Соглашения о содержании между супругами
Договоры о содержании, как самостоятельные, так и в составе брачного договора, до последнего времени в России не существовали (действовали нормы, устанавливаемые законом, как правило, в императивном порядке), но именно на основе обязанности содержания по закону развивается институт договорного регулирования этого вопроса в нашей стране.
Если говорить о содержании в его историческом развитии, то право это признавалось в России только за женой, которую муж обязан содержать "по состоянию и возможностям своим", "права на содержание принадлежат жене против мужа"*(1), но "закон не дает определенной формы иску жены на мужа о недостатке содержания или об отказе в содержании, хотя такой иск не может быть отринут. В других системах гражданского права обязанность доставлять содержание жене выражается в особом иске о содержании (aliments, dette d'aliments), и суд уполномочен определить это содержание мерою и количеством"*(2). Из этого следует, что в России супруги сами договаривались о взаимоприемлемых условиях содержания, а в случае невозможности достижения соглашения спор решался в судебном порядке.
В современном Семейном кодексе РФ целая глава (гл.16) посвящена соглашениям об уплате алиментов. Алименты как средства на содержание несовершеннолетнего или совершеннолетнего нетрудоспособного нуждающегося в помощи лица имеют одну общую особенность, а именно: обязанность их уплаты является безусловной, прямо вытекающей из норм закона. Получатель алиментов вправе обратиться в суд, если это обязательства не выполняется добровольно. В ст.99 СК РФ предусматривается возможность заключения соглашения об уплате алиментов между обязанным лицом и получателем алиментов. Таким образом, договор о содержании или об уплате алиментов является в данных условиях самостоятельным договором. Данная статья устраняет многие из имевшихся ранее недостатков: одностороннее действие алиментообязанного лица написать и отозвать свое заявление об уплате алиментов, необходимость получателя алиментов вновь подавать заявление при смене места работы их плательщиком и пр. Сейчас же односторонний отказ от исполнения указанного соглашения не допускается*(3).
Соглашение об уплате алиментов должно быть нотариально заверено, тогда оно действительно и имеет силу исполнительного листа (ст.100 СК РФ). Из этого следует, что данное соглашение является видом исполнительного документа и не требует выдачи судом специального исполнительного листа и может прямо направляться в бухгалтерию организации по месту работы, получения пенсии, пособия и т.д. плательщика алиментов.
Обязательным условием действительности такого соглашения является сознательная воля участников соглашения, а также соответствие другим требованиям, предъявляемым к сделкам Гражданским кодексом РФ: необходимая форма сделки для данного вида договоров и соглашений (письменная, нотариально заверенная и пр.), соответствие ее закону, дееспособность лица, ее совершившего, и т.д. По взаимному согласию стороны в любое время могут изменить или расторгнуть соглашение об уплате алиментов из-за изменения обстоятельств (уменьшение или увеличение заработка, изменение числа детей и др.). В случае недостижения согласия заинтересованная сторона может обратиться в суд.
При изменении или расторжении соглашения об алиментах в судебном порядке правила ст.451 ГК РФ об изменении и расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств не применяются. Причины, по которым произошло изменение материального или семейного положения сторон, значения не имеют*(4). Изменение обстоятельств признается существенным в случае, если бы лица, имея возможность предвидеть это, никогда бы не заключили договор вообще либо заключили его на иных условиях. Данная статья работает в отношении брачного договора и включенного в него соглашения о содержании супруга, особенно если это касается трудоспособного супруга. Однако в случае если имеет место соглашение об алиментах между обязанным по закону лицом - плательщиком алиментов и их получателем (в интересах несовершеннолетнего или совершеннолетнего нетрудоспособного нуждающегося в помощи лица), то данная статья может применяться, если плательщик алиментов добровольно по соглашению платил значительно больше, чем его обязывал закон. В таком случае в связи с изменившимися обстоятельствами плательщик алиментов будет выплачивать по обязательственным нормам закона и по решению суда (ст.89-91 СК РФ).
Несмотря на то что соглашение об уплате алиментов является сделкой, в отношении уплаты алиментов не допускается зачет встречного требования (ст.411 ГК РФ), а вот в отношении способа уплаты алиментов по соглашению стороны могут договориться о предоставлении в счет их уплаты имущества (ст.104 СК РФ). Под "имуществом" в гражданском праве понимаются вещи, включая деньги и ценные бумаги, имущественные права и иное имущество (ст.128 ГК РФ). При этом не должны нарушаться интересы получателя алиментов: нельзя освобождать плательщика алиментов от их уплаты ранее достижения ребенком совершеннолетия; нарушать сроки и порядок уплаты алиментов; размер алиментов на несовершеннолетних детей не может быть ниже размера, устанавливаемого законом (ст.103 СК РФ), и пр.*(5). Это важно учитывать, если соглашение о содержании между супругами включает в себя положения о содержании детей. Согласно российскому законодательству, соглашения о содержании детей заключаются между супругами в пользу детей, так как дети сами не могут заключать подобные соглашения со своими родителями.
Можно считать большим достижением в области развития договорных отношений в российском семейном праве нормы ст.104 и 105 СК РФ, в которых лицам предоставляется возможность выбирать способы и сроки уплаты алиментов, а также проводить индексацию размера алиментов для сохранения реальной величины денежных требований и личных доходов в условиях инфляции. В соглашении об уплате алиментов его участники могут установить размер несколько выше того, что предложен законом, а также определить предельный срок индексации размера алиментов.
Стороны могут предусмотреть любые способы индексации, в том числе и привязав размер алиментов к иностранной валюте или нескольким иностранным валютам (определив размер алиментов в российских рублях в сумме, равной определенной сумме в иностранной валюте)*(6). Таким образом, сами заинтересованные лица могут регулировать отношения по содержанию.
Соглашения по алиментированию (или содержанию) широко применяют в зарубежном законодательстве, в частности в законодательстве Германии. В законе существуют нормы в области семейного права, помогающие сторонам более четко и детально регулировать свои взаимоотношения через брачный контракт, соглашения о содержании. Например, в Германском гражданском уложении (ГГУ) этой теме посвящены статьи, находящиеся в четвертой книге, а также глава 7, которая обеспечивает супругам реальную защищенность в случае неблагоприятного исхода брака*(7). Так, пункт 1360 говорит, что "супруги взаимно обязаны своим трудом и имуществом содержать семью надлежащим образом. Если одному из супругов передано ведение домашнего хозяйства, то он исполняет свою обязанность вносить трудовой вклад в содержание семьи, как правило, путем ведения домашнего хозяйства". Подобная инновация в СК РФ помогла бы во многом облегчить решение конфликтных ситуаций для наших российских женщин, несущих бремя ведения домашнего хозяйства и часто не имеющих возможности получать надлежащее содержание для удовлетворения своих жизненных и личных потребностей от своего работающего супруга.
Интересны и полезны для совершенствования нашего семейного законодательства следующие положения, используемые в зарубежном праве, которые в будущем могут быть приняты и у нас: так, ГГУ (п.1569-1580) наряду с известными нам мотивами о требовании содержания (забота о ребенке, по возрасту, вследствие болезни или физических недостатков) дает и такую причину, как алименты до начала занятия деятельностью, приносящей соответствующий доход, т.е. супруг может требовать выплаты алиментов, пока и поскольку он не в состоянии найти вид деятельности, приносящей соответствующий доход; если результат его деятельности не покрывает полного содержания, то он может потребовать разницу между его доходами и полным содержанием (п.1573). Причем разведенному супругу необходимо осуществлять лишь соответствующую для него деятельность, которая подходит по образованию, способностям, возрасту и состоянию здоровья, а также условиям жизни супругов (п.1574). Таким образом, супругам уже не нужно вырабатывать самим содержание соглашения для решения этой проблемы, так как закон в целом этот вопрос решил, предоставляя право требования содержания в определенных условиях. Супруги могут договориться, например, о размерах содержания, порядке уплаты алиментов.
В российском же праве взаимное содержание супругов регулируется недостаточно: только в брачном договоре прямо по закону супруги могут определиться о взаимном содержании (п.1 ст.42 СК РФ). Наше законодательство, к сожалению, из-за нечеткости и расплывчатости норм не помогает ориентироваться сторонам в этом вопросе. По мнению М.В. Антокольской, поскольку соглашения об уплате алиментов являются разновидностью гражданско-правовых соглашений и регулируются семейным и гражданским законодательством (п.1 ст.101 СК РФ), то в соответствии с п.2 ст.421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Следовательно, стороны вправе заключить соглашение о предоставлении содержания, даже если заключение такого соглашения данными лицами не предусмотрено семейным законодательством. В случае заключения такого соглашения отношения, возникающие в связи с его заключением и исполнением, оказываются не урегулированными законом. В этом случае их регулирование в соответствии со ст.6 ГК РФ и ст.5 СК РФ осуществляется с помощью аналогии закона. Наиболее близким законом, регулирующим сходные отношения, в данной ситуации являются нормы гл.16 СК РФ, регулирующие соглашения об уплате алиментов*(8). И все же, на наш взгляд, более защищенными будут себя чувствовать супруги с законом, который содержит четкие и хорошо прописанные нормы как основания для строительства договорных отношений между супругами.
Согласно ГГУ, разведенный супруг в случае прерывания или неполучения профессионального образования в ожидании заключения брака или в период брака вправе требовать от другого супруга выплаты алиментов для получения образования, чтобы вести приносящую доход деятельность; то же относится к повышению квалификации или переквалификации (п.1575).
Алименты предоставляются также на основании представлений о справедливости, когда от супруга нельзя ожидать по иным серьезным причинам занятий деятельностью, приносящей доход (п.1576). Также учитывается платежеспособность супруга, порядок выплаты и многие другие стороны этого вопроса. Супруги могут заключить договор о предоставлении содержания после развода (п.1585). Кроме того, "со смертью обязанного лица обязанность уплаты алиментов переходит к его наследникам в качестве долгового обязательства, обременяющего наследство... Наследник отвечает в пределах той суммы, которая причиталась бы правомочному лицу в виде обязательной доли, если бы брак не был расторгнут" (п.1586b). В нашем наследственном праве подобных положений нет вообще, так как здесь имеется принципиальная позиция законодателя: германского - отношение к алиментам как прежде всего к имущественному обязательству; и российского - отношение к алиментам как к личному обязательству, хотя и имущественному.
К сожалению, вышеназванные полезные гражданско-правовые и семейно-правовые нормы в их детальной проработке в нашем законодательстве отсутствуют. Приводятся же они здесь не только для ознакомления широкой аудитории с данными нормами, но и для возможного применения данных положений в повседневной практике в брачных договорах и соглашениях по содержанию между супругами, что может быть особенно актуально в свете законотворческих попыток снизить брачный возраст.
Рассуждая на эту тему, надо учитывать некоторую двойственность в нашем законодательстве. Если говорить о предоставлении содержания между супругами в российском праве, то СК РФ (ст.42) предполагает включать эти положения только в брачный договор (только в этой правовой норме речь идет о любых супругах, вне зависимости, имеют ли они по закону право требовать алименты или нет). При этом круг лиц, имеющих право требовать исполнения обязательств по содержанию весьма ограничен статьей 90 СК РФ. В случае если супруги установили для себя в брачном договоре положения о содержании, данное положение может быть спорным, если супруг, имеющий право на содержание (алиментирование) по брачному договору, не попадает в круг лиц, определенных в ст.90 СК РФ. Ведь содержание брачного договора не должно противоречить закону (ст.44 СК РФ), а закон гласит, что соглашение об уплате алиментов заключается между лицом, обязанным уплачивать, и их получателем (ст.99 СК РФ), т.е. из этого следует, что формально по закону потенциальный получатель содержания не имеет права его требовать, а лицо, предоставляющее содержание, не является обязанным. Но здесь будет работать аналогия закона, как это указано выше.
Хотя в случае заключения брачного договора между супругами должны действовать положения брачного договора (ст.256 ГК РФ), где супруги сами определяют условия взаимного содержания, однако существуют возможности уйти обязанной по договору стороне от данного обязательства по содержанию, используя "крайне неблагоприятное положение" в своем материальном обеспечении и то, что закон в императивном порядке не обязывает другого супруга предоставить содержание бывшему трудоспособному супругу при определенных условиях, как это принято в ГГУ. Поэтому как брачный договор, так и договоры по содержанию надо составлять очень грамотно, с рассмотрением всех условий и обстоятельств, как существующих, так и предполагаемых. При этом, согласно ст.251 ГК РФ и ст.5 СК РФ, любые супруги, как законные так и незарегистрированные, имеют полное право заключать между собой договоры, в том числе договоры о содержании (и не только в отношении, например, нуждающегося нетрудоспособного супруга, беременной жены и нуждающегося супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом). Это может быть особенно полезно для граждан, имеющих лишь фактические брачные отношения, так как брачный договор, который включает в себя положения о содержании, действителен только после регистрации брака.
Важно также отметить, что СК РФ не разрешает вопрос должным образом о судьбе соглашения об уплате алиментов (да и алиментов вообще) в случае смерти плательщика алиментов, как это сделано германским законодателем, полнее учитывающим специфику семейных отношений. Алиментное соглашение (соглашение о содержании) не реализует полностью свою обеспечительную функцию, так как в этом случае оно теряет свою силу, и, согласно п.8 ст.219 ГПК, правопреемство по обязательству по соглашению об уплате алиментов не будет допущено, как это происходит и в области материального права, где, согласно ст.1112 ГК РФ, право на алименты в состав наследства не входит.
Е.Н. Александриди,
юрист
"Гражданин и право", N 4, июль-август 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: Спарк, 1995. С.407.
*(2) Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч.II. Права семейственные, наследственные, завещательные. Спб., 1889. С.107.
*(3) См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.П. Крашенинникова, М., 1997. С.209.
*(4) См.: Антокольская М.В. Комментарий к гл.16 // Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.М. Кузнецовой. М., 1996. С.280.
*(5) Комментарий к Семейному кодексу / Под. ред. П.В. Крашенинникова. С.210.
*(6) См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под. ред. И.М. Кузнецовой. С.283.
*(7) Здесь и далее используется: Гражданское право. Ч.1. Германское уложение. М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1996.
*(8) Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под. ред. И.М. Кузнецовой. С.276.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашения о содержании между супругами
Автор
Е.Н. Александриди - юрист
"Гражданин и право", 2003, N 4