• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2024 г. N Ф08-12179/23 по делу N А25-4169/2022

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Апелляционный суд, отменяя решение в части и удовлетворяя требование общества о признании незаконным решения аукционной комиссии о недопуске к участию в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, исходил из следующего. По общему правилу заготовка древесины, как гражданами, так и юридическими лицами возможна на основании договора аренды лесных участков, органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе использовать леса. При этом законодатель сделал исключение из общего правила, предусмотрев в статье 29.1 Лесного кодекса возможность заготовки древесины не для извлечения прибыли, а для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений. При этом субъекты Российской Федерации наделены полномочиями определять в региональном законодательстве исключительные случаи, при которых допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения публичных нужд. В свою очередь, при охране, защите и воспроизводстве лесов государственная (муниципальная) нужда состоит не в заготовке древесины, а в работах, связанных с выполнением мероприятий, предусматривающих рубку лесных насаждений. Соответственно, потребность в таких работах определяется непосредственно органами государственной власти (местного самоуправления), являющимися инициаторами проведения торгов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Лицо, подавшее заявку на участие в торгах, не является субъектом, который определяет наличие у публичного образования потребности в проведении тех или иных работ, в отношении которых осуществляется закупка для государственных (муниципальных) нужд. В этой связи, установленное в аукционной документации требование к участнику торгов о необходимости приложения к заявке на участие в аукционе "основания для заготовки древесины в исключительных случаях для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно статье 10 Закона N 4-РЗ" не соответствует закону. Отстранение общества от участия в аукционе по мотиву отсутствия в поданной им заявке соответствующего основания, не только противоречит положениям лесного законодательства, но и нарушает права (интересы) последнего в сфере предпринимательской деятельности. Также министерство по запросу апелляционного суда представило документы второго участника аукциона (учреждения), которые прилагались к заявке на участие в аукционе. Суд установил, что документ - основание для заготовки древесины в исключительных случаях для обеспечения государственных и муниципальных нужд, представленное учреждением, не отвечало требованиям, содержащимся в извещении о проведении электронного аукциона. Письмо учреждения от 08.07.2022 N 65, которое прилагалось к заявке на участие в аукционе, содержит просьбу о выделении лесосеки лесных насаждений хвойных пород на территории земель лесного фонда республиканского государственного казенного учреждения "Бескесское лесничество" в Пхиинском участковом лесничестве в количестве 2 635 м куб. ликвидной древесины для финансового обеспечения учреждения. При этом в данном письме, адресованном министерству, не указано ни одно из оснований для заготовки древесины, перечисленных в статье 10 Закона N 4-РЗ. Кроме того, указанное письмо направлено министерству за 3 месяца до опубликования извещения о проведении торгов. Несмотря на это, учреждение допущено аукционной комиссией к участию в торгах, а впоследствии с ним заключен договор купли-продажи лесных насаждений. Таким образом, организатор торгов нарушил порядок организации и проведения торгов, что выразилось в установлении в аукционной документации требований, направленных на ограничение круга претендентов на участие в аукционе и последующее отклонение заявки одного из потенциальных участников торгов. В этой связи суд апелляционной инстанции удовлетворил требование общества о признании незаконным решения аукционной комиссии об отказе в допуске заявителя к участию в торгах. Поскольку с учреждением уже был заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 28.11.2022 N 18, а требований о признании недействительными торгов и названного договора общество не заявляло, оснований ля удовлетворения иных требований заявителя апелляционный суд не усмотрел.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса)."