г. Краснодар |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А20-4282/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тедеевой В.Ф., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием видео конференц-связи, от ответчика - местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0709004615, ОГРН 1020701193336) - Белоголова О.А. (доверенность от 14.05.2019), в отсутствие истца - индивидуального предпринимателя Суншева Арсена Хасановича (ИНН 071608742718, ОГРНИП 316072600094898), ответчика - акционерного общества "Автотранспортная компания" (ИНН 0716007984, ОГРН 1090716001122), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Регионтранссервис", общества с ограниченной ответственностью "Автобус", индивидуального предпринимателя Жерихова Николая Ивановича, индивидуального предпринимателя Одижева Аслана Владимировича, индивидуального предпринимателя Хандохова Мухаммеда Михайловича, Управления федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Суншева Арсена Хасановича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.11.2018 (судья Шогенцукова К.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А20-4282/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Суншев А.Х. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация), АО "Автотранспортная компания" (далее - общество) со следующими требованиями:
- признать недействительными торги, проведенные в виде открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам на территории городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики на 2018 - 2023 годы по лотам N 1 и 3;
- признать недействительным и отменить протокол оценки и сопоставления заявок от 31.08.2018;
- признать недействительным свидетельство об осуществлении регулярных пассажирских перевозок, выданных обществу (уточненные требования).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Регионтранссервис", ООО "Автобус", индивидуальный предприниматель Жерихов Н.И., индивидуальный предприниматель Одижев А.В., индивидуальный предприниматель Хандохов М.М. и Управление федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление).
Решением суда от 20.11.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.03.2019, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить обжалуемые судебные и удовлетворить требования. По мнению заявителя, суды неверно применили нормы материального права, неполно исследовали представленные доказательства, неправильно пришли к выводу о том, что допущенные при проведении конкурса нарушения являются не существенными.
В отзыве на жалобу администрация и общество просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации высказал свои возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установили суды, 26.07.2018 на официальном сайте администрации (https://admprohladnyi.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация по проведению открытого "Конкурса на право получения свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа Прохладный на 2018 - 2023 годы" (далее - конкурс).
Конкурс проведён по 3-м лотам, указанным в конкурсной документации.
Дата начала приема заявок - 27.08.2018, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 27.08.2018 в 10 часов, дата рассмотрения заявок на участие в конкурсе - 28.08.2018, дата оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе - 31.08.2018.
На участие в конкурсе поступили следующие заявки: по лоту N 1 - заявка N 1: участник предприниматель, время поступления 27.08.2018 в 09 часов 01 минуту; заявка N 2 - участник общество, время поступления 27.08.2018 в 09 часов 36 минут; по лоту N 2 - заявка N 1: участник общество, время поступления 27.08.2018 в 09 часов 36 минут; по лоту N 3 - заявка N 1: участник предприниматель, время поступления 27.08.2018 в 09 часов 01 минуту; заявка N 2: участник общество, время поступления 27.08.2018 в 09 часов 36 минут.
Поскольку на участие в конкурсе по лоту N 2 подана одна заявка, конкурс по указанному лоту признан несостоявшимся, что отражено в протоколе от 27.08.2018 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Конкурсная комиссия рассмотрела поступившие заявки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и протоколом от 28.08.2018 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе единогласно приняла решение допустить к участию и признать участником открытого конкурса по лотам N 1 и 3 предпринимателя и общество.
Участники, допущенные к конкурсу, уведомлены о принятых в отношении них решениях письмами от 29.08.2018.
Победителем конкурса признано общество, набравшее по лоту N 1 - 263 балла, по лоту N 3 - 101 балл (протокол от 31.08.2018 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе).
Предпринимателю за участие в конкурсе начислено по лоту N 1 - 183 балла, по лоту N 3 - 94 балла.
Не согласившись с проведенной оценкой, предприниматель обратился с жалобой в управление. Решением управления от 24.09.2018 по делу N 06-56/18ж жалоба предпринимателя на действия администрации при проведении конкурса признана обоснованной в части доводов о вскрытии конверта до объявления начала процедуры вскрытия конвертов, не предложения участнику изменить или отозвать заявку по лоту, проведения осмотра транспортных средств, не предусмотренного законом и конкурсной документацией, неправомерного начисления обществу 5-ти баллов за транспортное средство с государственным регистрационным знаком а235сс82.
При этом управление предписание в адрес администрации не внесло, поскольку пришло к выводу о том, что указанные нарушения не повиляли на результаты конкурса.
Полагая, что допущенные администрацией при проведении конкурса нарушения являются существенными и влияют на подведения итогов и выбора победителя конкурса, обратился в суд с исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и муниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с проведением конкурса и допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Закон N 220-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О указано, что положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации по существу воспроизведено применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов сами по себе не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Суды установили, что при проведении спорного конкурса конкурсной комиссией допущены следующие нарушения:
1) по лоту N 3 заявка предпринимателя вскрыта до объявления о начале процедуры вскрытия конвертов и в отсутствии заявителя;
2) конкурсной комиссией администрации проведен визуальный осмотр транспортных средств общества до подведения итогов конкурса;
3) конкурсная комиссия необоснованно начислила обществу 5 баллов за транспортное средство с номером а235сс82, а предпринимателю недоначислила 3 балла.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Согласно абзацу 3 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что нарушения, на которые указывает истец, не могут быть признаны существенными и влекущими признание конкурса недействительным, поскольку в рассматриваемом случае такое признание не обеспечит восстановление какого-либо права истца, так как допущенные нарушения не влияют на изменение результатов конкурса.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что каких-либо существенных нарушений в процедуре (правилах) проведения конкурса, установленных действующим законодательством и повлиявших на их результат, не установлено, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Основания для отмены или изменения решения и постановления отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.11.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 по делу N А20-4282/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Согласно абзацу 3 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2019 г. N Ф08-4702/19 по делу N А20-4282/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4702/19
11.03.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-288/19
20.11.2018 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4282/18
05.09.2018 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4282/18