г. Краснодар |
|
19 июня 2019 г. |
Дело N А32-11069/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (ОГРН 1132308020844, ИНН 2308206128) - Лысенко К.А. (доверенность от 03.12.2018), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Армавир" (ОГРН 1122372003511, ИНН 2372004030), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Армавир" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2019 (судья Черный Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 (судьи Галов В.В., Абраменко Р.А., Попов А.А.) по делу N А32-11069/2018, установил следующее.
ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО УК "Кубань" (после 28.12.2018 - ООО "Кубань-Армавир", далее - ответчик, управляющая компания) о взыскании 957 263 рублей 02 копеек задолженности по оплате коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества многоквартирных домов (МКД) с июня по декабрь 2017 года, 44 764 рублей 08 копеек пеней за период с 10.08.2017 по 14.03.2018.
Решением суда от 21.01.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе управляющая компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции в постановлении ошибочно указал, что в приказе региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 01.06.2017 N 26/2017-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду" для ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" (далее - приказ РЭК ДЦиТ КК N 26/2017-т) с 01.07.2017 установлен одноставочный вид тарифа, поскольку согласно указанному приказу для Армавирского филиала установлен двухкомпонентный тариф на горячее водоснабжение, включающий в себя компонент тепловой энергии и компонент на холодную воду. Суды не исследовали материалы дела, не дали оценку произведенным начислениям при отрицательном значении объема ресурса; при нулевом значении потребления не может быть начислений.
Отзыв на кассационную жалобу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет поставку тепловой энергии в МКД, расположенные по адресам: г. Армавир, проспект Авиаторов, д. 2, 4, 6; 8-й МКР Северный, д. 4/3; ул. Совхозная, д. 37; ул. Луначарского, д. 410; ул. Заполярная, 4, 2; ул. Гоголя, д. 435; ул. Новороссийская, д. 171/1 стр. 1; ул. Песчаная 40/2, находящиеся в управлении ответчика, что сторонами не оспаривается и признается.
Истец направил ответчику счета-фактуры на оплату потребленной в целях содержания общего имущества МКД тепловой энергии и претензию от 12.01.2018 N 06-074 с требованием погасить образовавшуюся с июня по декабрь 2017 года задолженность за коммунальный ресурс, потребленный при содержании общего имущества МКД, в сумме 957 263 рублей 02 копеек. Претензия оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 154 - 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), 307, 309, 310, 438, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" и, оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В обоснование заявленных требований истец представил универсальные передаточные акты, расшифровки к ним, акты о расходе тепловой энергии, отчеты о суточных параметрах теплоснабжения в разрезе каждого МКД, акты периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя, что подтверждается универсальными передаточными документами за спорный период, расшифровками к ним, актами о расходе тепловой энергии, расчетом, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения в разрезе каждого МКД, актами периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя.
Суды первой и апелляционной инстанций проверили расчет общества, признали верным и удовлетворили иск.
Удовлетворив требования о взыскании задолженности, суды, руководствуясь положениями статьи 329, 330 Кодекса, пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", взыскали с ответчика 44 764 рубля 08 копеек пеней. Расчет пеней, представленный истцом, проверен судами и признан не нарушающим прав и законных интересов ответчика.
Доводы ответчика о том, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, должно быть определено по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД отклонены со ссылкой на изменение приказом РЭК ДЦиТ КК N 26/2017-т тарифов для истца с 1 июля 2017 года и установление его в следующих размерах: тарифы на тепловую энергию (производство, передача и сбыт) составляют: - в горячей воде на отопление 2258,63 руб./Гкал без НДС, 2665,18 руб./Гкал с НДС (18%), то есть установлении одноставочного тарифа, что исключает применение положений пункта 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Данные выводы сделаны без учета следующего.
Из материалов дела следует, что истец поставляет в спорные МКД горячую воду (горячее водоснабжение). Подача горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Утверждение истца о том, что данные правила не применяются в отношении горячего водоснабжения на ОДН, поскольку оно не является коммунальной услугой, основано на ошибочном понимании норм жилищного законодательства. В частности, согласно пунктам 2 и 4 Правил N 354 коммунальными услугами является осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования не только жилых, нежилых помещений, находящихся в собственности отдельных лиц, но и общего имущества в МКД.
Проверяя правильность расчета объема коммунального ресурса, потребленного на содержание общего имущества, суды не учли приведенные нормы права и ошибочно сочли правильным расчет объема энергоресурса на горячее водоснабжение, произведенного истцом по показаниям приборов учета.
Поскольку суды неполно исследовали обстоятельства дела, не определили в соответствии с названными нормами права объем потребленного коммунального ресурса, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрения для устранения названных недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу N А32-11069/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2019 г. N Ф08-3845/19 по делу N А32-11069/2018