Конституционный суд Грузии
Основание суда. В первой половине 90-х годов прошлого столетия, когда Грузия объявила себя независимым государством и была признана многими государствами мира, в стране неоднократно проводились выборы парламента и президента (главы государства). Естественно, что этим процессам сопутствовали коренные изменения в законодательстве страны, завершением которых можно считать принятие 24 августа 1995 г. отвечающей мировым стандартам Конституции Грузии*(1). Детищем Конституции и является Конституционный Суд Грузии. Статья 107 переходных положений Конституции установила: "Органический закон о Конституционном Суде должен быть принят до 1 февраля 1996 г.". Парламент Грузии точно выполнил вышеупомянутое требование Основного закона и 31 января 1996 г. принял органический закон "О Конституционном Суде Грузии". Этим законом определяются вопросы, связанные с составом, структурой и компетенцией суда; он же установил общий порядок рассмотрения и разрешения дел. 21 марта 1996 г. парламент Грузии принял Закон "О конституционном судопроизводстве", который утверждает принципы судопроизводства и регулирует вопросы, связанные с началом судопроизводства, подготовкой и рассмотрением дел по существу, а 25 июня 1996 г. - Закон "О гарантиях социальной защиты членов Конституционного Суда Грузии", устанавливающий социально-экономические гарантии независимости суда и его членов. Принятием этих трех законов были созданы обязательные правовые основы для создания и функционирования Конституционного Суда. 24 июля 1996 г. в торжественной обстановке девять судей принесли следующую присягу: "Перед Богом и народом клянусь добросовестно исполнять обязанности члена Конституционного Суда Грузии, подчиняясь при этом только Конституции Грузии, никому и ничему более, кроме Конституции Грузии". В этот день впервые в истории Грузии был создан орган конституционной юстиции - Конституционный Суд.
В мире действуют две основные системы конституционного надзора: первый - децентрализованный, который также именуется американским, при котором контроль над Конституцией осуществляют суды общей юрисдикции (США, Аргентина, Япония, Австралия, Канада), и второй - централизованный, или европейский, при котором контроль над Конституцией осуществляется специально для этого созданным органом (Германия, Россия, Турция, Чехия)*(2). Именно к специализированному судебному органу европейского типа, осуществляющему конституционный контроль, относится Конституционный Суд Грузии.
Органический закон "О Конституционном Суде Грузии" состоит из 4 глав и 53 статьей. С момента принятия в него трижды были внесены изменения, направленные на усовершенствование соответствующих статей закона.
Статус судьи. Согласно ст.88 Конституции Грузии, членом Конституционного Суда может быть гражданин Грузии, достигший 35 лет и имеющий высшее юридическое образование. Текстом такого же содержания ограничивалась и статья 7 органического закона "О Конституционном Суде Грузии". Этот вопрос среди юристов часто является предметом полемики. Некоторые считают, что, учитывая особое место и значительную роль Конституционного Суда в механизме разделения властей, назначаемому кандидату на должность судьи Конституционного Суда должны быть предъявлены более высокие требования*(3) Законом от 21 марта 1996 г. к ст.7 органического закона был добавлен пункт следующего содержания: "При подборе членов Конституционного Суда Президент, Парламент и Верховный Суд Грузии учитывают профессиональный опыт кандидата, соответствующий высокому статусу члена Конституционного Суда".
Срок полномочий судей Конституционного Суда, так же как срок полномочий судей общих судов, закон определяет на десять лет, но с тем отличием, что судья общего суда может быть заново избран на новый срок, а член Конституционного Суда право на это не имеет. Закон императивно определяет: "Членом Конституционного Суда не может быть лицо, ранее занимавшее эту должность".
Органическим законом установлены принципы независимости, неприкосновенности и несменяемости судьи Конституционного Суда. Гарантиями его независимости являются установленные законом положения, согласно которым судья при исполнении своих обязанностей дает оценку фактических обстоятельств и принимает решения лишь в соответствии с Конституцией Грузии, никто не имеет права требовать от него отчета или разъяснения по конкретному делу, вмешательство в его деятельность не допускается и карается по закону. Даже при принятии присяги член Конституционного Суда произносит текст, в котором он разъясняет, что при исполнении своих обязанностей будет подчиняться "только Конституции Грузии, никому и ничему более, кроме Конституции Грузии". Со своей стороны государство берет на себя обязательство, в целях обеспечения независимости члена Конституционного Суда, создать ему соответствующие условия для деятельности и жизни, обеспечить безопасность его и членов его семьи.
Конституционно утверждены и гарантии неприкосновенности члена Конституционного Суда. Не допускается его привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест, личный обыск, обыск его жилища, автомашины и рабочего места без согласия Конституционного Суда. Исключением является задержание на месте преступления, о чем незамедлительно сообщается Конституционному Суду. Если Конституционный Суд не даст согласия, задержанный или арестованный член Конституционного Суда должен быть немедленно освобожден. В случае согласия полномочия члена Конституционного Суда приостанавливаются до принятия судом окончательного решения. В случае вынесения оправдательного приговора в отношении члена Конституционного Суда или прекращения дела производством по реабилитирующему основанию полномочия члена Конституционного Суда восстанавливаются после принятия соответствующего решения.
Законодательство также учреждает институт несовместимости статуса судьи, состоящий в том, что член суда не имеет права занимать другую должность, заниматься оплачиваемой деятельностью -- кроме научной и педагогической, быть членом политических партий или принимать участие в политической деятельности.
Надо отметить, что иммунитет члена Конституционного Суда не является абсолютным. При наличии определенных обстоятельств органический закон предусматривает снятие иммунитета, т.е. досрочное прекращение полномочий члена суда. Основаниями для прекращения полномочий являются:
1) неспособность исполнять свои обязанности в течение 6 месяцев подряд или неисполнение своих обязанностей по неуважительной причине в течение 3 месяцев в году;
2) занятие должности не совместимой со статусом члена суда, или осуществление деятельности, запрещенной законом;
3) предание огласке сути совещания, состоявшегося при принятии Конституционным Судом решения, или позиции, занятой членом Конституционного Суда при голосовании;
4) совершение поступка, не достойного судьи;
5) утрата гражданства Грузии;
6) признание судом недееспособным;
7) существование обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу;
8) смерть, или признание судом безвестно отсутствующим, или объявление судом умершим;
9) уход в отставку с должности.
Нужно отметить и тот факт, что, если в создании Конституционного Суда принимают участие все ветви власти страны, процедура досрочного прекращения полномочий судьи Конституционного Суда проходит без их вмешательства. А именно: вопрос о досрочном прекращении полномочий члена Конституционного Суда решает Пленум Конституционного Суда. Решение считается принятым, если оно поддержано более чем половиной полного состава Конституционного Суда. Закон предусматривает только то, что о таком решении незамедлительно должны быть проинформированы Президент Грузии, парламент и Верховный Суд. Думается, что вышеуказанный факт представляет собой еще один элемент гарантии независимости члена Конституционного Суда.
С точки зрения независимости Конституционного Суда важна норма о том, что финансирование Конституционного Суда определяется отдельной статьей государственного бюджета Грузии. Кроме того, закон устанавливает обязательным финансирование Конституционного Суда в размере, обеспечивающем осуществление его функций и независимость судей.
Защиту членов Конституционного Суда, улучшение социально-экономических условий и гарантии их полной независимости предусматривает также Закон "О гарантиях социальной защиты членов Конституционного Суда Грузии". Он устанавливает, что должностная ставка Председателя Конституционного Суда и надбавка к ней должны быть не ниже должностной ставки Председателя парламента Грузии и надбавки к ней, а должностные ставки заместителей Председателя и членов Конституционного Суда определяются в размере соответственно не ниже 90 и 85% должностной ставки Председателя Конституционного Суда. Кроме того, член Конституционного Суда пользуется всеми льготами, которые полагаются члену парламента Грузии, а Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда - теми же условиями, что соответственно Председатель и заместители Председателя парламента Грузии.
Члены Конституционного Суда пользуются также надбавками за квалификационные классы и выслугу лет в порядке и норме, установленных законодательством. Не допускается сокращение суммы денежного вознаграждения и других материальных льгот члена Конституционного Суда в течение всего срока его полномочий.
Членам Конституционного Суда Грузии пожизненная пенсия в полном размере их денежного вознаграждения назначается в случаях:
а) истечения срока их полномочий как членов Конституционного Суда;
б) если не менее чем через 5 лет после определения на должность в Конституционном Суде они подали в отставку с должности члена Конституционного Суда и имеют не менее 20 лет трудового стажа.
Размер пенсии бывшего члена Конституционного Суда изменяется в соответствии с изменением размера денежного вознаграждения действительного члена Конституционного Суда.
Конституционный Суд Грузии состоит из девяти судей. В создании этого органа принимают участие все три ветви власти (трех членов назначает Президент Грузии, трех членов избирает парламент и трех - назначает Пленум Верховного Суда). В парламенте право на выдвижение кандидатуры в члены Конституционного Суда имеют Председатель парламента, парламентская фракция и группа членов парламента в составе не менее чем десяти человек, не входящих ни в одну из фракций, а на Пленуме Верховного Суда кандидатов, подлежащих назначению, выдвигает Председатель Верховного Суда. В парламенте избранным в результате голосования считается кандидат, получавший наибольшее количество голосов, но не менее трех пятых списочного состава членов парламента, а в Верховном Суде назначенными считаются те три кандидата, которые получили не менее двух третей голосов присутствующих членов Пленума. Полномочия членов Конституционного Суда начинаются со дня принесения ими присяги.
Конституционный Суд из своего состава избирает Председателя сроком на пять лет. Выдвижение кандидатуры осуществляется по согласованному предложению Президента, Председателя парламента и Председателя Верховного Суда Грузии. Со своей стороны избранный Председатель Суда выдвигает кандидатуры своих двух заместителей и секретаря Конституционного Суда, которые также избираются сроком на пять лет. Председатель Конституционного Суда, заместители Председателя и секретарь считаются избранными, если при тайном голосовании каждого из них поддержат не менее пяти членов Конституционного Суда.
Конституционный Суд состоит из Пленума и двух коллегий. Закон четко определяет, рассмотрение каких категорий дел производится на пленарных заседаниях и на заседаниях коллегии. В состав Пленума входят все девять членов Суда, а коллегия состоит из четырех судей, состав которого утверждается Пленумом по предложению Председателя. Заседания Пленума ведет Председатель Конституционного Суда, а заседание коллегии - его заместитель. Члены Конституционного Суда, определенные на должность Президентом, парламентом и Верховным Судом Грузии, должны быть представлены в коллегию по возможности равным числом.
Компетенция Конституционного Суда. Компетенция Конституционного Суда представляет собой совокупность его материально-правовых, процессуальных и организационных полномочий. Естественно, что ее ядром являются материально-правовые полномочия, определяющие категории дел, подсудных Конституционному Суду. Остальные два вида полномочий играют служебную роль и обеспечивают реализацию предназначения Конституционного Суда.
Круг вопросов, принадлежащих к предмету компетенции Конституционного Суда Грузии и представляющих собой конституционно-правовые вопросы и споры, определен Конституцией Грузии и органическим законом "О Конституционном Суде Грузии". Согласно ст.19 последнего, Конституционный Суд Грузии правомочен рассматривать и решать:
а) вопросы соответствия Конституции Грузии конституционного соглашения, законов Грузии, нормативных постановлений парламента Грузии, нормативных актов Президента Грузии, высших органов власти Абхазии и Аджарской автономной республики, а также вопросы принятия (издания), подписания, опубликования и ввода в действие законодательных актов Грузии и постановлений парламента Грузии;
б) споры о разграничении компетенции между государственными органами;
в) вопросы конституционности создания и деятельности политических объединений граждан;
г) споры о конституционности референдума и выборов;
д) вопросы конституционности нормативных актов, принятых в связи с вопросами главы второй Конституции Грузии;
е) вопросы конституционности международных договоров или соглашений;
ж) вопросы признания или досрочного прекращения полномочий члена парламента Грузии;
з) вопросы нарушения Конституции Грузии Президентом Грузии, Председателем Верховного Суда Грузии, членом Правительства Грузии, Генеральным прокурором Грузии, Председателем палаты контроля Грузии и членами Совета Национального банка Грузии.
Органический закон "О Конституционном Суде Грузии" в отдельной главе "Общий порядок рассмотрения и разрешения дел в Конституционном Суде" (ст.33-42), детально определяет технологические вопросы реализации каждого вышеперечисленного вопроса.
Надо отметить, что в первоначальной редакции п."а" ст.19 такой нормативный акт, каким является конституционное соглашение, не определялся в качестве объекта конституционного контроля. Кроме того, если в прежней редакции закона учитывалось рассмотрение вопроса о конституционности только регламента парламента, то, согласно изменению, внесенному 12 февраля 2002 г., конституционному контролю подлежат все постановления парламента, имевшие нормативный характер. Ныне закон предусматривает возможность рассмотрения вопросов о соответствии Конституции вопросов принятия (издания), подписания, опубликования и ввода в действие законодательных актов Грузии и постановлений парламента Грузии.
Анализ полномочий, перечисленных в ст.19, показывает, что основной целью Конституционного Суда является обеспечение конституционности различных правовых актов. Между тем законодательство присваивает Конституционному Суду право на установление конституционности только правовых актов нормативного характера. Надо отметить, что если при определении конституционности нормативных актов Конституционный Суд действует в форме абстрактного и последующего конституционного контроля, то при рассмотрении вопросов о конституционности международных соглашений возможно осуществление как последующего, так и предварительного конституционного контроля.
Большое значение уделяется роли индивидуальных жалоб, право на внесение которых имеют граждане Грузии, проживающие в Грузии другие физические лица, юридические лица Грузии и Народный защитник Грузии. Иск возможен, если они считают, что нарушены права и свободы человека, признанные Конституцией Грузии.
Заслуживает внимания еще одно полномочие Конституционного Суда, которое осуществляется в форме конкретного контроля. Если при рассмотрении общим судом конкретного дела суд сделает вывод о существовании достаточных оснований для признания закона или иного нормативного акта, который должен быть применен судом при решении этого дела, полностью или частично не соответствующим Конституции, он приостанавливает рассмотрение дела и обращается в Конституционный Суд. Рассмотрение дела возобновляется после решения данного вопроса Конституционным Судом.
Конституционный Суд Грузии лишен права рассматривать вопросы, входящие в его компетенцию, личной инициативой. Практика многих государств мира показывает, что "вознаграждение" конституционных судов таким правом может подтолкнуть их к участию в политических интригах. Конституция Грузии определяет круг субъектов, имеющих полномочие обращаться в Конституционный Суд. Ими являются: 1) Президент Грузии; 2) не менее одной пятой членов парламента; 3) суд; 4) высшие представительные органы Абхазской автономной республики и Аджарской автономной республики; 5) Народный защитник; 6) гражданин. Органический закон уточняет полномочия каждого субъекта, конкретно по каким вопросам они могут обращаться в Конституционный Суд. Например, право на внесение иска о конституционности соглашения, законов Грузии, нормативных постановлений парламента Грузии, нормативных актов Президента Грузии и высших органов Абхазии и Аджарии имеют Президент Грузии и не менее одной пятой членов парламента Грузии. Право на внесение конституционного иска о разграничении компетенции между государственными органами имеют Президент Грузии, не менее одной пятой членов парламента Грузии, суд, высшие представительные органы Абхазии и Аджарии, Народный защитник. Право на внесение конституционного иска о конституционности референдума имеют Президент Грузии, не менее одной пятой членов парламента Грузии и Народный защитник и т.д.
Надо отметить, что в органический закон "О Конституционном Суде Грузии" законом от 12 февраля 2002 г. внесено еще одно новшество. Если ранее в списке субъектов, уполномоченных обращаться в Конституционный Суд не упоминалось юридическое лицо, то теперь устанавливается, что если юридическое лицо Грузии считает, что нарушены или могут быть непосредственно нарушены его права и свободы, признанные главой второй Конституции Грузии, он может конституционным иском обратиться в Конституционный Суд.
Основанием для начала дела в Конституционном Суде служит внесение конституционного иска или конституционного представления. Если дело касается нарушения Конституции одним из перечисленных в органическом законе должностных лиц или установления вопроса о конституционности международного соглашения до его ратификации, тогда в Конституционный Суд вносится конституционное представление. С таким представлением Конституционный Суд обращается и общий суд, рассматривающий конкретное дело. Во всех остальных случаях вносится конституционный иск.
Органический закон определяет, рассмотрение каких дел ведется на пленарных заседаниях и на заседаниях коллегии, так Пленум Конституционного Суда рассматривает вопросы: а) о соответствии Конституции Грузии Конституционного соглашения, законов Грузии и других нормативных актов, предусмотренных органическим законом, а также о соответствии их принятия (издания), подписания, опубликования и ввода в действие; б) о конституционности международных договоров и соглашений; в) о нарушении Конституции Президентом и другими должностными лицами; г) о конституционном представлении, внесенном общим судом в ходе рассмотрения конкретного дела; д) о конституционности выборов парламента и Президента Грузии, а также референдума.
Коллегия Конституционного Суда рассматривает вопросы: а) о спорах о разграничении компетенции между государственными органами; б) о конституционности создания и деятельности политических объединений граждан; в) о конституционности нормативных актов, принятых в связи с вопросами главы второй Конституции Грузии; г) о признании или досрочном прекращении полномочий члена парламента Грузии; д) о конституционности выборов представительных органов местного самоуправления - собраний, управителей, мэров. Дело по вопросу, относящемуся к ведению как Пленума, так и коллегии, рассматривается Пленумом Конституционного Суда.
Пленум Конституционного Суда правомочен принимать решение, если на его заседании присутствуют не менее шести членов, а на заседании коллегии - не менее трех членов. Как на пленарном заседании, так и на заседаниях коллегии конституционный иск считается удовлетворенным, если он подержан более чем половиной присутствующих на заседании членов.
Актами Конституционного Суда являются: решение, определение, протокольная запись и заключение. Все они окончательны и обжалованию или пересмотру не подлежат. Акт Конституционного Суда после его опубликования подлежит незамедлительному исполнению, если этим же актом не установлен другой срок. Неисполнение наказывается законом.
Г.З. Кахиани,
аспирант сектора теории Конституционного права
Института государства и права РАН
"Гражданин и право", N 4, июль-август 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Конституция Грузии. Тбилиси. 2002. С.239-276.
*(2) См.: Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М.: Норма. 2002. С.586-592; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 2002. С.51-52; Юдин Ю.А., Шульженко Ю.Л. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 2002. С.90-91; Цнобиладзе П. Конституционное право Грузии. Тбилиси, 1996. С.246-247.
*(3) См.: Конституция и проблемы грузинского права. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 2002. С.154-155.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционный суд Грузии
Автор
Г.З. Кахиани - аспирант сектора теории Конституционного права Института государства и права РАН
"Гражданин и право", 2003, N 4