Как платить налоги, если организация дарит подарки*(1)
Для начала разберемся, всегда ли расходы, связанные с распространением призов и подарков, можно рассматривать как рекламу. В подавляющем большинстве случаев ответ будет положительным. Действительно, бесплатная раздача товаров удовлетворяет определению рекламы, которое приведено в статье 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе". Это объясняется тем, что посредством подобных акций фирма распространяет информацию, которая призвана привлечь дополнительный интерес к ее деятельности.
Пожалуй, исключением могут быть ситуации, когда изначально предполагается распространение подарков среди определенного круга лиц. К примеру, среди постоянных клиентов организации. Однако и здесь нужно быть осторожным. Во-первых, расходы на такие подарки все равно могут включаться в налоговую базу по налогу на рекламу. Это будет зависеть от того, указаны ли расходы на призы и подарки в актах органов местного самоуправления, которыми установлен налог на рекламу, или нет. А во-вторых, не всегда можно однозначно сказать, что информация ориентирована на ограниченное число пользователей. Например, если подарки получают отдельные покупатели путем случайного выбора из базы клиентов. В данном случае бесплатное распространение товаров будет вполне удовлетворять определению рекламы.
Итак, каковы же налоговые последствия для организации, которая решила провести акцию с вручением призов и подарков?
Налог на прибыль и НДС
Расходы на раздачу призов и подарков будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, если они соответствуют критериям, приведенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. То есть эти расходы должны быть экономически оправданными, а также подтверждаться документами. Кроме того, фирме, которая бесплатно распространяет товары среди покупателей, очень важно позаботиться о документальном подтверждении рекламного характера такой акции. Например, руководитель организации может издать приказ, утверждающий порядок и цели проведения рекламной акции. Если этого не сделать, подобное мероприятие может быть рассмотрено как безвозмездная передача товаров (п.16 ст.270 НК РФ). В результате расходы на призы и подарки не будут учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Пример 1
ЗАО "Мир" решило провести в рекламных целях розыгрыш призов среди своих покупателей. Предполагалось разыграть 50 компакт-дисков и 3 музыкальных центра. Мероприятие было запланировано на 1 сентября 2003 года.
20 августа 2003 года директор "Мира" издал приказ, в котором утвердил порядок и цели проведения мероприятия (см. ниже).
ЗАО "Мир"
г.Москва
Приказ
С целью увеличения доходов от реализации товаров приказываю 1 сентября 2003 года провести рекламную акцию. Основной задачей акции является распространение информации о товарах, предлагаемых ЗАО "Мир". В рамках рекламной акции предлагается бесплатно распространить 1 сентября 2003 года среди покупателей: 50 компакт-дисков; 3 музыкальных центра Sony Rt-8900.
Материально ответственным лицом назначить старшего продавца Денисова Д.Д.
Генеральный директор ___Иванов___/Иванов И.И/
Фирма, которая проводит рекламную акцию, должна позаботиться и о документах, подтверждающих все понесенные в связи с этим расходы. Иначе не будет выполнено требование пункта 1 статьи 252 Кодекса о документальном подтверждении всех расходов. Поэтому имеет смысл назначить материально ответственных лиц, четко определить стоимость отпускаемых для распространения в рекламных целях товаров.
Чтобы обосновать экономическую целесообразность данных расходов, можно подготовить документ, в котором нужно проанализировать ожидаемый эффект от рекламной акции. Например, обозначить в нем планируемое привлечение дополнительных клиентов, увеличение выручки и т.п.
Расходы на распространяемые в рамках рекламных акций призы и подарки для целей главы 25 НК РФ включаются в состав нормируемых расходов. Они уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только в части, не превышающей 1% от выручки. Об этом говорится в пункте 4 статьи 264 Кодекса. В связи с этим не всегда полностью включается в состав налоговых вычетов НДС, уплаченный при приобретении товаров, которые предназначены для бесплатной раздачи. Напомним, что вычету подлежит только та часть НДС, которая относится к расходам, осуществленным в пределах норм.
Вопросу обложения НДС операций по бесплатному распространению товаров следует уделить особое внимание. С точки зрения главы 21 Кодекса у фирмы возникает объект налогообложения - передача права собственности на товары на безвозмездной основе (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Такова позиция МНС России. В результате налоговую базу по НДС необходимо увеличить на стоимость распространенных в ходе рекламной акции товаров. В этом случае стоимость должна определяться в порядке, аналогичном тому, который устанавливает статья 40 НК РФ. Так сказано в пункте 2 статьи 154 Кодекса. Если фирма одновременно реализует эти товары за деньги, то при безвозмездной передаче цену имеет смысл сделать немного ниже. Главное - чтобы она не отклонялась более чем на 20%, иначе налоговая инспекция будет вправе доначислить НДС.
Некоторые сложности могут возникнуть при заполнении книги продаж. Понятно, что выставить счет-фактуру каждому получателю подарка невозможно. Нельзя при бесплатной раздаче и выбивать чеки. Одним из вариантов действия в подобной ситуации является составление единого счета-фактуры на каждую партию розданных товаров.
Дорогие подарки
Конечно, лучше избегать случаев, когда стоимость подарка физическому лицу превышает 2000 руб. Это связано с тем, что призы и подарки дороже 2000 руб. будут являться его доходом и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Есть и другие основания не делать подарки слишком дорогими. Дело в том, что при дарении на сумму, превышающую 5 МРОТ, организация обязана заключить договор в письменной форме (ст.574 ГК РФ). Размер МРОТ следует брать равным 450 руб. Таким образом, письменный договор обязателен, если стоимость подарка превышает 2250 руб. (450 руб. х 5).
Однако в некоторых ситуациях стоимость передаваемого бесплатно товара должна быть существенна. Как правило, это относится к розыгрышам призов в рамках разнообразных рекламных акций. В последнее время многие компании разыгрывают дорогостоящую бытовую технику, иногда в списке призов анонсируются автомобили.
В таких случаях фирма должна заключить договор дарения в письменной форме. Поэтому есть смысл заранее подготовить бланк договора и при выдаче приза дополнить его лишь данными о физическом лице.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что стоимость разыгрываемого музыкального центра составляет 10000 руб.
Стоимость музыкального центра превышает 5 МРОТ (2250 руб.). Для тех, кто его выиграл, фирма подготовила бланк договора дарения (см. ниже).
Договор N __
дарения движимого имущества
Закрытое акционерное общество "Мир", именуемое в дальнейшем Даритель, в лице Генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, и гр. _____________________, именуемый в дальнейшем Одаряемый, проживающий по адресу _______________, заключили договор о нижеследующем:
На основании настоящего договора Даритель безвозмездно передает в собственность Одаряемому музыкальный центр Sony Rt-8900.
Даритель Одаряемый
Генеральный директор ЗАО "Мир" Гр. Иванов /Иванов И.И./
Паспорт:
серия ______N______
выдан______________
У обладателей призов возникает объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Облагаться такой доход будет в части, которая превышает 2000 руб. При этом следует применять ставку 35% (п.2 ст.224 НК РФ). В рассматриваемой ситуации организация признается налоговым агентом и должна исчислить, а также удержать и перечислить налог. Основная проблема заключается в том, что сделать это возможно, только если фирма выдает денежные призы. Во всех остальных случаях она не сможет удержать налог. Ведь уплачивать налог за счет средств налоговых агентов запрещено (п.9 ст.226 НК РФ).
В то же время, если невозможно удержать исчисленную сумму налога, фирма обязана в течение одного месяца сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту учета. Это установлено в пункте 5 статьи 226 Кодекса. Также по окончании года фирма должна представить в инспекцию формы 2-НДФЛ по физическим лицам, которые получили подарки стоимостью более 2000 руб. Помимо этого на каждого обладателя такого подарка необходимо завести налоговую карточку по форме 1-НДФЛ. Данные формы утверждены приказом МНС России от 02.12.2002 N БГ-3-04/686.
Таким образом, при вручении приза или подарка обязательно нужно выяснить паспортные данные получателя. Одновременно имеет смысл предупредить его об обязанности уплатить налог с полученного дохода. Если размер налога окажется для обладателя приза слишком большим, целесообразно предложить ему получить эквивалентную сумму, удержав из нее налог на доходы физических лиц.
Подарки при покупке товаров
Часто подарки вручаются, если покупатель приобретает конкретный товар или тратит на покупки определенную сумму денег. Например, чтобы стимулировать продвижение новых товаров, магазины предлагают подарки тем, кто приобретет их в течение заявленного периода.
Иногда проще и выгоднее оформить такие подарки как обыкновенную реализацию и одновременно предоставить покупателю скидку на приобретаемый товар. Причем размер скидки сделать равным стоимости подарка. Другими словами, предприятие оформит две операции: по реализации товара и подарка. Поскольку стоимость подарка в точности соответствует скидке, покупатель заплатит лишь цену товара.
Покупная стоимость подарка в рассматриваемой ситуации уменьшит налогооблагаемую прибыль. Налогооблагаемой базы для исчисления налога на доходы физических лиц не будет.
В то же время необходимо иметь в виду, что в результате предоставления скидки на товар его цена не должна снизиться более чем на 20%. В противном случае налоговая инспекция вправе пересчитать налоги исходя из рыночных цен. Цены в этом случае будут определятся на основании положений статьи 40 НК РФ.
Обращаем внимание: обоснованием применения скидок должна быть маркетинговая политика организации. Оформить ее можно как приказ или распоряжение руководителя организации. Об этом, в частности, говорится в письме Управления МНС России по г.Москве от 22.11.2001 N 03-12/53959.
Пример 3
ЗАО "Мир" приняло решение стимулировать продажи новых моделей мониторов. Каждому, кто приобретет такой монитор в течение августа 2003 года, предлагаются в подарок колонки для компьютера.
Покупная цена монитора - 18000 руб. (в том числе НДС - 3000руб.). Продажная цена - 25200 руб. (в том числе НДС - 4000 руб., налог с продаж - 1200 руб.).
Цена, по которой продаются колонки в магазине, - 1260 руб. (в том числе НДС - 200 руб., налог с продаж - 60 руб.). Покупная стоимость колонок - 960 руб. (в том числе НДС - 160 руб.)
За август "Мир" продал 10 мониторов и вручил в качестве подарков 10 комплектов колонок.
Размер скидки на монитор составит 1260 руб. То есть цена монитора со скидкой будет равна 23940 руб. (25200 руб. - 1260 руб.). Налог с продаж, начисленный на стоимость монитора с учетом скидки, - 1140 руб. (1200 руб. - 60 руб.), НДС - 3800 руб. (4000 руб. - 200 руб.).
В результате предоставления скидки цена на монитор снизилась на 5% (1260 руб. : 25200 руб.). Так как новая цена на монитор не отклоняется от прежней цены более чем на 20%, налоговая инспекция не вправе пересчитать продажную цену товаров.
В налоговом учете за август 2003 года бухгалтер "Мира" отразит доходы от реализации в сумме 200000 руб. ((19000 руб. + 1000 руб.) х 10 шт.).
Указанные доходы будут уменьшены:
- на покупную стоимость мониторов - 150000 руб. ((18000 руб. - 3000 руб.) х 10 шт.);
- на покупную стоимость колонок - 8000 руб. ((960 руб. - 160 руб. х 10 шт.).
Н.Н. Катаева,
аудитор ЗАО "Аудиторская поддержка"
"Российский налоговый курьер", N 15, август 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья подготовлена при участии Департамента налогообложения прибыли МНС России, согласована с Департаментом косвенных налогов и Департаментом налогообложения физических лиц МНС России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99