г. Краснодар |
|
09 июля 2019 г. |
Дело N А32-37539/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания "ВВ" (ИНН 2374002864, ОГРН 1162374050409) и заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю Республике Адыгея (ИНН 2311079945, ОГРН 1052306435719), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания "ВВ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 (судьи Ильина М.В., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-37539/2018, установил следующее.
ООО "ТЛК "ВВ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 09.07.2018.
Решением от 16.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования, ввиду законности и обоснованности оспариваемого предписания.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Общество указывает, что признавая оспариваемое предписание управления законным, суды не установили причинно-следственную связь между действиями общества и наступившими последствиями, ограничившись установлением обстоятельств принадлежности спорного земельного участка и факта снятия и перемещение плодородного слоя, вместе с тем, материалы дела не содержат сведения о том, что отсутствие плодородного слоя и образование котлована вызваны деятельностью общества. Суды не учли, что спорный земельный участок находится в границах горного отвода ООО "КубаньИнерт", имеющего лицензию на право пользования недрами от 18.07.2011 серии КРД80255ТЭ; спорным земельным участком фактически владело ООО "КубаньИнерт" на основании договора аренды от 01.11.2017, заключенного ООО "ТЛК "ВВ" (арендодатель) ООО "КубаньИнерт" (арендатор). В текущее состояние спорный земельный участок приведен не обществом, а предыдущим владельцем, до момента перехода права собственности на участок к обществу; карьерное поле в границах спорного земельного участка вскрыто и обрабатывается с 2006 года.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании распоряжения от 07.06.2018 N 09-09/ВП655 провело внеплановую выездную проверку общества с целью проверки фактов, изложенных в обращении ООО "Агрофирма "Прогресс" о нарушении обществом земельного законодательства на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 23:18:0701000:691, расположенном по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СГЖ "Русь", бригада 5.
19 июня 2018 года в ходе проверки управление установило, что в результате проведения земляных работ на площади приблизительно 15,0 га земельного участка с кадастровым номером 23:18:0701000:691 отсутствует плодородный слой почвы; глубина образовавшегося котлована 1,5 - 2,0 м, по краям котлована отсыпаны земляные отвалы высотой около 1,5 м, в которых визуально видно, что плодородный слой перемешан с подстилающими грунтами, песчано-гравийной смесью; произведено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы.
27 июня 2018 года на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0701000:691 совершен выезд с привлечением специалистов ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" и в присутствии понятых произведено установление местоположения границ, замеры площади нарушенного участка, отбор почвенных проб (образцов) из отвала грунта (протокол отбора проб почвы от 27.06.2018 б/н). Указанные действия произведены в отсутствие представителя общества, уведомленного о времени и дате проверочных мероприятий в установленном порядке.
05 июля 2018 года в Лабинский МО ВФН поступило письмо ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" с указанием координат земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0701000:691 в системе координат МСК 23 с приложением схемы расположения, конфигурации участков с каталогом координат, свидетельство о проверке геодезического оборудования.
Управление установило, что земельный участок принадлежит обществу на праве собственности (выписка из ЕГРП от 29.05.2018 N 23/001/074/2018-2706). Географические координаты места нарушения (44.540640 40.755946) установлены с помощью спутникового геодезического оборудования приемник leica smartAntenna GS08 plus.
По результатам проведенной проверки управление выявило нарушения земельного законодательства и законодательства об охране земель (почвы), в связи с чем выдало обществу предписание от 09.07.2018, согласно которому, общество обязано в срок до 09.10.2018 провести на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0701000:691 комплекс организационно хозяйственных и агротехнических мероприятий, направленных на восстановление нарушенного плодородного слоя почвы в соответствии с проектом рекультивации для вовлечения данного земельного участка в сельскохозяйственное производство.
Полагая, что предписание управления является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1). Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса).
Согласно статье 13 Земельного кодекса охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (пункт 1). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пункт 2).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из системного толкования приведенных норм следует, что обязанность по сохранению и рациональному использованию земель возлагается, в первую очередь, на собственников земельных участков, лиц осуществляющих их полномочия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", действовавшем на момент выдачи предписания управления, рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Рекультивация представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (приложением N 6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды России N 525, приказом Роскомзема от 22.12.1995 N 67).
Судебные инстанции установили, что спорный земельный участок с установленными нарушениями на момент выдачи предписания принадлежал обществу на праве собственности. Генеральный план Владимирского сельского поселения, в соответствии с которым земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, утвержден решением Совета Владимирского сельского поселения Лабинского района от 27.01.2017 N 138/21. На момент приобретения обществом права собственности на спорный участок (26.09.2017) участок относился к землям сельскохозяйственного назначения.
ООО "ТЛК "ВВ" (арендодатель) и ООО "КубаньИнерт" (арендатор) заключил договор от 01.11.2017, по условиям которого общество передало в аренду ООО "КубаньИнерт" земельный участок площадью 19,3 га с кадастровым номером 23:18:0701000:691, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СГЖ "Русь", бригада 5, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения" (пункт 1.1 договора). Срок договора - 11 месяцев с возможностью продления на тот же срок в случае, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении (пункты 7.2 и 7.3 договора).
Судебные инстанции в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу акт проверки от 09.07.2018 N 09-09/ВП655, протокол отбора проб от 27.06.2018, протоколы испытаний от 10.07.2018 N 353з и N 364з и, установив, что на момент проведения проверки и выдачи предписания принадлежность земельного участка обществу и порча плодородного слоя подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, сделали правильный вывод о наличии в рассматриваемом случае у административного органа оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
При этом суды обоснованно сходили из того, что общество на момент приобретения и последующей передачи спорного земельного участка в аренду знало о категории земельного участка, но не предприняло меры, направленные на устранение условий для нарушения законодательства, в частности по переводу участка в земли промышленности и отказу от предоставления земли в аренду до изменения его категории, тем самым нарушив условия использования земель сельскохозяйственного назначения, допустив их использование арендатором в целях добычи полезных ископаемых и не обеспечив их сохранность.
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы общества о том, что спорный земельный участок в соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых от 18.07.2011 серии КРД80255ТЭ, выданной ООО "КубаньИнерт" является частью горного отвода, поскольку указанное обстоятельство не исключает обязанности соблюдения обществом, как собственником спорного земельного участка, действующего земельного и природоохранного законодательства в отношении принадлежащих ему земель сельскохозяйственного назначения.
Суды также мотивированно отклонили довод общества об отсутствии у последнего обязанности по устранению нарушения плодородного слоя на спорном земельном участке со ссылкой на допущенные нарушения предыдущим его собственником, как документально не подтвержденный, кроме того, приобретая земельный участок в состоянии, не отвечающем целям использования для ведения сельского хозяйства, общество приняло на себя все права и обязанности в отношении указанного участка, в том числе по обеспечению его надлежащего состояния и использованию его в соответствии с установленной категорией.
Суды установили, что административный орган обеспечил в ходе проверки соблюдение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проведение проверки в отношении общества согласовано решением Лабнского межрайонного прокурора от 08.06.2018, оспариваемое предписание принято управлением в пределах его полномочий и с учетом содержания, является исполнимым. Доказательства обратного общество в материалы дела не представило.
Доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 по делу N А32-37539/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", действовавшем на момент выдачи предписания управления, рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Рекультивация представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (приложением N 6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды России N 525, приказом Роскомзема от 22.12.1995 N 67).
...
Суды установили, что административный орган обеспечил в ходе проверки соблюдение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проведение проверки в отношении общества согласовано решением Лабнского межрайонного прокурора от 08.06.2018, оспариваемое предписание принято управлением в пределах его полномочий и с учетом содержания, является исполнимым. Доказательства обратного общество в материалы дела не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июля 2019 г. N Ф08-5441/19 по делу N А32-37539/2018