Налоговый пост у налогоплательщика
С 1 января 2003 г. на основании Федерального закона от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31.12.02 г. N 191-ФЗ) в главу 22 "Акцизы" НК РФ введена ст.197.1 "Налоговые посты". С указанной даты у налогоплательщика, имеющего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, налоговый орган имеет право создавать постоянно действующие налоговые посты.
Под налоговым постом в целях главы 22 НК РФ понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов. В период функционирования налогового поста налоговыми органами осуществляется полный контроль за всеми этапами движения нефтепродуктов от производителя до конечного потребителя, целью которого является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов лицами, осуществляющими операции с нефтепродуктами.
На основании п.5 ст.197.1 НК РФ МНС России приняты приказы от 12.02.03 г. N БГ-3-03/57 "О создании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика" и от 21.02.03 г. N БГ-3-06/79 "Об утверждении порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика" (зарегистрирован в Минюсте России 21.03.03 г. N 4296). Постоянно действующие налоговые посты создаются по решению руководителя налогового органа. Решение о создании налогового поста у налогоплательщика принимается руководителем налогового органа, выдавшего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Если организация-налогоплательщик и обособленное подразделение этой организации, по месту нахождения которого создается налоговый пост, находятся в разных субъектах Российской Федерации, то решение о создании налогового поста принимается руководителем налогового органа, выдавшего свидетельство этой организации, по согласованию с управлением МНС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого будет создан налоговый пост.
Примерные формы решений о создании и прекращении деятельности постоянно действующего налогового поста у налогоплательщика приведены в приложениях N 1 и 2 к Порядку создания постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика, утвержденному приказом N БГ-3-03/57.
Решение о создании постоянно действующего налогового поста у налогоплательщика в обязательном порядке должно содержать следующие сведения: наименование налогового органа; дата принятия решения; наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, у которого будет функционировать налоговый пост (в случае создания налогового поста в филиале или представительстве налогоплательщика-организации помимо наименования организации указываются наименование филиала или представительства, у которого создается налоговый пост, а также код причины постановки на учет); ИНН; дата начала функционирования налогового поста, осуществляемые виды деятельности; имеющиеся у налогоплательщика свидетельства; Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав налогового поста, и наименование налогового органа; подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.
Указанное решение вручается под роспись руководителю организации (ее филиала или представительства) или индивидуальному предпринимателю (его представителю). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены.
Решение о прекращении деятельности постоянно действующего налогового поста у налогоплательщика должно содержать общие сведения о лице, у которого создан налоговый пост (данные аналогичны предыдущему решению), дату принятия решения, дату прекращения действия налогового поста, подписи руководителя налогового органа и лица, у которого создан налоговый пост.
Кроме указанных сведений решение может содержать также дополнительные сведения, необходимые для осуществления мероприятий налогового контроля.
Налоговый орган, руководителем которого принято решение о создании постоянно действующего налогового поста у налогоплательщика, если налоговый пост создается на территории, ему не подведомственной, согласовывает с соответствующим управлением МНС России по субъекту Российской Федерации, на подведомственной территории которого создается налоговый пост, вопрос о численности и персональном составе налогового поста.
Предложения о создании налогового поста должны быть внесены в обязательном порядке, если:
выездной или камеральной налоговой проверкой установлены нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, вследствие которых произошло занижение налоговой базы по акцизам на нефтепродукты;
анализ имеющейся у налогового органа информации дает основания полагать, что налогоплательщиками осуществлялись налогооблагаемые операции, которые не нашли отражения в налоговой отчетности и результатах проведенных налоговых проверок;
на протяжении нескольких налоговых периодов наблюдается резкое снижение налоговой базы по акцизам на нефтепродукты по сравнению с предыдущими налоговыми периодами.
Предложения о создании налогового поста с изложением мотивированного заключения могут вносить налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика или по месту нахождения обособленного подразделения организации или другие налоговые органы. К мотивированному заключению прилагаются документы, подтверждающие указанные сведения. При невозможности представить подлинные экземпляры представляются надлежащим образом заверенные копии.
На налоговые посты ст.197.1 НК РФ возложено выполнение следующих функций:
контроль за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;
контроль за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;
сверка объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;
сверка соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;
проверка свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в частности по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост, в том числе и на предмет принадлежности свидетельства (свидетельств) покупателю (покупателям) нефтепродуктов, на действительность свидетельства (не является ли свидетельство, предъявленное покупателем нефтепродуктов, аннулированным; не приостановлено ли его действие; не окончен ли срок его действия).
Работники налоговых постов при выполнении возложенных на них функций могут принимать участие в проводимых налогоплательщиком инвентаризациях сырья и нефтепродуктов, в выездных налоговых проверках налогоплательщика, у которого создан (созданы) налоговый (налоговые) пост (посты), присутствовать при получении и отгрузке нефтепродуктов, изучать необходимую документацию, имеют право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организации (при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа на право доступа в указанные помещения и на территорию организации), осматривать помещения, технологическое оборудование.
В осмотре вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется данное мероприятие налогового контроля, или его представитель, а также специалисты, привлекаемые в установленном порядке. Руководитель организации (ее представитель) должен быть ознакомлен с протоколом осмотра и вправе представить письменные пояснения по фактам, изложенным в указанном документе. По результатам осмотра специалистом дается соответствующее письменное заключение.
Осмотр технологического оборудования по производству, хранению и реализации нефтепродуктов проводится с целью проверки:
его оснащения контрольными приборами учета их объемов;
нарушений работы и условий эксплуатации контрольного и учетно-измерительного оборудования;
технического состояния контрольного и учетно-измерительного оборудования.
Об осмотре составляется протокол, который подписывается руководителем налогового поста и всеми лицами, участвовавшими или присутствовавшими при его проведении. При воспрепятствовании доступу сотрудников налогового поста к осмотру составляется акт, подписываемый руководителем налогового поста и руководителем организации либо ее представителем. Указанный акт направляется руководителем налогового поста в трехдневный срок в налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста.
Протокол по результатам осмотра с приложением письменных заключений специалиста (если к налоговому контролю был привлечен специалист) и (при наличии) с письменными пояснениями руководителя организации (либо ее представителя) направляется руководителем налогового поста в трехдневный срок в налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста.
По истечении срока, установленного налоговым органом, выдавшим свидетельство, для устранения выявленных при осмотре нарушений сотрудниками налогового поста осматривается технологическое оборудование по производству, хранению и реализации нефтепродуктов для устранения нарушений. Информация по результатам осмотра незамедлительно направляется руководителем налогового поста в налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста. Об установлении сотрудниками налогового поста прекращения права собственности налогоплательщика на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве, руководитель налогового поста сообщает в трехдневный срок в налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста.
Сотрудники налоговых постов не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность налогоплательщика. Нарушение этого положения является основанием для привлечения сотрудников налоговых органов к административной, уголовной и иной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, они не вправе осуществлять иные функции, не предусмотренные п.3 ст.197.1 НК РФ.
Налоговый пост состоит из руководителя и группы сотрудников налогового органа. Руководитель налогового поста назначается налоговым органом, принявшим решение о создании налогового поста. Группа сотрудников налогового поста состоит из сотрудников налогового органа, принявшего решение о создании налогового поста. В нее могут быть включены также сотрудники налогового органа, на подведомственной территории которого будет функционировать налоговый пост. В этом случае состав группы сотрудников налогового поста должен быть согласован налоговым органом, принявшим решение о создании налогового поста, с налоговым органом, на подведомственной территории которого будет функционировать налоговый пост. Количество сотрудников налогового поста не ограничивается.
Сотрудники налогового поста обладают правами и обязанностями должностных лиц налоговых органов, вытекающими из функций, предусмотренных Порядком функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика, и установленными НК РФ и иными нормативными правовыми актами. В частности, сотрудники налогового поста вправе привлекать для налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков, осматривать территории, помещения налогоплательщика, а также вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.
Режим работы налогового поста устанавливается налоговым органом, принявшим решение о создании налогового поста. Если в его состав включены сотрудники налогового органа, на подведомственной территории которого будет функционировать налоговый пост, то режим его работы подлежит согласованию с налоговым органом.
Налогоплательщик обязан по письменному требованию налогового органа предоставить сотрудникам налогового поста помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно-техническими средствами, позволяющими собирать и систематизировать информацию для целей налогообложения по формам, установленным в приложениях 1-16 к Порядку функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика. В случае непредоставления налогоплательщиком такого помещения руководитель налогового поста в трехдневный срок направляет в налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста, информацию о данных обстоятельствах.
За воспрепятствование деятельности налогового поста к налогоплательщику могут быть применены меры административной ответственности. В соответствии со ст.19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ. Согласно ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
И. Горленко,
советник налоговой службы I ранга
"Финансовая газета", N 36, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71