г. Краснодар |
|
08 июля 2019 г. |
Дело N А32-36179/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Трифоновой А.С. (доверенность от 26.12.2018), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Виноградники Гай-Кодзора" (ИНН 2301051732, ОГРН 1042300010609), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2018 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-36179/2018, установил следующее.
ООО "Виноградники Гай-Кодзора" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:137, выраженного в письме от 18.06.2018 N 52-26938/18-32-12; возложении на заинтересованное лицо обязанности в течение 30 дней с даты вступления в силу решения суда направить проект договора купли-продажи земельного участка.
Требования мотивированы тем, что заявитель как лицо, надлежащим образом использовавшее на основании договора аренды спорный земельный участок более 3 лет, вправе его приобрести в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Решением от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2019, заявленные требования удовлетворены, распределены расходы по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что общество является арендатором спорного земельного участка на основании действующего договора аренды; арендатор использовал земельный участок по назначению. Предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса основания для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка отсутствуют. Расположенное на спорном участке здание принадлежит на праве собственности обществу и не препятствует заявителю в реализации его права на приобретение в собственность земельного участка.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает на то, что в ходе правовой экспертизы представленных заявителем документов, департамент установил нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости (нежилое здание). Данное обстоятельство исключает возможность предоставления обществу в собственность земельного участка на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса. Заявитель не лишен права обратиться к заинтересованному лицу с аналогичным заявлением по правилам подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, уточнив площадь, необходимую для эксплуатации объекта недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0904004:137 площадью 224 643 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с. Гай-Кодзор, ул. Южная, 12, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю (регистрационная запись от 27.09.2007 N 23-23-26/076/2007-246).
На основании приказа департамента от 26.05.2005 N 84-з "О предоставлении в аренду закрытому акционерному обществу "Агрофирма "Рассвет и В" земельных участков в городе-курорте Анапа для ведения сельскохозяйственного производства" департамент (арендодатель) и ЗАО "Агрофирма "Рассвет и В"" (арендатор; далее - агрофирма) заключили договор от 26.05.2006 N 0000000983 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять земельный участок с кадастровым номером 23:37:0904004:0028 площадью 232 600 кв. м, расположенный в южной части землепользования, примыкающей к южной окраине с. Гай-Кодзор, секция 1, контуры 448, 594 - 596, для ведения сельскохозяйственного производства (пункт 1.1).
14 июня 2005 года агрофирма (правообладатель) и общество (правопреемник) заключили договор N 006 о передаче прав и обязанностей, по условиям которого правообладатель передал, а правопреемник принял права и обязанности арендатора по договору от 26.05.2006 N 0000000983 (пункт 1.1).
24 апреля 2013 года департамент и общество подписали дополнительное соглашение к договору от 26.05.2006 N 0000000983, изменив пункт 1.1. Согласно новой редакции договора предметом аренды является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:0904004:137 площадью 224 463 кв. м (с. Гай-Кодзор, секция 1, контуры 448, 594 - 596) и земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 23:37:0904004:138 площадью 8000 кв. м.
В соответствии с приказом департамента от 25.07.2016 N 1280 "О предоставлении в аренду без проведения торгов ООО "Виноградники Гай-Кодзора" земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства в муниципальном образовании город Анапа" департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 25.07.2016 N 0000004194 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:0904004:137 на срок 10 лет.
3 мая 2018 года общество направило в департамент заявление о предоставлении земельного участка на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
В письме от 18.06.2018 N 52-26938/18-32-12 департамент отказал в предоставлении испрашиваемого участка, мотивируя наличием обстоятельств, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 39.16 Земельного кодекса.
Общество, полагая, что отказ в предоставлении участка в собственность не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действующей с 01.03.2015) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая, что общество является арендатором спорного земельного участка на основании действующего договора, испрашиваемый участок из владения заявителя не выбывал, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка не имеется, земельный участок использовался по назначению, суды сделали верный вывод об отсутствии законных оснований для отказа обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого участка по мотивам, приведенным в письме от 18.06.2018 N 52-26938/18-32-12, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка департамента в качестве основания для отказа на пункты 4 и 5 статьи 39.16 Земельного кодекса была предметом оценки судебных инстанций и обоснованно отклонена. Суды установили, и департамент не опроверг, что собственником расположенного на спорном земельном участке объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:0904004:28 (нежилое здание - цех по первичной переработке винограда) площадью 566,3 кв. м) является общество (регистрационная запись от 08.12.2016 N 23-23/026-23/026/803/2016-6696/2). Вид разрешенного использования земельного участка допускает размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки в сельскохозяйственной продукции, в том числе полученной при первичной переработке виноматериалов.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу N А32-36179/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2019 г. N Ф08-4644/19 по делу N А32-36179/2018