г. Краснодар |
|
04 июня 2019 г. |
Дело N А53-28765/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Краснокутский" (ИНН 6125001219, ОГРН 1026101411973) - Щиброва М.В. (доверенность от 11.09.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2018 (судья Захарченко О.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А53-28765/2018, установил следующее.
СПК "Краснокутский" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации права собственности от 13.07.2018 N 61/034/002/2018-2047 и 61/034/002/2018-2048 на объекты недвижимости - здания с кадастровым номером 61:28:0080201:873 площадью 1087,6 кв. м и с кадастровым номером 61:28:0080201:874 площадью 1210,9 кв. м, расположенные по адресу: Ростовская область Октябрьский район, х. Новогригорьевка, ул. Садовая, 1а (далее - спорные объекты); обязании зарегистрировать право собственности кооператива на спорные объекты недвижимости.
Решением суда от 11.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что на государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором находятся спорные объекты недвижимости;
в ЕГРН сведения о регистрации права на земельный участок отсутствуют. Документы, представленные кооперативом для государственной регистрации, не позволяли регистрирующему органу при проведении правовой экспертизы установить наличие у заявителя прав на земельный участок под спорными объектами недвижимости.
Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель кооператива возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя кооператива, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что СПК Племзаводу "Россия" инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от 25.03.2003 N 11 на строительство склада N 2 в х. Новогригорьевка.
Актом приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.03.2005, утвержденным распоряжением главы Краснокутской сельской администрации Октябрьского района Ростовской области от 30.12.2005 N 129, введены в эксплуатацию построенные СПК Племзаводом "Россия" хозспособом следующие здания склада N 2 (литера А), находящиеся по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, х. Новогригоровка, ул. Садовая, 1а: зерносклад 1210,9 кв. м (литера А-А), зерносклад 1087,6 кв. м (литера А-Д), склад 120,7 кв. м (литера А-Г), мельница 111,7 кв. м (литера А-Е), весовая 59 кв. м (литера А-В).
Постановлением главы Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области от 26.11.2007 N 97 зданию склада N 2 присвоен адрес:
х. Новогригоровка, ул. Садовая, 1а; отделу архитектуры и сопровождения проектов поручено произвести регистрацию адресных документов.
СПК Племзавод "Россия" произвел техническую инвентаризацию зданий склада N 2, получил технический паспорт на здания склада N 2 (литера А), а также получил кадастровые паспорта на здания склада N 2: зерносклад 1210,9 кв. м с кадастровым номером 61:28:008201:874; зерносклад 1087,6 кв. м с кадастровым номером 61:28:008201:873; склад 120,7 кв. м с кадастровым номером 61:28:008201:875;
мельница 111,7 кв. м с кадастровым номером 61:28:008201:876; весовая 59 кв. м с кадастровым номером 61:28:008201:872.
На основании протоколов собраний от 24.11.2009 и 30.10.2009 СПК Племзавод "Россия" переименован в кооператив; внесены соответствующие изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ.
Постановлением главы Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области от 16.12.2016 N 72 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории поселения со следующими характеристиками: общая площадь 9442 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования "объекты хозяйственного назначения", адрес: Ростовская область, Октябрьский район, х. Новогригоровка, ул. Садовая, 1а, кадастровый квартал 61:28:0080201.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения кооператива в управление с заявлением от 04.04.2018 о государственной регистрации права собственности на спорные объекты.
По результатам проведенной управлением правовой экспертизы представленных документов заявителю уведомлениями от 16.04.2018 сообщено о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество до 13.07.2018 на основании пункта 2 статьи 14, пункта 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Кооператив представил дополнительные документы: сообщение председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области от 15.08.2017 N 89/814-11, сообщение главы Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области от 12.05.2017 N 457, схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 01.01.2016, постановление главы Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области от 16.12.2016 N 72, постановление главы Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области от 26.11.2007 N 97, технический паспорт от 08.09.2007.
По итогам рассмотрения представленных документов управление сообщениями от 13.07.2018 N 61/034/002/2018-2047 и 61/034/002/2018-2048 отказало кооперативу в государственной регистрации права собственности на спорные объекты, ввиду непредставления на регистрацию правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположены спорные объекты недвижимости.
Полагая действия управления нарушающими его права и законные интересы, кооператив обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного Закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Как разъяснено в пункте 24 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 в редакции от 25.01.2013 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73), в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных кооперативом требований. Правовых препятствий для осуществления управлением регистрационных действий, с учетом представленных кооперативом документов, не имелось.
При этом судебные инстанции установили, что земельный участок общей площадью 9442 кв. м с кадастровым номером 61:28:0080201:884, на котором расположены спорные объекты, находится в границах земельного участка, предоставленного кооперативу в постоянное бессрочное пользование по государственному акту от 24.02.1951 N 461134, что подтверждается заключением ООО "Судебно-экспертная служба "Экспертиза недвижимости"" от 03.12.2018 N 1-1557-Э/2018 (управлением данные обстоятельства не опровергнуты). Представленный заявителем кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 61:28:0080201:884 содержит информацию о нахождении объектов недвижимости в границах данного земельного участка. Суды также учли принятие кооперативом мер к оформлению права собственности на земельный участок под спорными объектами в соответствии с нормами земельного законодательства.
Кроме того, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок, разрешение на строительство (часть 3 статьи 55 Градостроительный кодекс Российской Федерации). В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительный кодекс Российской Федерации отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок у заявителя является самостоятельным основанием для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Суды учли, что в управление кооператив также представил акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.03.2005, утвержденный распоряжением главы Краснокутской сельской администрации Октябрьского района Ростовской области от 30.12.2005 N 129, который не оспорен и не признан недействительным в судебном порядке (при рассмотрении данного вопроса уполномоченный орган местного самоуправления проверял факт наличия у заявителя правоустанавливающего документа на земельный участок, проводилась правовая экспертиза представленных документов).
Несогласие управления с оценкой доказательств, данной судами первой и апелляционной инстанций, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов и по существу свидетельствует о необходимости иной оценки доказательств по делу, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Несогласие стороны с выводами судов, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А53-28765/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных кооперативом требований. Правовых препятствий для осуществления управлением регистрационных действий, с учетом представленных кооперативом документов, не имелось.
При этом судебные инстанции установили, что земельный участок общей площадью 9442 кв. м с кадастровым номером 61:28:0080201:884, на котором расположены спорные объекты, находится в границах земельного участка, предоставленного кооперативу в постоянное бессрочное пользование по государственному акту от 24.02.1951 N 461134, что подтверждается заключением ООО "Судебно-экспертная служба "Экспертиза недвижимости"" от 03.12.2018 N 1-1557-Э/2018 (управлением данные обстоятельства не опровергнуты). Представленный заявителем кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 61:28:0080201:884 содержит информацию о нахождении объектов недвижимости в границах данного земельного участка. Суды также учли принятие кооперативом мер к оформлению права собственности на земельный участок под спорными объектами в соответствии с нормами земельного законодательства.
Кроме того, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок, разрешение на строительство (часть 3 статьи 55 Градостроительный кодекс Российской Федерации). В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительный кодекс Российской Федерации отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок у заявителя является самостоятельным основанием для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения на ввод объекта в эксплуатацию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июня 2019 г. N Ф08-4274/19 по делу N А53-28765/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28765/18
15.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8295/19
30.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11306/19
04.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4274/19
19.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-78/19
11.12.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28765/18