формам контроля. Данное смешение представляется не бесспорным, поскольку перечень полномочий, указанных в ст.186 ТК РФ, носит исчерпывающий характер.
Самые большие нарекания вызывает несоответствие Налоговому кодексу действий, осуществляемых таможенными органами после вынесения соответствующего акта. Непосредственно после окончания проверки с целью принятия комплексных и исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, информирования в случае необходимости иных государственных контролирующих и правоохранительных органов проверяющими на имя начальника таможенного органа вместе с актом проверки вносится представление на проведение мероприятий по устранению правонарушений, с которым представители проверяемого лица ознакомлению не подлежат.
Начальник таможенного органа на основании представленных материалов принимает следующие решения:
а) о направлении проверяемому лицу требования об уплате в установленный срок суммы выявленной недоимки и соответствующих пеней (по существующей судебной практике, подобные решения являются наиболее оспоримыми, и, как правило, требования таможенных органов об уплате таможенных платежей признаются недействительными в силу нарушения порядка организации принудительного взыскания недоимки);
б) о направлении материалов в правоохранительный блок таможенного органа;
в) о направлении материалов в другие контролирующие или правоохранительные органы;
г) о недостаточности оснований для привлечения проверяемого лица к ответственности за совершенное правонарушение;
д) о проведении дополнительных мероприятий таможенного или налогового контроля.
Решение оформляется в виде распоряжения, подписывается руководителем таможенного органа и заверяется гербовой печатью. Первый экземпляр решения приобщается к материалам проверки, второй направляется (вручается) проверяемому лицу, третий (четвертый) - в случае необходимости передается в соответствии с решением по результатам проверки в отдел таможенных платежей или правоохранительный блок таможенного органа*(1).
Анализ существующей нормативной базы, регламентирующей проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, в соотношении с положениями НК РФ показывает, что на основании ст.2 НК РФ законодательство о налогах и сборах применяется к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, поскольку это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
В.П. Шавшина,
руководитель Адвокатского таможенного агентства
Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака,
преподаватель СПбГУ
"Налоговый вестник", N 7, июль 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 34 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1