г. Краснодар |
|
20 июня 2019 г. |
Дело N А32-27416/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии от истца - публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН 2607018122, ОГРН 1052600002180) - Нетелевой М.М. (доверенность от 29.01.2019), от ответчика - Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308078236, ОГРН 1022301204111) - Бадло М.С. (доверенность от 21.02.2019), от ответчика - администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Гонтаря А.О. (доверенность от 11.01.2019), в отсутствие третьих лиц: Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2018 (судья Дуб С.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-27416/2018, установил следующее.
ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее -общество) обратилось в суд с иском к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство), публично-правовому образованию Краснодарский край в лице администрации Краснодарского края (далее - администрация) о взыскании 22 085 894 рублей 50 копеек убытков (уточненные требования).
Решением от 24.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.03.2019, иск удовлетворен. С Краснодарского края в лице министерства за счет средств казны Краснодарского края в пользу общества взыскано 22 085 894 рубля 50 копеек убытков.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что основания для выплаты обществу субсидий за 2016 год отсутствовали ввиду несоответствия истца требованиям, предусмотренным пунктом 1.6 Порядка предоставления субсидий.
В отзывах на жалобу администрация и Региональная энергетической комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края указали на состоятельность ее доводов, общество - на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, с 01.01.2016 общество является теплоснабжающей организацией населения микрорайона Блиново и поселка Мирный в Адлерском районе города Сочи, а также Местной религиозной организации православный Приход храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской низменности города Сочи Екатеринодарской и Кубанской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Приказами РЭК от 30.11.2015 N 63/2015-э и от 15.06.2016 N 25/2015-э обществу установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду на 2016 год с календарной разбивкой для различных групп потребителей.
С января по декабрь 2016 года общество оказало населению услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
В целях компенсации выпадающих доходов, вызванных применением льготных тарифов, общество направило РЭК расчет субсидий за первый - четвертый кварталы 2016 года (письма от 20.04.2016 N 02-10/765, от 28.07.2016 N 02-10/1502, от 12.10.2016 N 02-10/2161, от 11.01.2017 N 02-10/22).
РЭК подтвердила правильность произведенного обществом расчета.
В ответ на обращение общества министерство в письме от 14.04.2017 указало, что заявка подана в установленные сроки с предоставлением предусмотренных пунктами 1, 6 Порядка предоставления субсидий документов, однако отказало в предоставлении субсидии со ссылкой на пункт 1.6 названного Порядка, согласно которому у организации должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно справке УФНС России по Краснодарскому краю у филиала общества - Адлерская ТЭС на 01.03.2017 имеется задолженность.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора обоснованно исходили из следующего.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию и горячую воду осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 N 760-э.
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. При этом, если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суды пришли к выводу о доказанности совокупности условий, необходимых для возложения на публично-правовое образование в лице уполномоченного органа обязанности возместить обществу убытки (выпадающие доходы), образовавшиеся в результате установленного в силу мер государственного регулирования ограничения размера платы, применяемой для расчетов за коммунальные услуги с населением. Расчет убытков суды признали верным и установили отсутствие возражений по их размеру.
Суды сочли, что формальное несоблюдение Порядка выплаты из бюджета Краснодарского края субсидии на компенсацию выпадающих доходов организации, предоставляющей населению и приравненных к ним потребителям услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, при наличии законных оснований для такого возмещения, не является основанием для утраты права на возмещение соответствующих сумм.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 по делу N А32-27416/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.