г. Краснодар |
|
10 июня 2019 г. |
Дело N А32-20147/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СКФ Атлантик" (ИНН 7841491303, ОГРН 1137847437090) - Евсеевой О.В. (доверенность от 26.03.2019), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Петецкой И.В. (доверенность от 11.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2018 (судья Лукки А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 (судьи Соловьева М.В., Ильина М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-20147/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СКФ Атлантик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Новороссийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) об отказе в выплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, выраженное в письмах от 27.04.2018 N 13-23/13668 и от 27.07.2018 N13-23/25028; взыскании с Новороссийской таможни процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 49 573 055 рублей 87 копеек; взыскании с Новороссийской таможни расходов по уплате государственной пошлины в размере 209 000 рублей (уточненные требования).
Решением суда от 17.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.01.2019, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы неправомерностью бездействия таможни.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить судебные акты. Податель жалобы, ссылаясь на неправильное толкование судами пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), считает, что проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в апреле 2014 года общество на основании договора бербоут-чартера, заключенного с кипрской компанией "Каратио Шипинг Компани Лимитед", ввезло на таможенную территорию Таможенного союза нефтеналивной танкер "Аничков Бридж" (далее - танкер, судно). Танкер по ДТ N 10317100/170414/0005256 помещен под таможенную процедуру временного ввоза. При этом в отношении судна предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины и НДС в связи с его включением в Российский международный реестр судов (далее - РМРС).
15 декабря 2014 года таможенная процедура временного ввоза в отношении танкера завершена путем его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10317100/151214/0017168.
В период с октября 2015 года по январь 2016 года таможней проводилась камеральная таможенная проверка общества по вопросу соблюдения условий помещения танкера под таможенную процедуру временного ввоза.
27 января 2016 года таможня составила акт камеральной таможенной проверки N 10317000/400/270116/А0072, в котором сформировала вывод о нарушении обществом условий таможенной процедуры временного ввоза в период нахождения танкера под таможенной процедурой временного ввоза и предложение о принятии решения о необходимости уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении судна.
27 января 2016 года таможня приняла решение по результатам таможенной проверки N 10317000/400/270116/Т0072, которым установила необходимость уплаты таможенных пошлин и налогов. 28 января 2016 года на основании указанного акта и решения таможня выставила обществу требование об уплате таможенных платежей N 104 на сумму 220 697 174 рубля 66 копеек. 18 февраля 2016 года данное требование оплачено обществом платежными поручениями N 349, 350, 351, 352. При этом общество направило в таможню письмо от 18.02.2016 N 18/16-5, которым проинформировало таможенный орган о том, что оплата требования является вынужденной мерой и не может рассматриваться в качестве согласия общества с результатами таможенной проверки. Общество объявило о намерении обжаловать решение по результатам таможенной проверки и требование об уплате таможенных платежей.
В целях обжалования указанных ненормативных актов таможенного органа общество обратилось с заявлением о признании их недействительными в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 по делу N А32-9485/2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017, требования общества удовлетворены, решение по результатам таможенной проверки от 27.01.2016 N 10317000/400/270116/Т0072 и требование об уплате таможенных платежей от 28.01.2016 N 104 признаны недействительными. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2017, вышеуказанные судебные акты отменены, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Определением Верховного Суда от 07.03.2018 N 308-КГ17-13459 постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2017 отменено. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 и постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 оставлены в силе.
12 апреля 2018 года общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, согласно которому просило вернуть таможенные платежи в сумме 220 697 174 рублей 66 копеек, уплаченных обществом на основании указанных выше решения по результатам таможенной проверки и требования об уплате таможенных платежей, признанных судом незаконными, а также проценты, начисленные со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата на основании части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Таможня направила обществу письмо от 27.04.2018 N 13-28/13668, содержащее отказ в возврате суммы излишне взысканных таможенных платежей и выплате процентов.
После принятия судом дела к производству общество получило письмо таможни от 29.06.2018 N 13-28/21488, информирующее о том, что в связи со вступлением в силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 по делу N А32-9485/2016 у общества "образовалась излишне взысканная сумма таможенных платежей", возврат которой может быть осуществлен на основании заявления общества и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании (письмо таможни от 29.06.2018 N 13-28/21488).
Письмом от 29.06.2018 N 421-35/5154 таможня направила обществу форму корректировки декларации на товары (далее - КДТ) по ДТ N 10317100/170414/0005256, из которой следовало, что требуемая обществом ко взысканию по настоящему делу сумма излишне взысканных таможенных платежей (220 697 174 рубля 66 копеек) рассматривается таможней как подлежащая возврату.
Получив указанные документы, общество направило в таможню новое заявление о возврате излишне взысканных таможенных платежей и процентов от 11.07.2018, приложив к нему пакет документов, направлявшихся в таможню ранее в приложении к первому заявлению на возврат, а также КДТ от 29.06.2018, полученную из таможни. Также общество направило КДТ в таможню 24.07.2018 в приложении к письму N АТЛ-2018/0027.
27 июля 2018 года на банковский счет общества поступила денежная сумма в размере 220 697 174 рублей 66 копеек, что подтверждается платежными поручениями от 27.07.2018 N 350561, 350569, 350721, 350819.
Таможня не начислила и не уплатила обществу проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. В силу пункта 4 статьи 355 Таможенного кодекса возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона о таможенном регулировании возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов. В соответствии с частью 9 статьи 147 Закона о таможенном регулировании при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов.
В письме от 27.04.2018 N 13-28/13668 Новороссийская таможня мотивировала отказ в возврате таможенных платежей тем, что в пакете документов для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств отсутствует документ, подтверждающий факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по вышеуказанной декларации на товары", при этом, не указав, какие документы, по мнению таможни, должны быть представлены обществом. В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется. Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Факт незаконности решения таможни, повлекшего излишнюю уплату таможенных платежей, и сумма излишне уплаченных таможенных платежей по указанной ДТ установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края, принятым по спору между этими же лицами, в связи с чем, данное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 33 постановление N 18 указал, что выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Таким образом, обоснованным является вывод судов о том, что денежные средства, уплаченные обществом по требованию таможни от 28.01.2016 N 104, являются излишне взысканными. Соответственно, отказ таможни в выплате процентов, предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, начисленных с суммы излишне взысканных таможенных платежей, и выраженный в письмах от 27.04.2018 N 13-23/13668 и от 27.07.2018 N 13-23/25028, является незаконным.
Также, ссылаясь на определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912, суды пришли к выводу, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Суды проверили расчет размера процентов, предоставленный обществом, и признали его обоснованным и не противоречащим действующему законодательству.
Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 по делу N А32-20147/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2019 г. N Ф08-3222/19 по делу N А32-20147/2018