г. Краснодар |
|
27 июня 2019 г. |
Дело N А32-28334/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие заявителя - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьих лиц: индивидуального предпринимателя Лысенко Алексея Михайловича, администрации муниципального образования Калининский район, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2018 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-28334/2018, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным сообщение от 25.01.2018 N 23/153/001/600/2017-8118 об отказе в государственной регистрации договора от 19.09.2018 N 0000005299 аренды земельного участка площадью 294 035 кв. м с кадастровым номером 23:10:0310001:8, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Калининский район и возложить на управление обязанность осуществить государственную регистрацию указанного договора аренды;
- признать незаконным сообщение от 25.01.2018 N 23/153/001/600/2017-8120 об отказе в государственной регистрации договора от 19.09.2018 N 0000005301 аренды земельного участка площадью 166 007 кв. м с кадастровым номером 23:10:0310001:19, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, Краснодарский край, Калининский район, граница земель ЗАО "Мирный", участок N 50 и возложить на управление обязанность осуществить государственную регистрацию указанного договора аренды;
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Лысенко А.М. (далее - предприниматель) и администрация муниципального образования Калининский район (далее - администрация).
Решением от 04.12.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 12.03.2019, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель обладает правом на заключение без торгов новых договоров аренды спорных участков в соответствии с правилами подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в связи с чем оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий у управления не имелось. Основания для сомнений в наличии арендных отношений с предпринимателем и преимущественного права последнего на получение в аренду без торгов испрашиваемых земельных участков, отсутствовали.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что раздел (ограничения (обременения)) Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении спорных земельных участков неактивен, аренда в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0310001:8 и 23:10:0310001:19 не регистрировалась. В регистрирующий орган не представлялись документы в подтверждение основания предоставления предпринимателю спорных земельных участков без проведения торгов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 294 035 кв. м с кадастровым номером 23:10:0310001:8, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Калининский район и земельный участок площадью 166 007 кв. м с кадастровым номером 23:10:0310001:19, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, Краснодарский край, Калининский район, граница земель ЗАО "Мирный", участок N 50
Предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов указанных земельных участков.
По результатам рассмотрения заявлений департамент принял решение (приказы от 19.09.2017 N 2168 и 2169) о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду предпринимателю.
На основании данных приказов департамент и предприниматель заключили новые договоры аренды спорных участков. Договоры подписаны сторонами и сданы в управление для государственной регистрации.
Сообщениями от 25.01.2018 N 23/153/001/600/2017-8118 и 23/153/001/600/2017-8120 управление отказало в государственной регистрации договоров аренды в отношении спорных земельных участков. Отказы мотивированы тем, что в ЕГРН отсутствуют сведения о ранее зарегистрированных правах аренды предпринимателя в отношении спорных земельных участков.
Департамент, полагая, что отказы управления являются незаконными, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество прямо закреплена в части 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2017 года.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении.
Согласно положениям части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются документы, предусмотренные федеральным законом, другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости, а также обстоятельства, указанные в федеральном законе.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в применимой к спорным отношениям редакции) определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
По общему правилу, предусмотренному Земельным кодексом, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае его предоставления арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. При этом заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации обременения земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0310001:8 и 23:10:0310001:19 правом аренды предпринимателя на основании договоров аренды от 19.09.2017. Предприниматель обладал правом на получение в аренду на новый срок используемых им земельных участков сельскохозяйственного назначения без торгов.
Довод подателя жалобы о том, что в регистрирующий орган не представлялись документы, подтверждающие основания предоставления предпринимателю спорных земельных участков без проведения торгов, отклоняется судом округа. Судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:10:0310001:8, 23:10:0310001:19 используются предпринимателем с 1998 года на основании договора аренды от 21.12.1998; постановлением администрации от 08.10.1998 N 361 "О продлении аренды земельного участка с предпринимателем" предоставлен земельный участок площадью 46 га (договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Калининского района, о чем сделана запись от 22.01.1999 N 401). Из представленных планов-схем к договору аренды, проектов границ участков, материалов землеустроительных дел, а также распоряжений и приказов уполномоченных органов следует, что земельные участки, переданные по договору аренды от 21.12.1998 N 35, тождественны земельным участкам с кадастровыми номерами 23:10:0310001:8, 23:10:0310001:19. Новый договор аренды заключен сторонами в порядке, предусмотренном подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, что следовало из представленных для проведения государственной регистрации документов.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа (статьи 286, 287 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 04.12.2018 и апелляционного постановления от 12.03.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 по делу N А32-28334/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы о том, что в регистрирующий орган не представлялись документы, подтверждающие основания предоставления предпринимателю спорных земельных участков без проведения торгов, отклоняется судом округа. Судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:10:0310001:8, 23:10:0310001:19 используются предпринимателем с 1998 года на основании договора аренды от 21.12.1998; постановлением администрации от 08.10.1998 N 361 "О продлении аренды земельного участка с предпринимателем" предоставлен земельный участок площадью 46 га (договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Калининского района, о чем сделана запись от 22.01.1999 N 401). Из представленных планов-схем к договору аренды, проектов границ участков, материалов землеустроительных дел, а также распоряжений и приказов уполномоченных органов следует, что земельные участки, переданные по договору аренды от 21.12.1998 N 35, тождественны земельным участкам с кадастровыми номерами 23:10:0310001:8, 23:10:0310001:19. Новый договор аренды заключен сторонами в порядке, предусмотренном подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, что следовало из представленных для проведения государственной регистрации документов.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа (статьи 286, 287 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 04.12.2018 и апелляционного постановления от 12.03.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2019 г. N Ф08-4051/19 по делу N А32-28334/2018