г. Краснодар |
|
01 июля 2019 г. |
Дело N А32-13959/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Заводское" (ИНН 2331011857, ОГРН 1022303860215) - Шулика Л.В. (директор), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Таракановской Н.С. (доверенность от 26.12.2018), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2018 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-13959/2017, установил следующее.
ЗАО "Заводское" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа, содержащегося в письме от 17.01.2017 N 52-838/17-32-20, в передаче в собственность земельного участка площадью 617 886 кв. м с кадастровым номером 23:08:0808000:136, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка - Краснодарский край, Ейский район, Ейский с/о, секция 1-44, контур 30; земельного участка площадью 693 532 кв. м с кадастровым номером 23:08:0803001:34, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка - Краснодарский край, Ейский район, ЗАО "Заводское", участок N 47; возложении на департамент обязанности в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда направить обществу проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков с установлением в них цены выкупа земельных участков в размере 20% от их кадастровой стоимости.
Требования мотивированы тем, что отказ департамента в предоставлении в собственность обществу за плату испрашиваемых земельных участков не соответствует положениям статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и нормам статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Решением от 21.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2019, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что обществом соблюдены установленные законодательством условия приватизации испрашиваемых земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Заявитель надлежащим образом использовал объекты аренды более трех лет на основании действующего договора аренды. Испрашиваемые участки находятся в гражданском обороте, не изъяты из хозяйственного пользования, их выкупная стоимость определена исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на дату обращения. Суды пришли к выводу о законности заключенного департаментом, обществом и администрацией дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, которым продлен его срок, и тождественности участков, выступающих предметом данных сделок. Выкупная цена определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи обществом заявления, что соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений, которым законодатель предоставил право выкупить арендуемые земельные участки по льготной цене.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, дополнительное соглашение от 06.07.2007 к договору аренды от 27.10.1999 является ничтожной сделкой, так как путем его подписания измены предмет и срок договора, то есть заключен новый договор аренды без проведения торгов. В деле отсутствуют доказательства того, что общество является правопреемником ТОО "Агрофирма "Заводская"" (далее - товарищество). При заключении дополнительного соглашения площадь земельных участков увеличилась, доказательства тождественности участков не представлены. Суды неправомерно рассмотрели требования в части разрешения вопросов о заключении договора купли-продажи и установления в нем выкупной цены земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество и администрация заключили договор от 27.12.1999 N 144 (N 0800000278) аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения.
6 июля 2007 года общество, администрация и департамент заключили дополнительное соглашение к договору, по условиям которого администрация уступила, а департамент принял на себя права и обязанности по договору аренды N 0800000278; договору присвоен N 0000001762.
27 мая 2015 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 628 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:08:0808000:0047 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение - Краснодарский край, Ейский район, Ейский с/о, секция 1-44, контур 30) и земельного участка площадью 700 557 кв. м с кадастровым номером 23:08:0803001:0002 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение - Краснодарский край, Ейский район, ЗАО "Заводское", участок N 47).
В письме от 25.06.2015 N 52-11367/15-32.20 департамент отказал в государственной услуге по предоставлению в собственность исходных земельных участков по причине наличия на них объектов археологического наследия.
В целях устранения причин отказа общество заключило с ООО "Кубаньохранкультура" договор на составление учетной документации на объекты культурного наследия. По результатам работ подготовлены учетные карты объектов, представляющих собой историко-культурную ценность. В последующем общество заключило договор с ГУП Краснодарского края "Кубанский научно-исследовательский и проектно-изыскательский земельный центр" по межеванию и составлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
20 ноября 2015 года общество обратилось в департамент с заявлением об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемых из исходных земельных участков, в связи с тем, что на части исходных земельных участков расположены курганы (в целях дальнейшего выкупа образуемых земельных участков).
Приказами департамента от 18.12.2015 N 1702 и от 15.12.2015 N 1682 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территории, расположенных в границах исходных земельных участков.
Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 617 886 кв. м с кадастровым номером 23:08:0808000:136 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение - Краснодарский край, Ейский район, Ейский с/о, секция 1-44, контур 30) и земельного участка площадью 693 532 кв. м с кадастровым номером 23:08:0803001:34 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение - Краснодарский край, Ейский район, ЗАО "Заводское", участок N 47). Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 28.12.2015. Исходные земельные участки сохранились в измененных границах.
2 декабря 2016 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении измененных земельных участков в собственность.
В письме от 17.01.2017 N 52-838/17-32-20 департамент отказал в предоставлении участков обществу в собственность за плату без проведения торгов.
Считая незаконным решение об отказе в предоставлении земельных участков, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данным Законом, и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи. Исключение составляет ряд случаев, в том числе, для земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Земельные участки в случае, указанном в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, приобретаются по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что испрашиваемые в собственность земельные участки арендуются обществом на основании договора от 27.10.1999 N 0000001762 (в редакции дополнительного соглашения от 06.07.2007), используются надлежащим образом (в соответствии с целевым назначением, информация о нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании испрашиваемого земельного участка не выявлена), заявление о заключении договоров купли-продажи участков без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды с приложением всех необходимых документов, суды сделали верный вывод о незаконности действий департамента по отказу в предоставлении в собственность заявителю спорных земельных участков и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Тождественность выступающих предметами сделок земельных участков подтверждена при рассмотрении дела N А32-8492/2016 по спору между теми же сторонами, а также администрацией (арендодателем по договору от 27.10.1999 N 0800000278) и государственным регистрирующим органом (межмуниципальным отделом по Ейскому и Щербиновскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю), который производил постановку на учет сформированных в результате работ земельных участков. Дополнительное соглашение от 06.07.2007 на момент его подписания соответствовало действующему законодательству и сложившемуся в этот период порядку оформления прав на земельные участки.
В нарушение правил части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент не представил доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в принятии решения о предоставлении обществу в собственность испрашиваемых земельных участков.
Указание заинтересованного лица на отсутствие доказательств того, что заявитель является правопреемником товарищества, опровергается материалами дела. Как видно из устава общества, оно создано путем реорганизации в форме преобразования товарищества и является его правопреемником.
Доводы подателя жалобы о том, что суды неправомерно рассмотрели требования общества в части установления цены выкупа земельных участков, несостоятельны. Вывод о возможности рассмотрения такого требования в рассматриваемой ситуации соответствует правовой позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016 N 305-ЭС15-16104 и от 28.04.2017 N 305-ЭС16-19865.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу N А32-13959/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данным Законом, и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
...
Земельные участки в случае, указанном в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, приобретаются по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
...
В нарушение правил части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент не представил доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в принятии решения о предоставлении обществу в собственность испрашиваемых земельных участков.
...
Доводы подателя жалобы о том, что суды неправомерно рассмотрели требования общества в части установления цены выкупа земельных участков, несостоятельны. Вывод о возможности рассмотрения такого требования в рассматриваемой ситуации соответствует правовой позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016 N 305-ЭС15-16104 и от 28.04.2017 N 305-ЭС16-19865."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июля 2019 г. N Ф08-4077/19 по делу N А32-13959/2017
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4077/19
25.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2235/19
21.11.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13959/17
27.10.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13959/17