г. Краснодар |
|
26 июня 2019 г. |
Дело N А32-8126/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Сергеева Р.М. (доверенность от 29.12.2018), ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (ИНН 2304026276, ОГРН 1022300777840) - Сомовой Ю.Ю. (доверенность от 28.12.2018), третьего лиц: администрации Краснодарского края - Пыхтина Е.Ю. (доверенность от 25.12.2018), Министерства здравоохранения Краснодарского края - Лысенко А.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие третьего лица - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детский санаторий имени Н.И. Пирогова" министерства здравоохранения Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 (судьи Галов В.В., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу N А32-8126/2018, установил.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) требуя принять в муниципальную собственность здание общежития, площадью 321,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Геленджик, ул. Ясная, 19.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края суда от 15.05.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.09.2018 решение от 15.05.2018 и постановление от 11.07.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2018 (судья Николаев А.В.) требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.04.2019 решение от 27.11.2018 отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе департамент просит отменить постановление от 17.04.2018 и оставить без изменения решение от 27.11.2018. Заявитель указывает на то, что спорный объект в силу прямого указания закона является муниципальной собственностью, поскольку относится к жилому фонду.
В отзыве на жалобу министерство здравоохранения Краснодарского края просит постановление отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в государственной собственности Краснодарского края находится здание общежития, назначение - жилое общей площадью 321,3 кв. м, 1917 года постройки, расположенное по адресу: г. Геленджик, ул. Ясная, 19 (далее - общежитие), которое закреплено на праве оперативного управления за ГБУЗ "Детский санаторий имени Н.И. Пирогова" министерства здравоохранения Краснодарского края.
Право собственности Краснодарского края (запись регистрации 23-23-12/083/2012-400) и право оперативного управления учреждения (запись регистрации 23-23-12/018/2007-429) на общежитие зарегистрированы в установленном законом порядке.
25 октября 2017 года департамент направил в адрес администрации претензию N 52-43954/17-42-04 о принятии общежития в муниципальную собственность.
В ответ администрация в письме от 31.10.2017 выразила несогласие на принятие в муниципальную собственность общежития в связи с тем, что здание является аварийным и в нем проживают граждане, которые не состоят в администрации на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в суд с иском.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса определено отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Частью 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения 3 к постановлению N 3020-1 жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; осуществление муниципального жилищного контроля; иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты жилого фонда являются объектами муниципальной собственности и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обосновано исходил из следующего.
Распоряжением исполнительного комитета Геленджикского городского Совета народных депутатов от 11.09.1087 N 327-р Детскому санаторию имени Октябрьской революции разрешено использовать хирургический корпус для проживания одиноких специалистов в количестве 26 человек, а бывший административный корпус под семейное общежитие для проживания врачей в количестве 4 семей.
На основании приказа Департамента по здравоохранению администрации Краснодарского края от 10.07.1995 N 280 Детский санаторий имени Октябрьской революции является правопреемником одноименного учреждения, созданного на основании приказа Минздрава РСФСР от 11.11.1986 N 23/11-1500.
Согласно договору о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края 21.08.1995 за государственным учреждением "Детский санаторий имени Октябрьской революции" закреплено имущество, в том числе здание общежития.
Приказом Министерства здравоохранения Краснодарского края от 20.08.2012 государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский санаторий для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата имени Октябрьской революции" переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский санаторий имени Н.И. Пирогова" министерства здравоохранения Краснодарского края.
Статус общежития, построенного в 1917 году, подтверждается техническим паспортом, подготовленным ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Согласно сведениям, представленным министерством здравоохранения Краснодарского края, в настоящее время в общежитии проживают 10 человек: в комнатах N 1 (жилой площадью 17,05 кв. м) - Кунникова Н.А.; N 4 (жилой площадью 31,2 кв. м) Буга А.А.; N 6 (жилой площадью 18,1 кв. м) Гурская Л.Н. и члены ее семьи; N 8 (жилой площадью 18,3 кв. м) Житникова Л.Ю. и члены ее семьи.
Из письма администрации от 31.10.2017 следует, что Буга А.А. и Гурская Л.Н. состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации, однако в муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения, которые возможно предоставить на условиях социального найма указанным гражданам.
Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорный объект не используется для целей здравоохранения, доказательств нахождения общежития на 27.12.1991 в управлении органов местной администрации или Совета народных депутатов, а также того, что здание общежития ранее передано муниципальным образованием на баланс санатория, материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что основания для отнесения общежития к ведомственному жилищному и муниципальному жилищному фондам на основании постановления N 3020-1, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, верно указал, что ссылка департамента на постановление исполкома от 11.09.1987 N 327-р о разрешении использовать помещение в качестве общежития, не означает, что общежитие поступило в управление исполкома. Давая соответствующее разрешение, исполком действовал в качестве органа государственной власти, с разрешения которого только и могло быть организовано ведомственное общежитие. Для ведомственного жилищного фонда (включая общежития) не установлено обязанности передачи его в муниципальную собственность, и собственникам или иным титульным владельцам указанного ведомственного жилищного фонда предоставлено право самостоятельно им распоряжаться, включая право принять решение о приватизации жилищного фонда в пользу проживающих граждан (статья 4 Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"; далее - Закон N 1541-1).
В соответствии с положениями статьи 18 Закона N 1541-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятия или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию.
Суд апелляционной инстанции установил, что Детский санаторий имени Н.И. Пирогова министерства здравоохранения Краснодарского края продолжает свое существование в качестве государственного учреждения, таким образом, правовых оснований для передачи общежития санатория в ведение органа местного самоуправления не имеется.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильным выводам об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 по делу N А32-8126/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты жилого фонда являются объектами муниципальной собственности и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
...
Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорный объект не используется для целей здравоохранения, доказательств нахождения общежития на 27.12.1991 в управлении органов местной администрации или Совета народных депутатов, а также того, что здание общежития ранее передано муниципальным образованием на баланс санатория, материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что основания для отнесения общежития к ведомственному жилищному и муниципальному жилищному фондам на основании постановления N 3020-1, отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2019 г. N Ф08-4932/19 по делу N А32-8126/2018
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4932/19
17.04.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22264/18
27.11.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8126/18
12.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7444/18
11.07.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9569/18
15.05.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8126/18