г. Краснодар |
|
05 июня 2019 г. |
Дело N А61-5129/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Илюшникова С.М. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148) - Кудзиевой А.С. (доверенность от 10.01.2018),в отсутствие представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1504001238, ОГРН 1021500510679), общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВИАЛ"" (ИНН 9102177780, ОГРН 1159102078387), Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи арбитражного суда Республики Северная Осеттия - Алания (судья Коптева М.Б.) кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы по Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.12.2018 (судья Коптева М.Б.) на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А61-5129/2018, установил следующее.
БУЗ Ставропольского края "Ставропольская краевая клиническая больница" (далее - учреждение, заказчик) обратилось с требованием о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) от 16.07.2018 по делу N 219-07/18.
Решением суда от 10.12.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.03.2019, требования учреждения удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств того, что действия заказчика по включению в техническое задание дополнительных характеристик лекарственного препарата привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
В кассационной жалобе управление просит отменить приятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований учреждения. Как указывает податель жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи представитель управления поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, просила судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 18.06.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок Управление Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0310200000318001390 на поставку медикаментов (далее - аукцион) и документация для проведения аукциона (далее - аукционная документация).
Документация о проведении указанного аукциона 18.06.2018 была утверждена учреждением.
Согласно аукционной документации были установлены следующие сроки: начало подачи заявок - 18.06.2018, окончание - 27.06.2018, начало срока предоставления разъяснений положений документации - 20.06.2018, окончание срока разъяснений положений документации - 03.07.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 663 920 рублей.
В соответствии с техническим заданием, изложенным в аукционной документации, к поставке предложен лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (МНН) "Йопромид" по следующим характеристиками: код ОКПД 2 - 21.20.23.112; форма выпуска - раствор для инъекций; дозировка - 370 мг йода/мл 100 мл; количество - 72 тыс. шт.; характеристики объекта закупки - раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, 100 мл - картриджи. Возможна поставка лекарственного препарата во флаконах с условием безвозмездной передачи лечебному учреждению наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты.
3 июля 2018 года Управление Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд составлен протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе N 1, согласно которому принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "Торговый дом "ВИАЛ"" (заявка N 4) на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в связи с тем, что информация, представленная в его заявке на участие в Аукционе, предусмотренная подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, не соответствует требованиям, установленным абзацем "б" подпункта 1 пункта 6.1 части 6 аукционной документации, а именно: "предлагаемый к поставке товар ""Йопромид" раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 100 мл - флаконы (10) - пачки картонные" по показателю "флаконы (10) - пачки картонные" не соответствует значению, установленному в спецификации аукционной документации, требование заказчика "раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, 100 мл - картриджи". На основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 1380), допускается возможность поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах, участником аукциона не дано согласие на поставку лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant)".
9 июля 2018 года ООО "Торговый дом "ВИАЛ"" подало жалобу N 972 в управление на действия Единой комиссии Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд при проведении аукциона. ООО "Торговый дом "ВИАЛ"" посчитало, что комиссия необоснованно отклонила заявку на участие в аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы управление вынесло решение от 16.07.2018 по делу N А219-07/18, в соответствии с которым жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ"" признана необоснованной; в действиях заказчика установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, подпункта "в" пункта 5 постановления N 1380 (т.1, л. д. 11 - 19).
16 июля 2018 года управление вынесло предписание по делу N А219-07/18, в соответствии с которым заказчик обязывался в течение трех дней со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении аукциона (пункт 1), для чего необходимо следующее.
1.1. Отменить итоги проведения аукциона и отменить все протоколы, составленные в ходе его проведения.
1.2. Привести документацию для проведения аукциона, утвержденную 16.06.2018 заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе с учетом решения управления от 16.07.2018 путем внесения в нее соответствующих изменений, разместив ее в установленном порядке в Единой информационной системе в сфере закупок.
1.3. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе, не менее чем на 7 дней со дня размещения в Единой информационной системе в сфере закупок изменений, внесенных в аукционную документацию, возвратить участникам закупки поданные заявки с уведомлением о прекращении их действия и о возможности подачи новых заявок.
2. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" предоставить возможность заказчику и Управлению Республики Северная Осетия - Алания исполнить пункт 1 данного предписания.
3. Заказчику, Управлению Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд и оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" в срок до 10.08.2018 представить в управление подтверждение исполнения пункта 1 предписания.
Не согласившись с решением и предписанием управления, учреждение обратилось в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (часть 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
Частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и абзацем "б" подпункта 1 пункта 6.1 раздела 6 аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на поставку товара, должна содержать: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 5 информационной карты аукционной документации указано, что предметом аукциона является поставка медикаментов, и что поставщик обязан поставить товар, являющийся объектом закупки, в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, спецификацией, проектом контракта.
Согласно пункту 21 информационной карты аукционной документации участникам закупки, заявки которых содержат предложение о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок-товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства, что предусмотрено пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Постановлением N 1380 устанавливаются особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - лекарственные препараты), в документации о закупке лекарственных препаратов при осуществлении таких закупок.
Описание объекта закупки, согласно пункту 6 постановления N 1380, может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик; показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о недоказанности наличия в действиях учреждения нарушения положений пункта 1 части 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ подпунктов "в" пункта 5 постановления N 1380 и признали незаконными решение и предписание управления от 16.07.2018 N А219-07/18, удовлетворив заявленные учреждением требования.
Управление сделало вывод о несоответствие аукционной документации положениям подпункта "в" пункта 5 постановления N 1380 при описании объекта, поскольку в аукционной документации указан объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата - 100 мл, без возможности поставки препаратов с иным объемом.
Суды приняли во внимание инструкцию по применению к лекарственному препарату "Йопромид", из которой следует, что он является раствором, способы и объемы введения которого зависят от вида исследования. Из размещенных в открытом доступе инструкций различных производителей следует, что данный медицинский препарат выпускается в жидком виде; допускается единственный прокол резиновой пробки; неипользованный после вскрытия флакон раствора препарата следует уничтожить. Согласно инструкции флаконы, содержащие 200 мл и 500 мл препарата следует использовать только для определенного вида введения с использованием автоматического инжектора или другого оборудования в целях обеспечения стерильности. В любом случае флакон в объемах 200 мл и 500 мл после вскрытия может быть использован в течение 10 часов, а после подлежит уничтожению. Таким образом, заказчик в данном случае указал определенную форму и объем выпуска, необходимую ему для обеспечения надлежащего проведения диагностических исследований.
Суды верно отметили, что вопрос взаимозаменяемости различных форм выпуска препарата не является спорным, так как в спецификации заказчик, руководствуясь частью 3 постановления N 1380 допускает возможность поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах. Суды заключили, что заказчик доказал существенность указанной характеристики лекарственного препарата Йопромид для целей обеспечения безопасности пациентов в процессе проведения исследований, что и было им отражено в техническом задании.
Суды правомерно исходили из того, что предмет аукциона определен исходя из потребностей заказчика, обосновавшего необходимость предоставления товара с соответствующими характеристиками, которые отвечают его потребностям. Доказательств обратного управлением не представлено. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что действия учреждения по включению в техническое задание дополнительных характеристик лекарственного препарата привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Судебные инстанции правомерно сослались на письмо Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5, а также на Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, в котором отражено, что указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.12.2018 на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу N А61-5129/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно отметили, что вопрос взаимозаменяемости различных форм выпуска препарата не является спорным, так как в спецификации заказчик, руководствуясь частью 3 постановления N 1380 допускает возможность поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах. Суды заключили, что заказчик доказал существенность указанной характеристики лекарственного препарата Йопромид для целей обеспечения безопасности пациентов в процессе проведения исследований, что и было им отражено в техническом задании.
...
Судебные инстанции правомерно сослались на письмо Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5, а также на Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, в котором отражено, что указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2019 г. N Ф08-3888/19 по делу N А61-5129/2018