Комментарий к Федеральному закону "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных карт"
Президентом Российской Федерации 22 мая 2003 г. был подписан Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон), который вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Принятый Государственной Думой Федеральный закон пришел на смену просуществовавшему вот уже десять лет Закону Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", который впервые в России на законодательном уровне урегулировал денежные расчеты предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации.
При работе над Федеральным законом были осуществлены попытки урегулировать пробелы, образовавшиеся в процессе развития экономических отношений в России. В частности в Федеральном законе приводится понятийный аппарат, раскрывающий содержание основополагающих терминов, используемых в нем, более детальна прописана сфера применения контрольно-кассовой техники, определяется место Центрального банка Российской Федерации в системе регулируемых отношений, устанавливаются новые требования к контрольно-кассовой технике и новые обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей и кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику. Кроме того, под сферу применения контрольно-кассовой техники, согласно Федеральному закону, подпадают и расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Содержавшиеся ранее в Технических требованиях к фискальной памяти электронных контрольно-кассовых машин, утвержденных решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам 23 июня 1995 г. (протокол N 5/21-95), понятия фискальной памяти и фискальных данных практически в полном объеме нашли отражение в Федеральном законе. Отличительным признаком понятия фискальной памяти, используемого в Федеральном законе, служит определение ее назначения в системе регулируемых отношений; таким назначением является полнота учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Используемая новизна позволила, в отличие от существовавшего понятия фискальной памяти как комплекса программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовых машин, обеспечивающих некорректируемую, ежесменную, ежесуточную регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, проведенных на контрольно-кассовых машинах и необходимой для правильного исчисления налогов, конкретизировать цель регулирования закона.
Помимо применяемых ранее понятий в Федеральном законе используются такие новые понятия, как контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), наличные денежные расчеты, фискальный режим и государственный реестр контрольно-кассовой техники.
Контрольно-кассовая техника - это контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Данное понятие позволило обобщить все разнообразие контрольно-кассовой техники, которое появляется в сфере наличных денежных расчетов с населением, а также закрепило содержащееся в п.7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745, требование использовать контрольно-кассовые машины только с фискальной памятью.
Понятие наличных денежных расчетов включает в себя расчеты, производимые с использованием средств наличного платежа за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации.
Определенная в Федеральном законе сфера применения контрольно-кассовой техники схожа со ст.1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", согласно которой денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Имеются и существенные отличия; одним из таких отличий является использование новых терминов при определении случаев применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, таких как продажа товара и выполнение работ, что согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, в отличие от использовавшегося ранее в Законе РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" термина "торговые операции".
Федеральный закон, определяя круг субъектов, применяющих контрольно-кассовую технику, установил, что она применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Применение контрольно-кассовой техники необходимо при наличных денежных расчетов, что основывается на нормах ст.140 и 861 ГК РФ, в соответствии с которыми наличными расчетами являются расчеты наличными деньгами. Определение наличных денег дано в ст.140 ГК РФ и в ст.29 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники. Включение в Федеральный закон данного положения обусловлено тем, что совершение кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники относится к компетенции Центрального банка РФ согласно Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В частности, согласно ст.4 и 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", определение порядка ведения кассовых операций относится к функциям Центрального банка Российской Федерации.
Так, в соответствии с Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 9 октября 2002 г. N 199-П устанавливается порядок совершения банковских операций в части организации кассовой работы для кредитных организаций и их филиалов, действующих на территории Российской Федерации. Для приема и выдачи денежной наличности кредитная организация может устанавливать банкоматы, автоматы для хранения, приема и выдачи денежной наличности с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассира, терминалы, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения, и другие программно-технические комплексы. Виды программно-технических комплексов определяются кредитной организацией.
Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и банковского надзора Банк России наделен правом проводить проверки кредитных организаций (их филиалов) в порядке, определяемом советом директоров (ст.73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), а также правом применения санкций к кредитным организациям, нарушающим федеральные законы, нормативные акты и предписания Банка России, в том числе и правом взыскания с кредитной организации штрафов (ст.74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В Федеральный закон практически в полном объеме вошли положения Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 (далее - Перечень). К ним, в частности, относится оказание услуг населению организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации, без применения контрольно-кассовой техники, при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, а также перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Отличительным признаком Федерального закона от Перечня является то, что он не содержит нормы, исключающей организации и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги населению по перевозке в такси (в том числе маршрутном), из числа лиц, которые могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Тем самым было подтверждено решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2001 г. N ГКПИ 01-1199, который признал положения п.1 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, в части установления обязанности по использованию контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с пассажирами при перевозке на маршрутных такси соответствующими нормами законодательства.
Следует также обратить внимание на то, что в Федеральном законе была повторена норма, содержащаяся в подпункте "м" п.2 Перечня, в соответствии с которой организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе индивидуальные предприниматели) в части осуществления приема от населения металлолома не освобождались от применения контрольно-кассовых машин. Положения данной нормы Перечня послужили предметом разбирательства в Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, который своим определением от 19 декабря 2002 г. N КАС 02-624 признал подпункт "м" п.2 Перечня противоречащим федеральному законодательству.
Кроме того, Перечень содержит иные виды деятельности при которых организации и индивидуальные предприниматели при расчетах с населением в силу особенностей своей деятельности либо местонахождения могут осуществлять денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. К ним относятся:
- разносная мелкорозничной торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков, в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом;
- реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и другие виды деятельности.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, за исключением городов, районных центров, поселков городского типа, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, согласно ст.3 Федерального закона, определяются Правительством РФ.
В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и п.1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июня 1993 г. N 745, на территории Российской Федерации допускались к использованию модели контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам и включенных указанной комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Подтвердит ли Правительство РФ полномочия Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым или будет создан новый орган по ведению Государственного реестра контрольно-кассовой техники, покажет время. Положительное значение имеет то, что законодатель, изменив наименование государственного реестра, сохранил его назначение.
Включенная в Государственный реестр контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, на граждан (физических лиц), не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, указанный Федеральный закон не распространяется.
Федеральный закон вменил в обязанность Центральному банку Российской Федерации направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах.
Государственный реестр публикуется в официальных изданиях, вносимые изменения подлежат обязательному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия изменений и дополнений.
В соответствии со ст.4 Федерального закона Правительству РФ предоставлено право определения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, что соответствует ст.2 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Отличительной особенностью данной статьи Федерального закона было закрепление в ней полномочий Центрального банка Российской Федерации, которому предоставлено право регулирования порядка применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов.
В отличие от Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в Федеральном законе было закреплено требование, в соответствии с которым контрольно-кассовая техника должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Согласно ст.10 Федерального закона, через шесть месяцев после его вступления в силу при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.
Федеральный закон сохранил существовавшие ранее обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, такие, как:
- осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику;
- выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п.1 ст.7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию.
Среди перечисленных обязанностей следует обратить внимание на изменившейся момент выдачи покупателям кассовых чеков. В соответствии с Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" чек за покупку (услугу) выдавался покупателю (клиенту) вместе с покупкой. Принятый Федеральный закон определяет, что кассовый чек выдается в момент оплаты.
Помимо перечисленных обязанностей организаций и индивидуальных предпринимателей были установлены и такие обязанности, как: опломбирование в установленном порядке зарегистрированных в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти.
В отличие от установленного ранее требования Федеральный закон не предусматривает обязанности нахождения контрольно-кассовой техники на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания контрольно-кассовых машин или непосредственно на предприятиях-изготовителях, которые осуществляли введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти. Такая обязанность была возложена на организации и индивидуальных предпринимателей при участии представителей налоговых органов.
Особенностью Федерального закона является установление обязанностей кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику, соблюдать требования применения контрольно-кассовой техники, установленные Центральном банком Российской Федерации, использовать контрольно-кассовую технику, оснащенную защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами, а также предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен, как и раньше, на налоговые органы, в обязанности которых входит, в частности:
- осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований, установленных Федеральным законом;
- осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проверять документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- проводить проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
- налагать штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административно - правовую ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин. Так, в соответствии со ст.14.5 названного кодекса продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, Федеральным законом на органы внутренних дел была возложена обязанность взаимодействия в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними контрольных функций.
При этом действие полномочий налоговых органов не распространяется на кредитные организации, так как контроль за соблюдением кредитными организациями требований Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
С.А. Черкасова,
юрист, советник Российской Федерации 1-го класса
Р.С. Киракозов,
юрист, советник Российской Федерации 1-го класса
"Гражданин и право", N 4, июль-август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Федеральному закону "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
Авторы
С.А. Черкасова - юрист, советник Российской Федерации 1-го класса
Р.С. Киракозов - юрист, советник Российской Федерации 1-го класса
"Гражданин и право", 2003, N 4