Расходы по уплате налога на операции с ценными бумагами
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 22.04.96 г. N 39-ФЗ (в ред. от 28.12.02 г.) "О рынке ценных бумаг" одним из этапов процедуры выпуска эмиссионных ценных бумаг является государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) этих бумаг. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению. Таким образом, упомянутым Законом установлена обязательная государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, которая осуществляется ФКЦБ России и ее региональными отделениями в соответствии с порядком разграничения полномочий, утвержденным ФКЦБ России.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента с приложением к нему документов, исчерпывающий перечень которых определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п.2 ст.20 Закона N 39-ФЗ). Пунктом 6.2 Стандартов эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии (утверждены постановлением ФКЦБ России от 19.10.01 г. N 27 (в ред. от 12.02.03 г.) установлено, что для государственной регистрации выпуска облигаций в регистрирующий орган должен быть представлен документ об уплате налога на операции с ценными бумагами. Федеральный закон от 18.10.95 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами" обязывает юридических лиц - эмитентов ценных бумаг уплатить налог на операции с ценными бумагами с одновременным представлением документов на регистрацию эмиссии и перечислить в федеральный бюджет (ст.1, 5). Согласно ст.3 Закона N 158-ФЗ налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска.
Таким образом, после того, как выпуск (дополнительный выпуск) облигаций прошел государственную регистрацию, перед организацией встает вопрос об оптимизации облагаемой базы по налогу на прибыль, в частности об уменьшении базы на сумму уплаченного при регистрации выпуска облигаций налога на операции с ценными бумагами.
По вопросу отнесения расходов на уплату налога на операции с ценными бумагами к данному виду расходов существуют различные точки зрения. Первая точка зрения состоит в том, что отнесение расходов по уплате налога на операции с ценными бумагами к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, невозможно и уплату налога на операции с ценными бумагами следует производить за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Данная позиция построена на основании приложения к письму МНС России от 23.03.01 г. N ВП-6-05/229 "О правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налога на операции с ценными бумагами", в котором разъясняется, что в связи с тем, что Законом N 158-ФЗ не установлен источник уплаты налога, уплату данного налога следует производить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.
Вторая точка зрения состоит в том, что расходы по уплате налога на операции с ценными бумагами следует относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, так как письмо N ВП-6-05/229 было принято, когда глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ еще не вступила в силу. В настоящее время в целях исчисления налога на прибыль организаций следует руководствоваться главой 25 НК РФ. Подпунктом 1 п.1 ст.264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст.270 НК РФ. Согласно пп.4, 19 ст.270 НК РФ к расходам, не учитываемым для целей налогообложения, относятся суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), расходы в виде суммы налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Пунктом 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.02 г. N БГ-3-02/729, разъясняется, что налоги и сборы учитываются в составе расходов для целей налогообложения вне зависимости от того, определен ли источник уплаты подобных налогов и сборов в законодательном акте, устанавливающем порядок их уплаты.
Вторая точка зрения представляется нам более обоснованной, и, следовательно, расходы по уплате налога на операции с ценными бумагами можно было бы отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако, поскольку выпуск ценных бумаг не является производством и реализацией, в соответствии с принятой в главе 25 НК РФ классификацией расходов (п.2 ст.252), налог на операции с ценными бумагами не должен относиться к этой группе расходов.
Согласно ст.265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией (перечень этих расходов исчерпывающий). К таким расходам относятся, в частности (п.п.3 п.1 ст.265 НК РФ), расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, включая расходы на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг; расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам; расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации; другие расходы. Таким образом, законодатель не включил в данный перечень такой вид расходов, как расходы на уплату налога на операции с ценными бумагами, хотя уплата налога на операции с ценными бумагами является одним из условий государственной регистрации эмиссии эмиссионных ценных бумаг, и, следовательно, данные расходы можно рассматривать в качестве расходов, связанных с регистрацией ценных бумаг.
Однако п.п.20 п.1 ст.265 НК РФ установлено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются и другие обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Поэтому, на наш взгляд, так как уплата налога на операции с ценными бумагами является одним из условий государственной регистрации эмиссии эмиссионных ценных бумаг, расходы на уплату налога на операции с ценными бумагами являются обоснованными расходами, и их следует относить к внереализационным расходам.
О. Морозова,
юрист ЗАО "Аудиторская фирма "РАНГ-АУДИТ"
"Финансовая газета", N 36, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71