г. Краснодар |
|
27 июня 2019 г. |
Дело N А32-4306/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Айбатулина К.К. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала "Новороссийскэнергосбыт" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) - Измайлова М.А. (доверенность от 29.12.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альтернатива"" (ИНН 2315178270, ОГРН 1132315000322) - директора Банера Р.В., Шевелева М.А. (доверенность от 16.08.2017), в отсутствие третьего лица - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала "Новороссийскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2018 (судья Цатурян Р.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 (судьи Маштакова Е.А., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-4306/2017, установил следующее.
АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала "Новороссийскэнергосбыт" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Управляющая компания "Альтернатива"" (далее - общество) о взыскании 46 544 рублей 72 копеек задолженности по договору энергоснабжения с 01.09.2016 по 01.11.2016.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате потребленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "ТНС энерго Кубань".
Решением от 31.10.2018 иск удовлетворен частично. С общества в пользу компании взыскано 2023 рубля 15 копеек задолженности, а также 86 рублей 93 копейки расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.03.2019 решение от 31.10.2018 изменено. С общества в пользу компании взыскано 4926 рублей 46 копеек задолженности, а также 211 рублей 60 копеек расходов по уплате государственной пошлины по иску. В остальной части решение оставлено без изменения. С ответчика в пользу истца взыскано 317 рублей 40 копеек расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе компания просит изменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований истца в размере 44 521 рубля 57 копеек. По мнению заявителя, вывод судов о том, что признание решением Октябрьского районного суда города Новороссийска от 25.11.2015 по делу N 2-5706/15 незаконными действий истца по выставлению и взиманию платы с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (ОДН), не может являться основанием для возложения обязанности по оплате коммунального ресурса на ОДН в пределах норматива потребления на управляющую организацию, противоречит разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации. Именно на управляющую организацию возложена обязанность по уплате данной задолженности.
В отзыве общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 21.05.2015 компания (гарантирующий поставщик) и общество (исполнитель) заключили договор энергоснабжения коммунальных услуг N 4679 (далее - договор), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности в необходимом объеме, в пределах мощности, разрешенной техническими условиями на присоединение и (или) АРБП, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией, а исполнитель обязался оплачивать приобретаемую для нужд потребителей электрическую энергию и оказанные услуги, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.
Согласно пункту 4.1 договора расчетным периодом является один календарный месяц.
Пунктом 4.4 договора предусмотрено, что оплата за потребленную электроэнергию за расчетный период производится на основании ежемесячно выставляемых гарантирующим поставщиком счетов, счетов-фактур не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Как указывает истец, с 01.09.2016 по 01.11.2016 компания осуществила поставку электрической энергии в объеме 11 558 кВт/ч на общую сумму 46 544 рубля 72 копейки для оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Новороссийск, ул. Малоземельская, 14, ул. Молодежная, 20, ул. Молодежная, 22, ул. Революции 1905 года, 6, Анапское шоссе, 39, Мысхакское шоссе, 54.
Решением Октябрьского районного суда города Новороссийска от 25.11.2015 по делу N 2-5706/15 действия истца по выставлению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов муниципального образования город Новороссийск, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, признаны незаконными. Суд обязал истца прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов платы за электроэнергию, потребленную на ОДН.
Учитывая изложенные обстоятельства, объем электроэнергии, поставленной на ОДН за сентябрь, октябрь 2016 года, истец предъявил к оплате ответчику.
В многоквартирном доме по ул. Малоземельская, 14, введены в эксплуатацию и допущены к расчетам общедомовые (коллективные) приборы учета, в связи с чем объем электроэнергии, поставленной на ОДН, определен в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В связи с тем, что в многоквартирных домах по ул. Молодежная, 20, ул. Молодежная, 22, ул. Революции 1905 года, 6, Анапское шоссе, 39, Мысхакское шоссе, 54, отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета, расчет произведен истцом на основании пункта 48 Правил N 354.
Из представленного истцом расчета следует, что задолженность ответчика за поставленную с 01.09.2016 по 01.11.2016 электроэнергию на ОДН в спорные многоквартирные дома составляет 46 544 рубля 72 копейки.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354 и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества многоквартирного дома.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
29 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации N 603 (далее - постановление N 603) внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Так, постановлением N 603 Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), дополнены пунктом 21 (1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на ОДН.
Как правильно установлено судами, в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации общество является исполнителем коммунальных услуг, обязано приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а, следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией.
В спорный период (до принятия Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Закон N 176-ФЗ) статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения включала только плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту его общего имущества, а плата за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 включала в себя плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН).
При этом пункт 44 Правил N 354 (в редакции постановления N 603) предписывал, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
С принятием Закона N 176-ФЗ редакция статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации изменена и в состав платы за содержание жилого помещения помимо платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме включена плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Установленный в пункте 44 Правил N 354 порядок определения размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные на ОДН, применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг.
Следовательно, Правила N 354 устанавливают запрет на предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН в расчетном периоде, в котором образовался такой сверхнормативный объем. В соответствующих расчетных периодах установленный Правительством Российской Федерации порядок ограничения размера платы за коммунальные услуги для потребителей приводит к случаям ограничения для исполнителя коммунальных услуг суммы доходов от предоставления коммунальных услуг в таких расчетных периодах.
Из представленного истцом расчета следует, что им отыскивается задолженность за электроэнергию, поставленную в многоквартирные дома в сентябре - октябре 2016 года на ОДН как в пределах норматива, так и сверх норматива.
В обоснование наличия у ответчика задолженности по оплате электроэнергии на ОДН в пределах норматива истец ссылается на решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 25.11.2015 по делу N 2-5706/15, которым признаны незаконными действия истца по выставлению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов муниципального образования город Новороссийск, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на ОДН.
Между тем, как указано судами, данное обстоятельство не может являться основанием для возложения обязанности по оплате поставленного коммунального ресурса на ОДН в пределах норматива потребления на управляющую организацию, поскольку возможность взыскания стоимости потребленного на содержание общего имущества коммунального ресурса в пределах установленного для граждан норматива с управляющей организации действовавшим в спорный период законодательством не предусмотрена. Такая обязанность предусмотрена лишь с 01.01.2017.
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав платы за содержание жилья, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Указанные положения распространяются на случаи управления многоквартирными домами, оборудованными общедомовыми приборами учета (пункт 44 Правил N 354), при этом до 01.01.2017 управляющая организация должна оплатить расходы за потребление электроэнергии на ОДН в размере сверхнормативного потребления (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ - нормативный ОДН), а после 01.01.2017 - в полном объеме (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ).
В том случае, если многоквартирный дом общедомовым прибором учета
не оборудован (пункт 48 Правил N 354), расчет объема потребления осуществляется исходя из установленных нормативов и, соответственно, у управляющей организации отсутствует обязанность по оплате электроэнергии на содержание общедомового имущества до 01.01.2017 (так как в таком случае весь объем ОДН нормативный), а после 01.01.2017 управляющая организация обязана оплатить объем электроэнергии
на ОДН в размере нормативного ОДН (по формуле: площадь общего имущества норматив
тариф).
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что только многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Новороссийск, ул. Малоземельская, 14, оборудован общедомовым прибором учета; в остальных многоквартирных домах, в отношении которых отыскивается задолженность, общедомовые приборы учета отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что лишь в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Малоземельская, 14, компания вправе требовать плату за электроэнергию, потребленную сверх норматива. В отношении остальных многоквартирных домов весь объем ОДН является нормативным, в связи с чем у общества отсутствует обязанность по оплате электроэнергии на содержание общедомового имущества до 01.01.2017.
Изменяя решение суда в части размера подлежащей взысканию задолженности, суд апелляционной инстанции исходил из правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386, согласно которой в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Таким образом, с учетом представленного ответчиком контррасчета, суд указал, что превышение объема индивидуального потребления электрической энергии по помещениям в многоквартирном доме по адресу: г. Новороссийск, ул. Малоземельская, 14, над объемом электрической энергии, поставленной на данный дом согласно показаниям общедомового прибора учета в октябре 2016 года, уменьшает объем электрической энергии, подлежащий оплате в ноябре 2016 года (а не в сентябре 2016 года, как указал суд первой инстанции).
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что стоимость подлежащей оплате электрической энергии, поставленной на ОДН сверх установленного норматива в многоквартирный дом по адресу: г. Новороссийск, ул. Малоземельская, 14, за сентябрь 2016 года составляет 4926 рублей 46 копеек, задолженность за октябрь 2016 года отсутствует, стоимость "отрицательного" объема электрической энергии в октябре 2016 года должна учитываться в последующем периоде, то есть в ноябре 2016 года.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика задолженности за потребленную на ОДН сверх установленного норматива электроэнергию подлежат удовлетворению в размере 4926 рублей 46 копеек.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А32-4306/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав платы за содержание жилья, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Указанные положения распространяются на случаи управления многоквартирными домами, оборудованными общедомовыми приборами учета (пункт 44 Правил N 354), при этом до 01.01.2017 управляющая организация должна оплатить расходы за потребление электроэнергии на ОДН в размере сверхнормативного потребления (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ - нормативный ОДН), а после 01.01.2017 - в полном объеме (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ).
В том случае, если многоквартирный дом общедомовым прибором учета
не оборудован (пункт 48 Правил N 354), расчет объема потребления осуществляется исходя из установленных нормативов и, соответственно, у управляющей организации отсутствует обязанность по оплате электроэнергии на содержание общедомового имущества до 01.01.2017 (так как в таком случае весь объем ОДН нормативный), а после 01.01.2017 управляющая организация обязана оплатить объем электроэнергии"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2019 г. N Ф08-5113/19 по делу N А32-4306/2017