г. Краснодар |
|
10 июня 2019 г. |
Дело N А32-37636/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - Феронова А.С. (доверенность от 06.03.2019), в отсутствие заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьих лиц: государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Министерства труда и социального развития Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2018 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-37636/2018, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными действия, выразившегося в отказе от 23.07.2018 N 23/046/001/801/217-7379 в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на нежилое здание под литерами А, А2, А3 общей площадью 345,71 кв. м, кадастровый номер 23:49:0117001:1015, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, 80А;
о возложении на управление обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на нежилое здание.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - учреждение) и Министерство труда и социального развития Краснодарского края.
Решением от 26.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.03.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. По мнению заинтересованного лица, решение от 26.11.2018 является неисполнимым, поскольку в отношении спорного объекта осуществлен двойной кадастровый учет и ему присвоено два кадастровых номера (23:49:0117001:1037 и 23:49:0117001:1015), в связи с чем невозможно зарегистрировать заявленное право в связи с двойным кадастровым учетом объекта и имеющимися актуальными правами на объект 23:49:0117001:1037.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2017 по делу N А32-12253/2017 признан незаконным отказ управления от 30.12.2016 N 23/046/802/2016-2130 в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на нежилое здание под литерами А, А1, А2, А3, А4, А5 с кадастровым номером 23:49:0117001:1015, общей площадью 405,8 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, 80А; признан незаконным отказ управления от 14.01.2017 N 23/17-3075 в исправлении технической ошибки в кадастровом паспорте от 13.02.2013 в части изменения площади объекта. Суд обязал управление исправить техническую ошибку в кадастровом паспорте от 13.02.2012 в части изменения площади объекта с 405,8 кв. м на 345,71 кв. м; исправить техническую ошибку в сведениях о самовольно переоборудованных помещениях - исключить сведения о помещениях под литерами А1, А3, А4, А5; осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на нежилое здание под литерами А, А2, А3 с кадастровым номером 23:49:0117001:1015, общей площадью 345,71 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, 80А.
При обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на нежилое здание под литерами А, А2, А3 с кадастровым номером 23:49:0117001:1015 общей площадью 345,71 кв. м, заявитель представил заявление о государственной регистрации, доверенность представителя, а также вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2017 по делу N А32-12253/2017.
Сообщением от 23.07.2018 N 23/046/001/801/2017-7379 управление отказало департаменту в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Полагая, что отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы департамента, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно названному Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных названным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные названным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2017 по делу N А32-12253/2017 суд обязал управление осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на нежилое здание под литерами А, А2, А3 с кадастровым номером 23:49:0117001:1015, общей площадью 345,71 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, 80А.
Решение по делу N А32-12253/2017 не оспорено и вступило в законную силу, поэтому является обязательным для регистратора в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного отказ управления от 23.07.2018 N 23/046/001/801/2017-7379 в государственной регистрации права не соответствует закону и нарушает права департамента, в связи с чем обоснованно признан незаконным. Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности судебных актов, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу N А32-37636/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.