г. Краснодар |
|
26 июня 2019 г. |
Дело N А32-48881/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) - Чибизовой Н.В. (доверенность от 01.01.2019), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Восток" (ИНН 2312184029, ОГРН 1112312006718) - Тим М.Н. (доверенность от 17.01.2018), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Куб-С", общества с ограниченной ответственностью "Стройэлектросевкавмонтаж", общества с ограниченной ответственностью "Эко-Строй", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2018 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 (судьи Нарышкина Н.В., Глазунова И.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-48881/2017, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Восток" (далее - общество) о взыскании 12 365 515 рублей 87 копеек стоимости самовольного пользования централизованной системой водоотведения (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Куб-С", ООО "Специализированный застройщик "Стройэлектросевкавмонтаж"" (ныне -ООО "Стройэлектросевкавмонтаж") и ООО "ЭкоСтрой".
Решением от 30.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.03.2019, в иске отказано. Суды исходили из того, что к сложившимся правоотношениям не применимы положения Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), поскольку ответчик как управляющая компания выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг по отношению к гражданам-собственникам помещений в многоквартирном доме (МКД). Кроме того, в соответствии с действовавшим законодательством техническое присоединение к сетям канализации жилой застройки "Знаменский-1", в состав которой входит спорный дом, является законным, что исключает самовольное присоединение.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает, что на момент установления факта самовольного пользования центральной системой водоснабжения общество не являлось абонентом водоканала, в связи с чем Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), не подлежали применению. До ноября 2016 года общество не оказывало услуг по содержанию и управлению многоквартирным домом, в связи с чем не являлось управляющей организацией. Сделав вывод о законности технологического присоединения жилого дома, суды вышли за пределы исковых требований, поскольку предметом спора являлось взыскание стоимости самовольного пользования централизованной системой водоотведения.
В отзывах на кассационную жалобу общество, ООО "Куб-С" и ООО "Стройэлектросевкавмонтаж" просят оставить судебные акты без изменения, полагая, что они соответствуют закону.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 04.07.2016 N 23/1-у общество осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: город Краснодар, пос. Знаменский, ул. Светлая, д. 23/1.
Водоснабжение названного дома осуществляется на основании договора от 01.01.2015, заключенного с обществом с ООО "Куб-С".
Согласно акту от 11.07.2017 N 70565 технического осмотра водопроводно-канализационных устройств абонента по адресу: пос. Знаменский, ул. Светлая, 23/1 представителями водоканала выявлен факт пользования системой водоотведения в отсутствие договорных отношений.
Водоканал произвел расчет стоимости пользования централизованной системой водоотведения за период с 23.06.2016 (передача МКД обществу) по 03.05.2017 (обращение к водоканалу с заявлением о включении МКД в договор от 09.02.2012 N 8116) в размере в размере 9 694 989 рублей 75 копеек.
09 августа 2017 года водоканал направил обществу претензию с требованием оплаты долга, неудовлетворение которой послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства
В силу положений пункта 2 статьи 548 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом согласно пункту 2 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги.
Из содержания приведенных норм следует, что на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов не могут быть возложены в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Названными нормами жилищного законодательства предусмотрено определение объема потребления коммунального ресурса на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор от 04.07.2016 N 23/1-у, а также доводы сторон в их совокупности и взаимосвязи, установив, что конечным потребителем являются граждане, приобретающие коммунальную услугу, суды пришли к обоснованному выводу, что к сложившимся отношениям сторон не применимы положения Правил N 776.
Судами учтено, что согласно акту от 04.07.2016 для учета потребления питьевой воды жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, пос. Знаменский, ул. Светлая, д. 23/1 (литера 10) установлен прибор учета воды СКВУ40Д N 033108 с начальными показаниями 000000,0 м3. Объем потребления холодной воды согласно указанному прибору учета за период с 23.06.2016 по 31.05.2017 составил 404 м3.
Приняв во внимание предложенный ответчиком расчет платы за водоотведение на сумму 8896 рублей 08 копеек, а также наличие на стороне общества переплаты в размере 484 470 рублей 10 копеек, установленной на основании подписанного сторонами акта сверки от 23.01.2019, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Довод заявителя на то, что суды при разрешении спора вышли за пределы исковых требований, несостоятелен и основан на ошибочном понимании процессуального закона.
Выводы судов соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены верно. По существу доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, которая выходит за рамки полномочий кассационного суда.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 по делу N А32-48881/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом согласно пункту 2 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2019 г. N Ф08-3310/19 по делу N А32-48881/2017