В обстановке неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов особое значение приобретают вопросы защиты прав добросовестных предпринимателей и инвесторов, в том числе зарубежных, дальнейшего формирования комфортных условий для ведения бизнеса.
При этом анализ надзорной практики свидетельствует о сохранении ряда препятствий на пути развития предпринимательства.
Ключевые проблемы бизнеса связаны с игнорированием органами государственной власти и органами местного самоуправления порядка предоставления гарантированной государством финансовой поддержки, льгот и преференций, оформления разрешительной документации, в том числе в строительной сфере, с несоблюдением требований законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, об оказании публичных услуг, их переводе в электронный вид.
Деятельность органов власти не всегда способствует улучшению делового климата и повышению инвестиционной привлекательности регионов. Не искоренены административные барьеры в сферах внешнеэкономической и торговой деятельности, случаи несвоевременной оплаты исполненных государственных и муниципальных контрактов.
Не всеми контрольными (надзорными) органами принимаются исчерпывающие меры для минимизации числа проверочных мероприятий во исполнение установленного в марте 2022 г. Правительством Российской Федерации моратория.
В целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора на данном направлении, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", прокурорам городов и районов в пределах компетенции принять исчерпывающие меры по укреплению законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе инвестирующих финансовые средства в создание и (или) развитие производственных мощностей, объектов промышленности, торговли, социальной сферы:
1) обеспечить упреждающий надзор за соблюдением прав предпринимателей. Ежедневно проводить мониторинг средств массовой информации, сети "Интернет" (включая социальные сети, мессенджеры), иных общедоступных источников на предмет выявления сведений о нарушениях прав субъектов предпринимательства, требующих прокурорского вмешательства;
2) усилить надзор за своевременностью принятия, приведения в соответствие с изменившимся законодательством правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных в том числе контрольно-надзорными полномочиями.
Анализировать нормативные правовые акты (их проекты), регулирующие названную сферу правоотношений, в том числе на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. Без промедления реагировать на нарушения закона, добиваться их устранения путем направления требований, принесения протестов или обращения с соответствующими заявлениями в суд, а также контролировать реальное исполнение принятых решений.
Изучать в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые в том числе в развитие принимаемых в Российской Федерации мер по поддержке экономики.
Оценивать правомерность установления региональными органами власти ограничений хозяйственной деятельности при введении в отдельных местностях Российской Федерации военного положения, режимов повышенных уровней реагирования или готовности;
3) средствами прокурорского надзора добиваться соблюдения прав предпринимателей на получение актуальной, достоверной и полной информации для ведения бизнеса, в том числе путем привлечения должностных лиц уполномоченных органов к установленной законом ответственности за ее неразмещение на официальных сайтах в сети "Интернет";
4) не снижать наступательности при осуществлении надзора за исполнением законов органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, реализацией разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур, применении мер административного и иного принуждения. Пресекать их действия, выходящие за пределы установленных полномочий. С использованием инструментария Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий обеспечить предупреждение нарушений в деятельности таких органов; добиваться отмены результатов каждого незаконного контрольного (надзорного) мероприятия, устранения всех его негативных последствий для предпринимателей.
Обеспечить безусловное соблюдение требований федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также выполнение решений руководства страны о введении и продлении моратория на проверки и расширение применения риск-ориентированного подхода;
5) продолжить прямой и открытый диалог с бизнес-сообществом, в том числе с иностранными инвесторами, региональными уполномоченными по защите прав предпринимателей, с институтами развития в сфере предпринимательства, представителями деловых объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в целях эффективной реализации мер поддержки, а также контроль за ситуацией, связанной с прекращением либо приостановлением деятельности филиалов, представительств и дочерних компаний иностранных юридических лиц.
Личные встречи с предпринимателями проводить на регулярной основе, в том числе с выездом в города и районы, на территориях которых располагаются крупные промышленные предприятия.
Активизировать работу по правовому просвещению и информированию предпринимателей для повышения уровня правовой грамотности и разъяснения правовых основ принимаемых в Российской Федерации мер по поддержке экономики.
Повысить результативность деятельности тематических межведомственных рабочих групп, вырабатывать конкретные предложения по устранению административных барьеров. Вопросы реального восстановления прав хозяйствующих субъектов держать на контроле;
6) не ограничиваясь доводами, содержащимися в конкретных обращениях, комплексно подходить к решению обозначенных заявителями проблем в соответствующей сфере правоотношений. Использовать весь спектр мер прокурорского реагирования, в том числе меры судебной защиты, для устранения административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности;
7) принципиально реагировать на нарушения законодательства при оказании предпринимателям гарантированной государством финансовой поддержки.
При установлении признаков уголовно наказуемых деяний, повлекших причинение ущерба предпринимателям и государственным интересам в результате неправомерных действий должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов, выносить в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
8) осуществлять взаимодействие с подразделениями Банка России, органами государственной власти, кредитными организациями для недопущения сбоев при исполнении программ льготного кредитования бизнеса.
Принять меры к пресечению фактов злоупотреблений при принятии решений по вопросам предоставления кредитов, отсрочек по их выплате;
9) обеспечить своевременное реагирование на нарушения прав инвесторов. Надзорными средствами понуждать уполномоченные органы к выполнению обязанностей по созданию надлежащих условий для дальнейшей реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов. Особое внимание уделять состоянию законности при реализации программ социально-экономического развития, предоставлении льгот и иных мер поддержки предпринимателям, осуществляющим деятельность, связанную с импортозамещением, а также на территориях с преференциальными экономическими режимами и на территориях новых субъектов Российской Федерации, снижению уровня монополизации товарных рынков.
При осуществлении надзора учитывать необходимость соблюдения баланса государственных и частных интересов, в том числе при перемещении товаров через таможенную границу. Принципиально реагировать на факты непредставления участникам внешнеэкономической деятельности предусмотренных законодательством льгот и преференций;
10) повысить принципиальность и требовательность в вопросе ликвидации публичными заказчиками задолженности перед предпринимателями по государственным и муниципальным контрактам. Мерами прокурорского реагирования добиваться соблюдения порядка и сроков оплаты возникших обязательств, ставить вопрос о дисквалификации виновных должностных лиц, а также использовать полномочия по обращению в суд с требованием о возмещении в порядке регресса процессуальных издержек и штрафных санкций;
11) тщательно проверять вопросы своевременного принятия, надлежащего финансирования и исполнения программ развития малого и среднего предпринимательства, равного доступа к получению поддержки, в том числе самозанятых граждан и хозяйствующих субъектов, занятых в сфере социального предпринимательства. Особое внимание обратить на обеспечение прав добросовестных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах агротуризма и сельского хозяйства. Выявлять причины и условия, послужившие основанием для прекращения субъектами малого и среднего предпринимательства хозяйственной деятельности;
12) решительно пресекать нарушения при оказании уполномоченными органами субъектам предпринимательской деятельности помощи имущественного характера, в том числе при реализации ими приоритетного права на выкуп арендуемых объектов недвижимости, предоставлении отсрочек (рассрочек) уплаты платежей;
13) не снижать наступательности в надзоре за соблюдением прав хозяйствующих субъектов на своевременное и качественное получение государственных и муниципальных услуг, в том числе при реализации процедур инвестиционно-строительного цикла. Отдельное внимание уделять вопросу перевода услуг в электронный вид, в каждом случае волокиты при выполнении соответствующих мероприятий ставить вопрос об ответственности должностных лиц;
14) надзорными средствами обеспечить исполнение законодательства в сфере торговой деятельности на предмет доступности и достаточности торговых мест, в том числе нестационарных и мобильных объектов;
15) продолжить мониторинг ситуации, связанной с прекращением либо приостановлением деятельности в Российской Федерации филиалами, представительствами и дочерними компаниями иностранных юридических лиц. В случае анонсирования последними прекращения деятельности с привлечением заинтересованных органов власти и делового сообщества обеспечить диалог на предмет поиска возможных путей для сохранения активов, рабочих мест, инфраструктуры.
Принимать меры, направленные на недопущение злоупотреблений при односторонних отказах от исполнения договорных, гарантийных и иных обязательств перед потребителями, добросовестными контрагентами, а также перед бюджетной системой;
16) исключить из практики факты подмены полномочий органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля при проведении надзорных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства.
При осуществлении таких проверок строго руководствоваться организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, регламентирующими поводы и основания, порядок их проведения и оформления результатов;
17) пресекать факты внепроцессуального воздействия правоохранительных органов на бизнес, в каждом случае устранять последствия таких нарушений;
18) давать принципиальную оценку необоснованному привлечению к ответственности субъектов предпринимательства в связи с реализацией товаров, введенных в оборот за рубежом и разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации без согласия правообладателей (патентообладателей);
19) при организации прокурорского надзора акцентировать усилия на противодействии рейдерству в случае, если оно осуществляется с использованием властных полномочий, на вопросах исполнения законодательства о защите конкуренции со стороны государственных и муниципальных органов. Принципиально реагировать на нарушения прав хозяйствующих субъектов при их подключении к сетям инженерно-технического обеспечения.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", прокурорам городов и районов в пределах компетенции на системной основе обобщать состояние надзорной деятельности в сфере защиты прав предпринимателей с учетом положений настоящего приказа.
Докладные записки о результатах проделанной работы, а также возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне, с заполнением прилагаемой таблицы нарастающим итогом представлять к 20 июля (период с 1 января по 30 июня включительно) и к 20 января (период с 1 января по 31 декабря включительно), начиная с 20 января 2024 г.: прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним природоохранным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" - в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, военным прокурорам окружного звена - в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В таком же порядке направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о многочисленных и (или) грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в средствах массовой информации.
3. Главной военной прокуратуре и управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации обобщенные данные о результатах анализа докладных записок нижестоящих прокуроров в пределах компетенции представлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации к 30 июля (период с 1 января по 30 июня включительно) и к 30 января (период с 1 января по 31 декабря включительно).
4. Прокурорам принятых в Российскую Федерацию и образованных в ее составе новых субъектов исполнять требования настоящего приказа до особого распоряжения с учетом особенностей правового положения соответствующих территорий, предусмотренных федеральными конституционными законами от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", от 04.10.2022 N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 04.10.2022 N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", реализации на их территориях мер, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 19.10.2022 N 756 "О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей" и от 19.10.2022 N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 N 756", другими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.01.2023 N 41 "Об особенностях организации взаимодействия с прокурорами Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей".
5. Признать утратившими силу следующие организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации и и. о. Генерального прокурора Российской Федерации:
приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности";
указание и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 13.08.2009 N 260/7 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры".
6. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Приложение: на 2 л.
Генеральный прокурор |
И.В. Краснов |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 31.08.2023 N 581
Сведения
о состоянии законности в сфере соблюдения прав предпринимателей на своевременную оплату контрактов и сделок
_____________________________________________________________________
(наименование прокуратуры субъекта Российской Федерации)
Наименование показателя Контрольные равенства: показатель строки 1 равен сумме показателей строк 2, 3, 4; показатель строки 5 равен сумме показателей строк 6, 7, 8; показатель строки 9 равен сумме показателей строк 10, 11, 12; показатель строки 13 равен сумме показателей строк 14, 15, 16; показатель строки 17 равен сумме показателей строк 18, 19, 20; показатель строки 21 равен сумме показателей строк 22, 23, 24; показатель строки 25 равен сумме показателей строк 26, 27, 28, 29 |
N стр. |
Сумма (тыс. руб.) |
|||||
А |
Б |
1 |
|||||
Общая сумма просроченной задолженности заказчиков по исполненным контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - контракты) |
1 |
|
|||||
из них |
у государственных заказчиков |
2 |
|
||||
у муниципальных заказчиков |
3 |
|
|||||
у учреждений здравоохранения |
4 |
|
|||||
После прокурорского вмешательства погашена задолженность по контрактам |
5 |
|
|||||
из них |
государственными заказчиками |
6 |
|
||||
муниципальными заказчиками |
7 |
|
|||||
учреждениями здравоохранения |
8 |
|
|||||
Взыскано в судебном порядке с заказчиков штрафных санкций вследствие несвоевременной оплаты ими контрактов |
9 |
|
|||||
из них |
с государственных заказчиков |
10 |
|
||||
с муниципальных заказчиков |
11 |
|
|||||
с учреждений здравоохранения |
12 |
|
|||||
Общая сумма просроченной задолженности заказчиков по исполненным сделкам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - сделки) |
13 |
|
|||||
из них |
у государственных заказчиков |
14 |
|
||||
у муниципальных заказчиков |
15 |
|
|||||
у учреждений здравоохранения |
16 |
|
|||||
После прокурорского вмешательства погашена задолженность по сделкам |
17 |
|
|||||
из них |
государственными заказчиками |
18 |
|
||||
муниципальными заказчиками |
19 |
|
|||||
учреждениями здравоохранения |
20 |
|
|||||
Взыскано в судебном порядке с заказчиков штрафных санкций вследствие несвоевременной оплаты ими сделок |
21 |
|
|||||
из них |
с государственных заказчиков |
22 |
|
||||
с муниципальных заказчиков |
23 |
|
|||||
с учреждений здравоохранения |
24 |
|
|||||
Имеющаяся общая задолженность из-за недофинансирования в отчетном периоде |
25 |
|
|||||
из них |
из федерального бюджета |
26 |
|
||||
из регионального бюджета |
27 |
|
|||||
из местных бюджетов |
28 |
|
|||||
из внебюджетных фондов |
29 |
|
Дата __.____._______
(соответствует дате направления докладной записки).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены новые поручения в рамках прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Это связано с неблагоприятными внешнеполитическими и экономическими факторами.
Так, прокурорам необходимо взаимодействовать с подразделениями Банка России, органами госвласти, кредитными организациями для недопущения сбоев при исполнении программ льготного кредитования бизнеса. Личные встречи с предпринимателями следует проводить на регулярной основе, в т. ч. с выездом в города и районы, на территориях которых располагаются крупные промышленные предприятия.
Нужно ежедневно проводить мониторинг СМИ, Интернета (включая соцсети, мессенджеры), иных общедоступных источников на предмет выявления сведений о нарушениях прав субъектов предпринимательства, требующих прокурорского вмешательства.
Необходимо пресекать факты внепроцессуального воздействия правоохранительных органов на бизнес, в каждом случае устранять последствия таких нарушений.
Часть поручений касается надзора за ликвидацией публичными заказчиками задолженности перед предпринимателями по государственным и муниципальным контрактам, за получением госуслуг.
Ранее изданные акты по этому вопросу признаны утратившими силу.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 августа 2023 г. N 581 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности"
Опубликование:
-