Почетная обязанность или повинность
В числе споров, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, значительную часть составляют дела с участием в том или ином качестве (истца, ответчика, третьего лица) государственных социальных внебюджетных фондов. В большинстве случаев данные споры возникают по поводу правильности применения норм Налогового кодекса РФ к правоотношениям по обязательному социальному страхованию.
Недостаточно четкое понимание плательщиками правовой природы страховых взносов и их отличий от налогов зачастую является причиной их обращения в арбитражные суды за разрешением споров данной категории.
В целом обязательное социальное страхование (ОСС) представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
ОСС распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, а также на иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на ОСС в соответствии с законодательством РФ.
Субъектами ОСС являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС.
Страховщики - это некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС для обеспечения прав застрахованных лиц по ОСС при наступлении страховых случаев, в частности ПФ России, ФОСС России, ФОМС России.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по ОСС возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС.
Страховым взносом является обязательный платеж на ОСС, уплачиваемый страхователем.
Применение НК РФ
Для целей государственного пенсионного страхования страховым взносом признается индивидуально возмездный обязательный платеж, подлежащий перечислению в бюджет ПФ России. Персональным целевым назначением этого платежа является обеспечение права граждан на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В этой связи необходимо обратить внимание на то, что в отличие от налога - обязательного, индивидуального, безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 НК РФ), сущность страхового взноса прежде всего выражается в его возмездном характере.
По этой причине законодатель провел грань, позволяющую выделить НПА, регулирующие вопросы ОПС, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинского страхования неработающего населения в отдельную группу. Данная особенность, безусловно, сказалась на инструментах нормативного правового регулирования деятельности государственных социальных внебюджетных фондов: понятийном аппарате, методах нормативного правового регулирования и т.д.
Соотношение налогового и специального законодательств в правовом регулировании данной сферы правоотношений прослеживается на примере ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании), в которой оговорено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом.
Согласно ст.11 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" (далее - Вводный закон) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, как закреплено в ст.19 Закона N 118-ФЗ, на основании Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный ФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Таким образом, нормы Налогового кодекса РФ в указанных случаях применяются только тогда, когда это прямо предусмотрено специальным законодательством об этих видах страхования.
Категории споров
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, рассматривая споры с участием государственных социальных внебюджетных фондов, пришел к следующим выводам:
К правоотношениям по уплате страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС России нормы Налогового кодекса РФ не применяются.
Региональное отделение ФСС обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества штрафа на основании ст.10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете ФСС России на 2000 год" (далее - Закон N 24-ФЗ), п.1 ст.122 НК РФ за неуплату страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вследствие занижения базы для их исчисления.
Решением арбитражного суда в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд мотивировал свой вывод положениями п.5 ст.3, п.1 ст.5, п.1 ст.8 НК РФ исходя из того, что при взимании вышеуказанных сборов применяются нормы именно НК РФ. В таком случае в силу Кодекса (п.1 ст.5) Федеральный закон от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год", опубликованный 06.01.2000, вступал в силу не ранее чем по истечении одного календарного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, потому страховые взносы за январь 2000 года являлись излишне уплаченными, что, в свою очередь, не привело к возникновению задолженности перед ФСС.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) законодательство РФ об ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции РФ и состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
В ст.20, 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что средства на осуществление ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которые уплачиваются вне зависимости от других страховых взносов на социальное страхование. Страховые взносы уплачиваются страхователями в пределах страховых тарифов, которые согласно ст.21 Закона N 125-ФЗ устанавливаются ежегодно отдельными федеральными законами. На 2000 год указанные тарифы определены указанным выше Федеральным законом N 10-ФЗ.
Фонд социального страхования России, включая его региональные органы, является одновременно внебюджетным фондом, осуществляющим контроль за формированием и расходованием средств социального страхования, поступающих в рамках единого социального налога, и страховщиком, действующим в рамках осуществления ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не входят в перечень налогов, предусмотренных ст.19, 20, 21 Закона "Об основах налоговой системы РФ".
Учитывая, что к правоотношениям по уплате страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а в равной мере и к законодательству об этом виде социального страхования нормы Налогового кодекса РФ не применяются, кассационная инстанция отменила судебные акты первой и апелляционной инстанций и удовлетворила иск регионального отделения ФСС.
Другое региональное отделение ФСС (Отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОАО установленного ст.119 НК РФ штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости по страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за IV квартал 2001 года.
По мнению заявителя, ст.11 Вводного закона отсылает к специальному законодательству только в части уплаты страховых взносов и не лишает Отделение права на применение к их плательщикам финансовых санкций, предусмотренных нормами Налогового кодекса РФ.
По материалам дела Отделение в ходе проведения камеральной проверки акционерного общества установило, что последнее в нарушение установленного постановлением ФСС России от 30.11.2000 N 113 срока представления расчетной ведомости по средствам на осуществление ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (15-е число месяца, следующего за истекшим кварталом) данную ведомость представило несвоевременно. В этой связи руководитель Отделения вынес решение о привлечении ОАО к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ.
Суд первой и апелляционной инстанций обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку специальным законодательством, которым регулируется порядок уплаты указанных платежей, ответственность за несвоевременное представление отчетности по данным взносам в 2001 году не была установлена.
Пунктом 1 ст.119 НК РФ ответственность за непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в определенный законодательством о налогах и сборах срок предусмотрена для налогоплательщиков.
В силу п.13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, страхователи ежеквартально составляют отчетность относительно средств на осуществление ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утверждаемой страховщиком, и представляют ее последнему в установленный им срок. Нарушение этих Правил влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.17 Правил).
Действующим в рассматриваемый период (2001 год) законодательством об ОСС такая ответственность не была предусмотрена.
Ссылка заявителя на ст.10 Закона N 24-ФЗ, согласно которой применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в ФСС и регистрации в качестве страхователей осуществляется на основании части первой НК РФ, судом правильно не принята во внимание, так как действие указанного Закона ограничено пределами 2000 года.
Похожая ситуация сложилась в связи с обращением в арбитражный суд регионального отделения ФСС России с иском к Банку о взыскании штрафа по ст.132 НК РФ за открытие расчетного счета клиенту Банка без предъявления свидетельства о регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС.
Ссылаясь на ст.8 и 10 Закона N 24-ФЗ, Фонд просил удовлетворить исковые требования, так как, по его мнению, действие указанных норм распространялось на правоотношения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имевших место в 2001 году.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
По п.1 ст.86 НК РФ банки открывают счета организациям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. За открытие банком счета организации без предъявления ею свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст.132 НК РФ).
Из материалов дела следовало, что Банк открыл расчетный счет акционерному обществу без предъявления последним документов о постановке на учет в ФСС России 07.07.2001. Однако Закон N 24-ФЗ, отсылающий при применении ответственности за это правонарушение к нормам НК РФ, в момент возникновения спора не действовал.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал региональному отделению ФСС в удовлетворении требований.
Значительное количество подобных дел рассмотрено арбитражными судами округа по заявлениям отделений ФСС России о взыскании с индивидуальных предпринимателей штрафов за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет по ст.116 НК РФ. Заявители также ссылались на необходимость применения в 2001 году к правоотношениям по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний положений части первой НК РФ.
Региональное отделение ФСС России в ходе проверки предпринимателя выявило, что тот, являясь работодателем с 01.01.2001, не встал на учет в исполнительном органе ФСС в качестве страхователя в течение 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанятых работников. Решением руководителя Отделения предприниматель привлечен к ответственности по ст.116 НК РФ в виде штрафа.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд руководствовался ст.54 Конституции РФ, ст.11 Вводного закона, Законом N 125-ФЗ, ст.10 Закона N 24-ФЗ, ФЗ от 12.02.2001 N 7-ФЗ "О бюджете ФСС России на 2001 год", ст.8 ФЗ от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете ФСС России на 2002 год".
При этом суд обоснованно считал, что в 2001 году за нарушение порядка уплаты взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний штрафные санкции в размерах, установленных частью первой НК РФ за аналогичные правонарушения, не могли применяться.
Статьей 6 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что регистрация страхователей - физических лиц, нанимающих работников на основании трудового договора, производится страховщиком в десятидневный срок со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников. За неисполнение этой обязанности с указанного лица взыскиваются страховые взносы за весь период уклонения от регистрации с начислением пени в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос (ст.19 названного Закона).
Иная мера ответственности за данное правонарушение в 2001 году отсутствовала.
Статья 8 ФЗ "О бюджете ФСС России на 2002 год", допустившая за нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе ФСС применение штрафных санкций в размерах, установленных частью первой НК РФ за аналогичные правонарушения, стала действовать лишь с 01.01.2002. Соответствующий Закон сохранил ее действие и на 2003 год.
Начисление страхователю пеней за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не является применением к нему мер ответственности за несвоевременное перечисление данных платежей, в связи с чем они подлежат взысканию независимо от причины просрочки.
Государственное учреждение обратилось в ФАС Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить постановление апелляционной инстанции, удовлетворившей требования Управления ПФ России о взыскании пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС.
Учреждение сослалось на необоснованность привлечения его к ответственности в виду отсутствия его вины в связи с тяжелым финансовым положением.
В соответствии со ст.6, 14 Закона о пенсионном страховании учреждение является страхователем по ОПС и обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы по данному виду страхования за застрахованных граждан в бюджет ПФ России.
На основании п.2 ст.10 Закона о пенсионном страховании, а также п.1 ст.237 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая база для страхователей-организаций определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.236 НК РФ, которые начисляются страхователями в пользу физических лиц.
Страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам ежемесячно, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса (п.2 ст.24 Закона о пенсионном страховании).
Уплата сумм авансовых платежей производится в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Законодатель не ставит уплату начисленных страховых взносов страхователем в зависимость от наличия реальных выплат застрахованным лицам, а также от его финансового состояния.
Как следует из п.1 и 2 ст.26 Закона о пенсионном страховании, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пеней признается денежная сумма, подлежащая выплате страхователем в случае внесения причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроки.
Пени не начисляются на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на его имущество.
Таких доказательств суду предоставлено не было, потому суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
В случае неисполнения администрацией муниципального образования обязанности по уплате страховых взносов в Федеральный и территориальный ФОМС данные суммы подлежат взысканию в принудительном порядке с начислением пеней за их несвоевременную уплату.
Территориальный ФОМС обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования о взыскании задолженности по страховым взносам за неработающее население в 2001 году, а также пеней за просрочку их уплаты.
Решением суда заявленные требования в части взыскания с администрации округа недоимки по страховым взносам удовлетворены. Во взыскании пеней за просрочку уплаты названных страховых взносов истцу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции вышеназванное решение изменено, иск удовлетворен полностью.
Кассационная инстанция посчитала постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным в силу следующих обстоятельств.
Согласно ст.2 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются советы министров республик в составе РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
Как следует из ст.19 Вводного закона, страховые взносы на ОМС неработающего населения в территориальные ФОМС производятся органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные ФОМС, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования ОМС граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Эти платежи производятся с учетом территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение (п.3 Положения), и на основании абз.6 п.5 Положения перечисляются ежемесячно в размере 1/3 квартальной суммы средств, которые установлены на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25-го числа текущего месяца.
Материалы дела свидетельствовали, что в бюджете муниципального округа на 2001 год взносы на ОМС неработающего населения были предусмотрены в сумме 238 000 рублей. В территориальный ФОМС администрацией округа в этом периоде перечислено только 28 000 рублей.
В силу ст.5 ФЗ от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете ФОМС на 2000 год" по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в ФОМС неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, платежей на ОМС неработающего населения, в том числе при сдаче расчетных ведомостей. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
При таких обстоятельствах апелляция сделала правильный вывод о нарушении ответчиком ст.2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" и правомерно взыскала с администрации недоимку и пеню по страховым взносам.
Заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов ФСС подлежит оставлению без рассмотрения в случае несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора.
ООО (Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и требования отделения ФСС России об уплате страховых взносов.
Определением суда заявление оставлено без рассмотрения.
Как следовало из материалов дела, региональное отделение ФСС в ходе проведения проверки Общества по вопросам соблюдения законодательства по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установило наличие у проверяемого задолженности по указанным страховым взносам. По результатам проверки руководитель отделения ФСС вынес решение о направлении требования об уплате указанной недоимки, которое затем Общество обжаловало в суд.
Согласно ст.20 и 22 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний средства на осуществление ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которые уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование.
В соответствии со ст.1, 7 и 8 упомянутого Закона об основах ОСС правоотношения по уплате страховых взносов на государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются указанным Законом.
Письменное заявление страхователя или заинтересованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере ОСС, рассматривается страховщиками в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного заявления. О принятом решении страховщик сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством РФ (ст.27 вышеназванного Закона).
Поскольку за разрешением спорной ситуации Общество не обращалось к страховщику, суд правомерно оставил заявление без рассмотрения.
При переходе с 01.01.2001 полномочий по контролю за своевременностью внесения страховых взносов от государственных внебюджетных фондов к налоговым органам замены взыскателя в исполнительном производстве не произошло.
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене взыскателя по арбитражному делу. Определением суда в удовлетворении заявленного требования отказано.
Как видно из материалов дела, решением арбитражного суда в декабре 1998 года с ОАО в пользу регионального отделения ПФ России взыскана сумма задолженности по страховым взносам и пеням с обращением взыскания на имущество должника, в связи с чем взыскателю в январе 1999 года выдан исполнительный лист.
В мае 2002 года инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением произвести в порядке ст.40 АПК РФ замену взыскателя на стадии исполнительного производства, полагая, что в силу ст.9 Вводного закона налоговый орган является правопреемником Отделения по взысканию с должника сумм недоимки и пеней, образовавшихся на 01.01.2001.
ФАС Волго-Вятского округа не нашел оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
В п.2 ст.29 ФЗ от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что взыскателем является гражданин или организация, в пользу или интересах которых выдан исполнительный лист.
В соответствии со ст.40 АПК РФ (в редакции ФЗ от 05.05.95 N 70-ФЗ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением арбитражного суда правоотношении (реорганизация, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и в других случаях) суд производит замену этой стороны ее правопреемником.
Статьей 32 ФЗ "Об исполнительном производстве" замена стороны правопреемником, определенным в порядке, который установлен федеральным законом, в исполнительном производстве допускается лишь в случае смерти гражданина, реорганизации юридического лица, уступки требования и перевода долга.
На основании ст.9 ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" с 01.01.2001 налоговые органы осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, в порядке, установленном НК РФ.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16.10.2000 N 1462-Р органами ПФ России осуществлена передача налоговым органам актов сверки плательщиков страховых взносов об имеющейся у них задолженности перед ПФ по состоянию на 01.01.2001, в том числе с указанием сведений о задолженности, взысканной в судебном порядке. При этом право отзыва, приостановления или отсрочки исполнения исполнительных документов, взыскателем по которым являются органы Пенсионного фонда, налоговым органам законодателем не передавалось.
Т. Шутикова,
судья ФАС Волго-Вятского округа,
И. Чижов,
помощник судьи ФАС Волго-Вятского округа
"эж-ЮРИСТ", N 34, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru