г. Краснодар |
|
05 июля 2019 г. |
Дело N А32-43269/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Шахназарян Н.А. (доверенность от 07.03.2019), в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" (ИНН 2320242443, ОГРН 1162366057160), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2018 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-43269/2018, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Водоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление, Росприроднадзор) о признании незаконным и отмене постановления от 04.10.2018 N 10-39-261-Н-2 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 800 тыс. рублей.
Решением от 04.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы доказанностью материалами дела состава вмененного обществу правонарушения.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты. Податель жалобы указывает на принятие всех зависящих от него мер по получению соответствующих лицензий, т. е. по соблюдению правил на пользовании недрами и ссылается на возможность применения положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва выслушав представителя предприятия, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установили суды, на основании распоряжения от 23.08.2018 N 01-04-20/507 должностным лицом Росприроднадзора проведена внеплановая документарная проверка в отношении предприятия с целью проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении заместителя руководителя управления, основанном на письме первого заместителя министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Киселева Л.Н. (от 02.03.2018 N 70.09-10-2567/18) по обращению гр. Гладких И.В., а также на материалах проверки Министерства природных ресурсов Краснодарского края (исх. от 17.07.2018 N 202-02.2- 21220/18).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.09.2018 N 10-39-55-Н.
В ходе проверки установлено, что 09.08.2018 в ходе проведения предварительной проверки в соответствии с приказом о проведении планового (рейдового) обследования (приказ от 27.07.2018 N 01,04/646) земельного участка, расположенного в с. Алексеевке, Кировского сельского округа, Лазаревского района, г. Сочи, выявлено следующее. Обследуемый земельный участок расположен на левом берегу р. Псезуапсе, примерно в 6 км. от устья, с координатами (43.9397149, 39.3790009), эксплуатируется под комплекс водозаборного сооружения. В границах земельного участка располагаются водозаборные сооружения, а именно: насосная станция с подведением электроэнергии, емкостной парк из двух емкостей ориентировочно по 15 м3 каждая, помещение для хлорирования с соответствующей табличкой, а также непосредственно водозаборная скважина.
Водозаборная скважина на обследуемой территории располагается в наземном павильоне 22 метра. Павильон находился в закрытом состоянии, к павильону подведено электричество. Эксплуатация скважины осуществляется погружным насосом, о чем свидетельствует характерный звук. Водоотведение представлено водопроводными металлическими трубами в сторону помещения хлорирования. При контакте с водопроводными трубами установлена работа скважины под давлением, а также характерное вибрирование.
Согласно постановлению администрации г. Сочи от 31.08.2017 N 1437 "Об исполнении решения Арбитражного суда Краснодарского края" за предприятием закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество водохозяйственного комплекса.
Согласно ответу предприятия на запрос административного органа целевое использование добываемой подземной воды на водозаборном сооружении, расположенном в с. Алексеевка Кировского сельского округа Лазаревского района г. Сочи - технологическое обеспечение водой потребителей.
В соответствии с постановлением администрации города Сочи от 15.08.2018 N 1275 "Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации города Сочи от 01.08.2018 N 4/2018-В "Об установлении тарифов на техническую воду для муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" 18.08.2018 установлен тариф на оказание предприятием услуг по водоснабжению технической водой потребителей.
Предприятеим запланированы мероприятия по ремонту объемов централизованной системы водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества технической воды, утвержденные производственной программой к решению административного органа цен и тарифов Администрации города Сочи от 01.08.2018 N 4/2018-В, а именно:
- пункт 11. Ремонт участка водопроводной сети, с заменой труб, диаметром 100,25 мм по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, Кировский сельский округ, с. Алексеевка, ул. Алексеевская;
- пункт 12. Ремонт участка водопроводной сети, с заменой груб, диаметром 50 мм по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, Кировский сельский округ, с. Алексеевка, пер. Спасский.
Кроме того, по адресам г. Сочи, Лазаревский район, Кировский сельский округ, с. Алексеевка, ул. Алексеевская, д. 38, д. 36, д. 29 имеются абонентские книжки по расчету за техническое водоснабжение с лицевыми номерами:
- ул. Алексеевская, д. 29 N 1916666 (показания расходомера 517 м3)
- ул. Алексеевская, д. 38 N 1916695 (показания расходомера 925 м3)
- ул. Алексеевская, д. 36 N 1916696 (показания расходомера 916 м3).
По информации Департамента по недропользованию по ЮФО лицензия на право пользования недрами па адресу г. Сочи, Лазаревский район, Кировский сельский округ, с. Алексеевка, (координаты 43.9397149, 39.3790009) предприятию не выдавалась.
Предприятие осуществляет пользование недрами в целях добычи подземных вод для технического водоснабжения потребителей.
Таким образом, проверкой установлено, что предприятие приступило к эксплуатации водозаборной скважины с целью добычи пресных подземных вод и их последующей реализации потребителю в отсутствие лицензии на право пользовании недрами.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом управления в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 27.09.2018 N 10-39-261-Н-1 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса..
Протокол составлен с участием представителя предприятия.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором управления по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено постановление от 04.10.2018 N 10-39-261-Н-2 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса в виде штрафа в размере 800 тыс. рублей.
В силу части 1 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 800 тыс. до 1 млн рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются отношения, возникающие при реализации права государственной собственности на недра. Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, то есть расценивается как самовольное недропользование.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) закреплено, что государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9 Закона о недрах).
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (статья 11, пункт 1 статьи 23 Закона о недрах).
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами.
Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий; удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях предприятия элементов состава вмененного административного правонарушения. Это подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении.
Суды исследовали вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств, и пришли к выводу, что оснований для снижения назначенного обществу размера штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 1 статьи 7.3 Кодекса, отсутствуют. Данный вывод суд кассационной инстанции также признает обоснованным.
Иные доводы кассационной жалобе, в том числе о малозначительности совершенного административного правонарушения, о необходимости замены административного штрафа на предупреждение, направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется. Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 по делу N А32-43269/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июля 2019 г. N Ф08-5309/19 по делу N А32-43269/2018