Фундаментальная основа социальных прав
Становление России как социального государства (политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека) объективно приводит к возрастанию роли социальных прав. Они закреплены в Конституции РФ и международных правовых актах. В связи с этим является достаточно актуальным исследование различных аспектов понятия социальных прав как важнейшей составляющей общей системы прав и свобод человека и гражданина.
Социальные права закрепляются в Конституции в едином блоке социально-экономических прав, которые включают: право частной собственности (в том числе на землю), свободу предпринимательской деятельности, свободу труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрану семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст.34-44). Анализ работ, в которых содержится упоминание о "социальных правах", позволяет определить перечень этих прав, предусмотренных статьями 37-44 Конституции.
В самом общем виде социальные права определяются как "совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ"*(1).
С конституционной формулой социального государства тесно взаимосвязаны и непосредственно соотносятся положения Конституции, закрепляющие основные (естественные) права человека: право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности и человеческое достоинство.
Для исследования сущности социальных прав в контексте основных (естественных) прав человека концептуально важным представляется понимание слова (или термина) "жизнь". Чаще всего "жизнь" определяется как "особая форма существования материи"*(2). Человек как биосоциальное "живое существо" имеет право "существовать", т.е. жить. И в его жизни (существовании) одинаково важны оба аспекта, определяющие существо человека, - как биологический, так и социальный. Свидетельством двуединой сущности человека является также то, что и социальная, и биологическая жизнь обладают "общей фундаментальной целью самосохранения в среде существования"*(3).
Биологический аспект "двуединой природы человека" предопределяет необходимость поддержания жизни прежде всего в ее материальной форме. Человеку как биологическому существу нужны пища, одежда, жилище. О важности этой стороны говорит, например, такое сравнение: "Общество, которое перестанет производить знания, регулировать общественные отношения или должным образом воспитывать детей, несомненно, погибнет в более или менее близкой исторической перспективе. Но общество, которое перестанет производить продукты питания, погибнет немедленно, более того, погибнет не система, а погибнут сами люди"*(4).
Биологические аспекты, проявляющиеся в поведении человека, контролируются законами сообщества людей, благодаря которым человек "преодолевает свою биологическую определенность". Иначе говоря, физиологические и социальные потребности "предписаны" человеку его родовой и социальной (общественной) природой.
Правовая сторона понимания жизни как естественного процесса нашла отражение в основном (естественном) праве человека - праве на жизнь.
В юридической литературе широко исследуются различные аспекты, касающиеся права на жизнь. Л.Д. Воеводин указывает, что все права и свободы увязаны одним "стержневым стратегическим основным правом" - правом каждого человека на жизнь. Право на жизнь, по мнению автора, как бы образует "фундамент" всех других прав и свобод, складывающихся в сфере личной безопасности и частной жизни*(5). И.А. Ледях также утверждает, что самое главное и основное право человека - право на жизнь*(6). К.В. Арановский констатирует, что право на жизнь означает абсолютный запрет произвольно посягать на бытие человеческого существа*(7). Н.И. Упоров говорит о том, что право на жизнь находится на вершине естественно-правовой, как и в целом субъективно-правовой, пирамиды, что вполне понятно: при лишении жизни все другие права теряют смысл*(8) Е.В. Зайцева уточняет, что право на жизнь - это основное личное право, толкуемое как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное - в странах, где она сохранена*(9).
Абсолютное право на жизнь означает, что ни один человек (ни за какие деяния) не может быть лишен жизни даже государством. Относительное право на жизнь означает, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры. По мнению Н.С. Бондаря, жизнь человека - высшая социальная ценность, которая имеет абсолютное значение. Право на жизнь должно пониматься в широком смысле - как отрицание смерти, как создание условий для нормального человеческого существования*(10).
Фундаментальный характер права на жизнь требует особых усилий государства и общества по обеспечению этого права, включая создание и поддержание безопасных условий социальной и природной среды, приемлемых условий жизни (которые предполагают соответствующую материальную обеспеченность).
Понятие "жизнь" включает в себя и такое значение, как "состояние живого; период от рождения до смерти"*(11). От рождения до смерти человек проходит ряд этапов своего биосоциального развития. Если соотнести каждый из этих этапов с возможностью материального самообеспечения, то вполне очевидным станет следующий факт. Только наличие достаточного имущества на праве частной собственности (соответствующим образом используемое) может обеспечивать человеку необходимые жизненные блага практически независимо от этапов его биосоциального развития (в том числе независимо от возрастных критериев). Однако в силу многих причин (включая экономические) такая счастливая судьба уготована не всем. Большинству приходится трудиться, чтобы себя обеспечить. Здесь и начинаются проблемы, связанные с возрастными особенностями человека. Трудовая деятельность доступна человеку не любого возраста, а лишь определенного периода жизни, называемого периодом трудоспособности.
В периоды жизни до и после периода трудоспособности человек считается нетрудоспособным. Причем понятие нетрудоспособности рассматривается достаточно широко. Оно охватывает и иные обстоятельства, когда человек не способен трудиться (в том числе в период, определяемый по возрастным критериям как период трудоспособности). Причинами нетрудоспособности в этом случае могут быть обстоятельства, обусловленные состоянием здоровья человека (болезнь, материнство, инвалидность). Но и при отсутствии этих причин могут иметь место случаи, когда человек не может трудиться по социально уважительным обстоятельствам (например, уход за малолетними детьми) либо в силу экономических причин, когда в зависимости от состояния рынка труда человек признается безработным. Нетрудоспособные граждане не в состоянии себя материально обеспечить.
В литературе, как правило, мимоходом, невзначай говорится о том, что речь идет о лицах, которые по различным причинам остались без средств к существованию. Такой поверхностный подход к определению данной категории людей, естественно, вызывает недостаточно серьезное и вдумчивое понимание реальной ситуации. Как будто проблема существования этих людей возникает случайно, ниоткуда, без видимых на то серьезных оснований и причин. Между тем существуют жесткие, запрограммированные самой жизнью обстоятельства (прежде всего связанные с пониманием человека как биологического существа), которые делают неизбежным пополнение рядов этой группы лиц.
Итак, человек, для существования которого необходим определенный уровень материальных благ, сам себе непосредственно может обеспечить материальные блага (в основе своей) только в определенный период жизни. В то же время, обратим внимание, право на жизнь не ограничивается каким-либо периодом жизни. Оно всеобъемлюще и неотъемлемо. Так что формирование дополнительных источников материального обеспечения нетрудоспособных граждан является залогом обеспечения их права на жизнь.
В начале прошлого века П.И. Новгородцев и И.А. Покровский полемизировали по вопросу о сущности права на существование (по Новгородцеву - "права на достойное существование"). Среди аргументов, которые приводились в обоснование данного права каждого человека, особое значение имеет та часть аргументации, которая определяет роль государства в этом процессе. По мнению И.А. Покровского, многие соображения заставляют государство взять на себя обязанность "спасать людей от голодной смерти" - опасение развития преступлений, болезней, умножения народного недовольства, наконец, просто неприятность сознания, что человек умер от голода. Анализируя указанную ситуацию, Покровский отмечает, что в обществе жизнь одного возможна только вследствие беспрерывного функционирования духовной и хозяйственной жизни других. Эта связь продолжается, переплетается и накопляется исторически из поколения в поколение в течение многих веков. Сами условия общественной жизни являются продуктом солидарной работы всех. Выделить долю работы, произведенную и производимую каждым для создания и поддержания этой необходимой всем атмосферы, совершенно невозможно; тем более невозможно ее оплатить. В связи с этим И.А. Покровский убежден, что такая услуга должна быть оплачена всем обществом, а потому каждый имеет право требовать от этого последнего поддержки в критическую минуту. Это не апелляция к милости и благости общества, а подлинное право каждого*(12).
Л. Дюги рассматривает данную проблему через доктрину социальной солидарности, утверждая, что человек соединен с другими людьми "узами социальной солидарности". Согласно доктрине солидарности, государство обязано употреблять власть на служение социальной солидарности. Оно обязано издавать все те законы, которые обеспечат каждому материальную и моральную возможность содействовать социальной солидарности*(13).
Проблема обеспечения дохода (средств к существованию) и его определенного уровня шире традиционного понимания проблемы социального обеспечения нетрудоспособных. Не следует забывать, что и в случаях, когда человек трудится и имеет определенный доход, уровень этого дохода может быть недостаточным для материального обеспечения работника и его семьи (часто по экономическим и иным не зависящим от человека причинам и обстоятельствам).
Упомянутая выше полемика двух ученых затрагивала вопрос о соотношении понятий "право на достойное существование" (П.И. Новгородцев) и "право на существование" (И.А. Покровский).
В отличие от Новгородцева Покровский понимает право на существование (по определению самого автора) "в более узком, но зато и более точном, юридическом смысле". То право на существование, которое должно признать за каждым государство, автор понимает только как минимум того, что государство должно обеспечить человеку*(14).
П.И. Новгородцев считает, что задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отнятым фактически. Таким образом, именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу об обеспечении права на достойное человеческое существование*(15).
Б.А. Кистяковский также констатирует, что не в силу чувства жалости, а в силу самой природы правовой организации в нормальном социальном строе каждому человеку должно быть гарантировано право на достойное человеческое существование, служащее основанием для целого ряда правовых притязаний личности*(16).
В этой связи можно констатировать, что и сегодня по-прежнему актуален вопрос об уяснении содержательных аспектов понятия "достоинство", которое находит отражение в конституционных формулировках: "достойная жизнь", "достоинство личности", "человеческое достоинство" (ст.7 и 21 Конституции РФ).
В литературе встречаются разные определения понятия достоинства. Можно, например, привести следующее определение: "Достоинство - признание за человеком высшей ценности как за существом, обладающим разумом, волей и чувствами. Однако достоинство человека означает осознанное моральное отношение человека к самому себе, его самооценку, а также отношение к нему со стороны общества"*(17).
И.В. Упоров отмечает, что в процессе развития человечества установились такие общественные отношения, в соответствии с которыми достоинство личности и личная неприкосновенность приобрели качества "фундаментальных" социальных ценностей*(18).
Особое внимание понятию достоинства уделяет правовая наука Германии. Согласно основным концептуальным подходам, уважение и защита человеческого достоинства, рассматриваемые как обязанность конституционного государства, служат предпосылкой решения всех частных проблем правового регулирования. Принцип достоинства индивида -"фундаментальная" норма государственного строя, более того, он образует основу конституционно организованного общества. Правовое государство, действующее в интересах достоинства человека, превращается в государство социальное*(19).
Итак, вопрос о том, труд или частная собственность должны определять положение человека в обществе, не всегда актуален в отношении тех граждан, которые не могут себя обеспечить посредством собственности или труда (либо доходы от собственности или труда не позволяют сделать это на достаточном уровне). Именно для них основой их материального жизнеобеспечения являются общественные (социализированные) источники, включая различного рода социальные фонды. Эти материальные источники также должны обеспечивать человеку достойное положение в обществе, реализацию на достойном уровне его конституционных прав и свобод. Только такой подход может обеспечить личную свободу, независимость и самостоятельность человеческой личности.
Предоставление материальных благ через социализированные источники осуществляется в рамках реализации человеком его социальных прав. Под социальным правом (как правом индивида) в настоящей статье понимается право на получение материальных благ из общественных источников, предоставляемое лицам, которые не имеют достаточных средств к существованию в связи с отсутствием источника дохода или недостаточным уровнем получаемого дохода, а также отсутствием способности или возможности материально себя обеспечить посредством использования собственности, осуществления предпринимательской, трудовой и иной не запрещенной законом деятельности.
В системе социальных прав находят свое выражение и конкретизацию право на жизнь, свободу и защиту человеческого достоинства, которые признаются Конституцией РФ в качестве основных (естественных) прав человека. Наиболее полное обеспечение основных (естественных) прав человека через систему социальных прав - необходимое условие для становления в России социальной государственности.
Но это только одна сторона вопроса. Двуединая сущность человека предполагает необходимость учета и ее социальной составляющей. Человек живет в обществе. Первое необходимое условие общественной жизни -коллективность. Уже древние мыслители понимали, что живое существо, именуемое "человек", представляет собой "общественное животное", не способное самостоятельно обеспечивать свою жизнь. Условием его существования является кооперация с другими людьми, в которой человек нуждается в той же мере, что и в продуктах питания или создающих их средствах труда*(20).
Поскольку человек реализует себя как личность в обществе, кроме потребностей, которые необходимы для физического выживания в среде, у людей также есть потребности, важные для них как социальных существ. Формирование личности, становление ее социальных качеств, ее "самоопределение" в обществе как объективно необходимый процесс осуществляется в ходе социализации индивида. Понятие "социализация" (в его наиболее общем значении) рассматривается как процесс социального становления человеческого индивида, формирования и развития его социальной сущности*(21).
Социализация - непрерывный, сложный процесс общественного формирования и развития личности, который зависит не только от особенностей взаимосвязи человека и социальной среды, но и от степени зрелости данного общества. Указанный процесс всегда осуществляется в реальных политических, экономических, социальных и иных условиях.
Общество представляет собой сложное образование, состоящее из неразрывно взаимосвязанных и вместе с тем относительно самостоятельных сфер: экономической, социальной, политической, духовной. Все возможные формы общественно необходимых занятий сводятся в основном к этим четырем основным типам совместной деятельности людей и определяют, соответственно, четыре сферы общественной жизни.
В рассматриваемом контексте особое значение имеет социальная сфера жизнедеятельности общества. Отсутствие абсолютно четких критериев выделения социальной сферы вызывает споры о ее составляющих элементах. Но чаще всего отмечается, что социальная сфера непосредственно касается жизненно важных для человека проблем: продовольствия, жилья, медицинского обслуживания, образования, социального обеспечения и т.п., а в целом - уровня и качества жизни*(22). В центре социальной сферы общественной жизни - человек, его положение и место в обществе, условия и образ жизни, его потребности.
Конституция, закрепляя право каждого человека на жилище, на охрану здоровья, на образование, предусматривает различные возможности обеспечения этих прав в зависимости от имущественного положения человека. Поскольку реализация всех социальных прав не только обеспечивает определенный уровень жизни человека, но и включает его в объективный процесс социализации личности, каждому человеку должна быть обязательно обеспечена возможность пользоваться этими правами и получать соответствующие материальные блага.
С понятием социальной сферы жизнедеятельности связано и понятие социального типа деятельности, который имеет определяющее значение для процесса социализации личности. Особую сложность социальному типу деятельности придает наличие в нем двух взаимосвязанных форм - "общественного производства человека и его индивидуального самовоспроизводства в так называемой сфере быта"*(23). Включение в социальную сферу процесса самовоспроизводства индивидов имеет важное значение. На этом уровне происходит первичная социализация личности -воспитание детей в семье. Впоследствии общество берет на себя многие функции, включается в процесс воспитания, обучения, профессиональной подготовки, охраны здоровья человека, предоставления ему социальных услуг в случаях, признаваемых обществом социально уважительными, и т.д.
"Многомерность" человеческого бытия определяет чрезвычайную сложность социального типа деятельности. Осуществление этого типа деятельности требует существенных материальных затрат общества. Но поскольку этот вид деятельности является определяющим в процессе социализации личности, цивилизованное общество заинтересовано в осуществлении такой деятельности*(24).
Получение соответствующих материальных благ и услуг, направленных на обеспечение социализации личности, осуществляется с помощью социальных прав. Произведенные общественные затраты компенсируются поступательным общественным развитием. Будучи включенным в социальную жизнь, в обучение и воспитание, практическую работу и досуг, человек становится носителем социальной жизни, источником ее развития в составе социальной группы, семьи, коллектива, общества и государства, к которым он принадлежит*(25).
Итак, посредством социальных прав обеспечиваются основные (естественные) права человека - право на жизнь, свободу, неприкосновенность и человеческое достоинство, а также осуществляется социализация личности. Эти права являются социальными не только потому, что они реализуются в социальной сфере. Их социальный характер определяется прежде всего тем, что в случаях, когда получение определенных (признаваемых обществом обязательными) материальных благ не может быть осуществлено в полном объеме в порядке индивидуального самообеспечения человека, предоставление этих благ осуществляется за счет материальных возможностей общества. В данном случае сфера реализации конкретного права (социальная сфера жизнедеятельности общества) вторична, первичными являются условия реализации соответствующего права. Второй важнейшей функцией социальных прав является осуществляемая на их основе социализация личности, в чем заинтересован не только человек, но и само общество и государство, ибо процесс социализации способствует их поступательному развитию. Наконец, все это вместе обеспечивает социальную защищенность человека во всех сферах жизнедеятельности человека, общества и государства. Согласно ст.7 Конституции РФ, обеспечение социальной защищенности человека является одним из признаков социального государства.
В завершение можно сделать следующий вывод: объективная потребность обеспечения основных (естественных) прав человека и признаваемая обществом необходимость социализации личности служат естественной предпосылкой и фундаментальной основной существования и дальнейшего развития социальных прав.
Т.К. Миронова,
советник аппарата Комитета Государственной Думы
по труду и социальной политике,
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 4, июль-август 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1997. С.648.
*(2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1997. С.194.
*(3) Кузнецов В.Г. и др. Философия: Учебник. М., 1999. С.282.
*(4) Кузнецов В.Г. и др. Указ.соч. С.403.
*(5) См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С.191-192.
*(6) См.: Ледях И.А. Права граждан: буржуазные теории и практика ФРГ. М., 1986. С.96.
*(7) См.: Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник. М., 1998. С.371.
*(8) См.: Упоров И.В. Правовое регулирование естественных прав человека в местах лишения свободы. Рязань, 1998. С.15.
*(9) См.: Зайцева Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие. Тверь, 1998. С.52.
*(10) См.: Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону, 1996. С.160.
*(11) Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В.В. Розановой. М., 1988. С.59.
*(12) См.: Покровский И.А. Право на существование // Новгородцев П.И., Покровский И.А. О праве на существование. Спб.- М., 1911. С.25-26, 32-33.
*(13) См.: Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С.13, 675.
*(14) См.: Покровский И.А. Указ. изд. С.43, 35.
*(15) См.: Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П.И., Покровский И.А. Указ. соч. С.6.
*(16) См.: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. С.587-588.
*(17) Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. С.90.
*(18) См.: Упоров И.В. Указ. соч. С.13.
*(19) См.: Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994. С.16-17.
*(20) См.: Кузнецов В.Г. и др. Указ. соч. С.312.
*(21) См.: Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. С.102.
*(22) См.: Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М., 1990. С.3.
*(23) Кузнецов В.Г. и др. Указ. соч. С.366.
*(24) Можно много говорить о важности и безальтернативности этого процесса, но приведем лишь одно мнение: "Там, где нет этих благоприятных условий для социализации, воспитания, формирования, для появления социальных свойств и качеств личности, выходят на поверхность лишь антисоциальные качества и насильственные действия" (Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999. С.243).
*(25) См. там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Фундаментальная основа социальных прав
Автор
Т.К. Миронова - советник аппарата Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2003, N 4