г. Краснодар |
|
07 июня 2019 г. |
Дело N А20-3408/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0709004615, ОГРН 1020701193336), направившей ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, индивидуального предпринимателя Кумыкова Б.Б. (ИНН 071608013472, ОГРНИП 305071607300017), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.12.2018 (судья Тишкова Ф.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.М., Годило Н.Н.) по делу N А20-3408/2018, установил следующее.
Местная администрация городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Кумыкову Б.Б. (далее - предприниматель) об обязании в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу передать ей архивные документы и документы по личному составу должника - унитарного муниципального предприятия "Производственное объединение коммунальных предприятий" (далее - должник) согласно Перечню типовых управленческих документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организации, с указанием сроков хранения, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.20110 N 558 в отношении граждан, работавших у должника.
Решением суда от 20.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.03.2019, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что пропущен срок исковой давности для подачи данного иска. Кроме того, администрация, зная о том, что спорные документы находятся на территории должника, не предпринимала действия и меры к осуществлению сохранности спорной документации должника, учредителем которого она являлась.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты.
По мнению подателя жалобы, суды не дали оценку доводу о том, что конкурсный управляющий должника не обращался в муниципальный архив о передаче документов должника, что противоречит положениям пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьям 20, 21 и пункту 8 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации (далее - Закон об архивном деле). При этом является неверным вывод судов о том, что завершение конкурсного производства по делу о банкротстве может освобождать конкурсного управляющего от исполнения возложенной на него обязанности или служить препятствием для исполнения такой обязанности. Кроме того, суды, указывая на начало течения срока исковой давности с 06.05.2013, не учли, что законодательством не установлен пресекательный срок передачи конкурсным управляющим документов в архив и в течение которого администрация вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к передаче документов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, единственным учредителем должника - администрацией принято решение о его добровольной ликвидации, создана ликвидационная комиссия, которая обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом). Определением суда от 22.06.2010 по возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) должника (N А20-2156/2010). Решением суда от 19.08.2010 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Кумыков Б.Б. Определением суда от 06.05.2013 принят отчет конкурсного управляющего, конкурсное производство в отношении должника завершено, с администрации в пользу арбитражного управляющего взыскано вознаграждение в размере 632 130 рублей.
В рамках дела N А20-2156/2010 также установлено, что согласно отчету о результатах проведения конкурсного производства работа по формированию и реализации имущества, а также по отысканию имущества должника завершена; иное имущество у должника отсутствует; иных источников формирования конкурсной массы не имеется.
В судебном заседании 06.05.2013 при завершении конкурсного производства, в судебном заседании принимал участие представитель администрации, который не возражал относительно завершения конкурсного производства, в том числе, в связи с тем, что архивные документы не были сданы в архив.
При указанных обстоятельствах, суд по делу N А20-2156/2010 пришел к выводу о выполнении и об окончании всех мероприятий в рамках дела о банкротстве должника и завершил конкурсное производство. Запись о ликвидации предприятия внесена в ЕГРЮЛ 17.06.2013.
Администрация 18.07.2018 обратилась в арбитражный суд с заявлением о нарушении конкурсным управляющим должника требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и Закона об архивном деле, поскольку им не осуществлена передача в архив документов, подлежащих хранению.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Законом об архивном деле.
Согласно пункту 8 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Из части 1 статьи 17 Закона об архивном деле следует, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 данного Федерального закона.
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (далее - Перечень).
В соответствии со статьей 20 Закона об архивном деле приему на хранение в государственные архивы подлежат документы, образовавшиеся в процессе деятельности государственных органов и организаций, являющихся источниками комплектования государственного архива.
Исходя из вышеизложенного, суды верно указали, что документы в архив должны быть сданы конкурсным управляющим до даты подачи ходатайства о завершении конкурсного производства. Вместе с тем определением суда от 06.05.2013 по делу N А20-2156/2010 конкурсное производство в отношении должника завершено. При этом суды установили, что в судебном заседании принимал участие представитель администрации, который не заявил возражений относительно завершения конкурсного производства в связи с тем, что имеются документы, подлежащие передаче в архив.
В связи с этим суд сделал вывод о выполнении всех мероприятий в рамках дела о банкротстве должника.
Суды также установили, что архивные документы находятся в помещении ликвидированного должника, доступ к которому у администрации имеется, о чем свидетельствует служебная записка начальника отдела администрации от 31.01.2018 N 4, который установил, что документы находятся в бесхозном состоянии и существует реальная угроза их утраты. Вместе с тем администрация, которая инициировала ликвидацию должника путем назначения ликвидатора и подачи заявления о признании должника банкротом по упрощенной системе ликвидируемого должника, не заявила при завершении конкурсного производства о том, что спорные документы не сданы в архив, и с 06.05.2013 не предпринимала действий и мер к осуществлению сохранности спорной документации должника, учредителем которого являлась.
При указанных обстоятельствах суды верно указали, что администрация, являющаяся единственным учредителем ликвидированного предприятия, при должной степени осмотрительности и заботливости, вправе организовать процесс сохранности и сдачи (принятия) в архив документации должника, имеющей социальную направленность во избежание нарушения прав и законных интересов бывших работников должника, о которых проявляется забота спустя более пяти лет с даты вынесения судебного акта о завершении конкурсного производства.
Суды также обоснованно указали, что для подготовки документов должника к сдаче в архив необходимо заключить договор оказания услуг по архивной обработке документов, оплата по которому может быть осуществлена за счет конкурсной массы. Однако, завершая процедуру банкротства, установлен факт отсутствия у должника имущества. Нормами законодательства о банкротстве не предусмотрено, что услуги по архивной обработке документов производятся за счет средств конкурсного управляющего. Кроме того, суды пришли к выводу о пропуске срока исковой давности для подачи иска.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии с частью 1 статьи 200 Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Следовательно, суды верно отметили, что трехлетний срок в части заявленных исковых требований исчисляется с даты завершения конкурсного производства, то есть с 06.05.2013, и истек 06.05.2016. Учитывая, что истец обратился с иском в суд 17.07.2018, суды обоснованно указали на пропуск срока исковой давности.
Довод о невозможности применения к данному спору срока исковой давности, поскольку законодательством не установлен пресекательный срок передачи конкурсным управляющим документов в архив и в течение которого администрация вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к передаче документов, отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019 по делу N А20-3408/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.