г. Краснодар |
|
02 июля 2019 г. |
Дело N А32-19912/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истцов: государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Вознесенский техникум пищевых производств" (ИНН 2314006695, ОГРН 1022302350586) - Мартиросова В.А. (доверенность от 25.01.2019), Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Ступак В.А. (доверенность от 29.12.2018), от ответчика - администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района (ИНН 2314018274, ОГРН 1052308544144) - Ноздринова А.Н. (и. о. главы администрации) и Плющенко Ю.А. (доверенность от 01.07.2019), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края (ИНН 2314010660, ОГРН 1022302347385), третьего лица - министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А32-19912/2018 (судьи Глазунова И.Н., Илюшин Р.Р., Нарышкина Н.В.), установил следующее.
ГБПОУ КК "Вознесенский техникум пищевых производств" (далее - техникум) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Лабинский район (далее - администрация) о возложении на администрацию обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в собственность недвижимое имущество:
- очистные сооружения площадью 305,5 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Лабинский р-н, северная окраина ст-цы Вознесенская (биологическая станция), ул. Широкая, кадастровый номер 23:18:0402000:0:1;
- насосную станцию площадью 79,4 кв. м, расположенную по адресу: Краснодарский край, Лабинский р-н, северная окраина ст-цы Вознесенская, ул. Широкая, кадастровый номер 23:18:0407005:0:8.
Определениями суда первой инстанции от 15.10.2018 и 21.11.2018 в качестве соответчика по делу привлечена Администрация Вознесенского сельского поселения Лабинского района (далее - администрация поселения) и в качестве соистца по делу привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с аналогичными требованиями.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2018 принят отказ техникума от иска, производство по делу в части требований техникума прекращено.
В удовлетворении иска департамента к администрации отказано по причине того, что она является ненадлежащим ответчиком по иску, в силу нахождения спорного имущества на территории Вознесенского сельского поселения Лабинского района. В удовлетворении иска к администрации поселения отказано по причине несоблюдения процедуры передачи имущества из собственности края в муниципальную собственность, а также ненадлежащего состояния имущества, препятствующего его эксплуатации в целях снабжения коммунальными ресурсами.
Постановлением апелляционного суда от 04.04.2019 решение от 26.12.2018 отменено, заявленные требования департамента к администрации поселения удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация поселения просит отменить постановление, оставить в силе решение суда. По мнению заявителя, постановление подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, суд не дал оценку вступившему в законную силу и имеющему преюдициальное значение решению по делу N А32-8777/2015, неверно применил норму, устанавливающую передачу имущества от одного публичного собственника к другому, неправильно отнес объекты спора к объектам муниципального водоснабжения в поселении, вышел за пределы заявленных требований истца в части сроков передачи спорного имущества, нарушил принцип самостоятельности бюджета и не учел дефицит местного бюджета поселения, 100% износ спорного имущества установлен материалами дела, бремя содержания имущества должен нести собственник (департамент) и привести спорное имущество в надлежащее состояние. Спорное имущество является объектами водоотведения, действующее законодательство не содержит обязанности принятия муниципальными образованиями подобного рода объектов. Суды не учли отсутствие бюджетных средств на содержание спорных объектов.
Техникум и министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят постановление апелляционного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации поселения поддержали доводы кассационной жалобы, представители департамента и техникума возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в 1973 году для нужд техникума возведены очистные сооружения общей площадью 305,5 кв. м, и насосная станция общей площадью 79,4 кв. м, расположенные по ул. Широкая, ст-ца Вознесенская, Лабинский р-н, Краснодарский край.
В соответствии с приказом Минсельхозпрода Российской Федерации от 20.06.1996 N 179 "О закреплении государственного имущества за научно-исследовательскими, проектными и конструкторскими организациями Минсельхозпрода России" и на основании акта передачи государственного имущества от 23.10.1997 указанные сооружения переданы на баланс Вознесенского колледжа молочной промышленности.
Приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10.04.2001 N 355 Вознесенский колледж молочной промышленности переименован в ФГОУ СПО "Вознесенский колледж молочной промышленности".
19 июня 2003 года в связи с неустойчивым финансовым состоянием ФГОУ СПО "Вознесенский колледж молочной промышленности" направлено письмо N 248 в адрес администрации с просьбой рассмотреть возможность передачи очистных сооружений в ведомство ПУЖКХ ст-цы Вознесенской.
19 января 2006 года в письме N 15 колледж обратился в Федеральное агентство по образованию.
Согласно ответу (от 01.02.2006 N 04-54-51/16-02-12) Рособразование не возражает против передачи в муниципальную собственность спорных сооружений.
Передачу необходимо осуществлять совместно с территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 2413-р ФГОУ СПО "Вознесенский колледж молочной промышленности" передано в государственную собственность Краснодарского края.
22 марта 2012 года за ГБОУ СПО ВТПП КК зарегистрировано право оперативного управления на очистные сооружения общей площадью 305,5 кв. м, кадастровый номер 23:18:0402000:0:1 (свидетельство N 624393), и насосную станцию общей площадью 79,4 кв. м, кадастровый номер 23:18:0407005:0:8 (свидетельство N 624397).
15 октября 2012 года ГБОУ СПО ВТПП КК письмом N 466/1 обратилось с просьбой к главе администрации поселения рассмотреть вопрос о передаче центральной канализационной системы с перекачивающими станциями канализационных стоков на баланс МУМПКХ Вознесенского сельского поселения. 21.02.2013 письмами N 62 и 63 ГБОУ СПО ВТПП КК направило обращение в департамент и министерство образования и науки Краснодарского края с просьбой оказать содействие в передаче спорных сооружений.
18 апреля 2013 года в письме N 52-6562/13-24-15 департамент сообщил, что решения по вопросу передачи объектов, предназначенных для водоотведения, принимаются распорядительным актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края, проект которого вносится министерством образования и науки Краснодарского края, на который возложены координация и регулирование деятельности учреждения.
В соответствии с распоряжением ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае от 06.02.2013 N 33-р и на основании акта приема-передачи от 27.03.2013 о безвозмездной передаче из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края 16.07.2013 за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем зарегистрировано право собственности на спорные сооружения.
Приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 30.10.2013 N 6499 ГБОУ СПО ВТПП КК переименовано в техникум.
4 февраля 2014 года в ответ на письмо от 27.11.2013 N 435 об оказании содействия в передаче очистных сооружений, администрация сообщила, что в связи с непригодным для эксплуатации состоянием сети водоотведения принятие в собственность не представляется возможным.
Кроме того, техникум обращался в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации поселения о понуждении принять в муниципальную собственность спорное имущество.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2015 по делу N А32-8777/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с отсутствием полномочий у техникума по распоряжению имуществом.
После многочисленных последующих обращений 01.12.2016 в письме N 574 техникум указал, что в связи с износом очистных сооружений и угрозой крупной аварии с последующим затоплением предлагает данные объекты списать.
27 марта 2017 года администрация сообщила об отказе в приеме в муниципальную собственность очистных сооружений, в связи с нахождением их в непригодном аварийном состоянии.
3 мая 2017 года министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края приняло решение об экономической нецелесообразности спорных объектов, в связи с чем техникуму дано поручение о подготовке документов для принятия решения об их ликвидации.
19 июля 2017 года в письме N 653/02-28 администрация поселения сообщила о готовности принять в муниципальную собственность спорное имущество при условии приведения его в состояние, отвечающее нормам и требованиям действующего законодательства.
21 августа 2017 года в письме N 52-28335/17-24-17 департамент сообщил министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о необходимости инициирования передачи спорного имущества.
Техникум неоднократно предпринимал попытки передачи спорного имущества в муниципальную собственность, однако в связи выявленным непригодным состоянием объектов и отсутствием финансирования ремонта очистных сооружений администрация поселения отказалась принять их в муниципальную собственность.
Поскольку нахождение спорного имущества в собственности субъекта противоречит нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), департамент обратился с иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к постановлению, в том числе жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и т. д.), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1, к муниципальной собственности отнесены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий. Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В силу пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания Закона.
В части 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17 и 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 и часть 1 статьи 33. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.
В статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно абзацам 5, 9 - 11 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" установлено, что передача имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с указанным Законом и со статьей 50 Закона N 131.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Статья 14 Закона N 131 раскрывает вопросы местного значения поселений, к которым в том числе относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1).
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" (принят 27.07.2016) за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18 и 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34 и 38 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 8 устава, принятого решением Совета Вознесенского сельского поселения Лабинского района от 03.05.2017 N 136/39, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, возложена на соответствующее сельское поселение.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции учитывая, что спорные объекты относятся к инженерной инфраструктуре, при помощи которой осуществляется снабжение коммунальными ресурсами поселения, представляют собой составную часть комплекса муниципального водоснабжения (водоотведения) в поселении, обеспечивающего решение задач, не входящих в компетенцию техникума, пришли к верным выводам о том, что оказание коммунальных услуг муниципальному образованию и содержание объектов ЖКХ не свойственны профилю деятельности техникума и не предусматриваются его уставной деятельностью. Спорные объекты, являющиеся частью системы водоснабжения поселения, находящиеся на балансе техникума, являются объектами общего пользования, за счет которого осуществляется водоснабжение сельского поселения. Указанные объекты принимают сточные воды станицы Вознесенской в соответствии с заключенными договорами со сторонними организациями, то есть используются в целях решения вопросов местного значения Вознесенского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края. Таким образом, суд апелляционной инстанции верно указал, что такие объекты должны находиться в ведении Вознесенского сельского поселения Лабинского района.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у муниципального образования денежных средств не лишает ответчика возможности обратиться за помощью в финансировании к другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы не принимаются кассационным судом, поскольку были проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и не опровергают выводов суда.
Вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2015 по делу N А32-8777/2015 не противоречит выводам, сделанным в рассматриваемом деле, поскольку в нем установлено отсутствие полномочий у техникума по распоряжению имуществом.
Суд апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А32-19912/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.