г. Краснодар |
|
10 июля 2019 г. |
Дело N А22-2686/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-М" (ИНН 0816029011, ОГРН 1150816000719), ответчика - бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" (ИНН 0814042497, ОГРН 1020800766018), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-М" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.01.2019 (судья Садваев Б.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А22-2686/2018, установил следующее.
ООО "Стандарт-М" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к бюджетному учреждению Республики Калмыкия "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" (далее - учреждение) о взыскании 2 773 519 рублей задолженности, 246 256 рублей 22 копеек пеней за просрочку исполнения обязательств, 20 тыс. рублей расходов по оплате юридических услуг (с учетом измененных исковых требований, произведенных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.01.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.04.2019, исковые требования удовлетворены частично, с учреждения в пользу общества взыскано 87 441 рубль 60 копеек пеней за просрочку исполнения обязательств с 01.09.2017 по 09.07.2018, 15 тыс. рублей расходов по оплате юридических услуг, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, в части отказа удовлетворения заявленных требований и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме. По мнению заявителя, суды сделали неправильный вывод о том, что заключенные сделки связаны между собой и являются ничтожными, не учли, что предметом поставки таких договоров были медицинские изделия, которые необходимы для работы учреждения, спорные договоры заключены в интересах неопределенного круга лиц, поставка имела срочный характер и осуществлялась для бесперебойной работы лечебного учреждения.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество (поставщик) и учреждение (заказчик) заключили договоры поставки от 06.04.2017 N 87/В, от 05.01.2018 N 1/В, от 12.01.2018 N 9/Ф, 10/Ф, 22/Ф, от 13.01.2018 N 7/В, от 15.01.2018 N 15/Ф, 16/Ф, 19/Ф, 20/Ф, от 16.01.2018 N 17/Ф, 18/Ф, от 17.01.2018 N 21/Ф, 25/Ф, 49/Ф, 50/Ф, 51/Ф, 52/Ф, 53/Ф, от 19.01.2018 N 27/Ф, 34/Ф, 35/Ф, 52/Ф от 22.01.2018 N 29/Ф, 30/Ф, 36/Ф, 37/Ф, 38/Ф, от 23.01.2018 N 28/Ф, 32/Ф, от 08.02.2018 N 84/Ф, от 15.02.2018 N 125/Ф, 126/Ф, 128/Ф, 133/Ф, от 19.02.2018 N 134/Ф, 135/Ф, от 21.02.2018 N 139/Ф, от 02.03.2018 N 145/Ф, 146/Ф, и государственные контракты от 25.09.2017 N Ф.2017.411648, от 24.07.2017 N Ф.2017.307982, от 21.07.2017 N Ф.2017.297409, от 01.08.2017 N Ф.2017.325203, по условиям которых поставщик обязуется поставить заказчику товар в соответствии со спецификацией, в обусловленный срок, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке, сроки и на условиях, установленных указанными договорами и контрактами.
Во исполнение договорных обязательств общество осуществило поставку товара на сумму 5 362 383 рубля 95 копеек, что подтверждается товарными накладными, представленными в материалы дела, и не оспаривается ответчиком.
В целях досудебного порядка урегулирования спора истец направил ответчику претензию от 04.06.2018 N 35 о погашении задолженности по данным государственным контрактам и договорам на общую сумму 5 362 383 рубля 95 копеек.
Судом установлено, что истец произвел поставку товара по государственным контрактам, а ответчик погасил сумму задолженности в полном объеме платежными поручениями от 15.08.2018, 20.08.2018, 28.09.2018 и 12.10.2018.
Поставленный товар по договорам заключенным без конкурентных процедур учреждение не оплатило, что явилось основанием для обращения общества в суд с иском.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) или муниципального образования (муниципальный контракт) заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции отнесены к принципам контрактной системы в сфере закупок. При этом согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ под принципом обеспечения конкуренции понимается создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, при которых любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). К созданию равных условий при выявлении лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг относится запрет на совершение заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного Закона.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13 сформулирована правовая позиция о недопустимости в отсутствие государственного (муниципального) контракта взыскания стоимости поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг для государственных или муниципальных нужд в пользу контрагентов, которые вправе вступать в договорные отношения с бюджетными учреждениями исключительно посредством заключения таких контрактов в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В названных постановлениях указано, что согласование сторонами выполнения подобных работ без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ и удовлетворение требований о взыскании задолженности по существу открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 44-ФЗ, тогда как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
По смыслу приведенных разъяснений, нарушение требований Закона N 44-ФЗ предполагает недобросовестность обеих сторон сделки, в связи с чем исполнитель (поставщик) не может рассчитывать на получение платы, так как извлечение преимущества из незаконного или недобросовестного поведения противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая сделка совершается в обход явно выраженного запрета, установленного законом.
Поэтому поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, поставлявшее товары, выполнявшее работы или оказывавшее услуги, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства, в связи с чем в этом случае требование об оплате товаров, работ или услуг не подлежит удовлетворению.
Из разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), следует, что поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что в материалах дела нет доказательств того, что стороны заключили договоры с соблюдением конкурентных процедур в соответствии с порядком, установленным Законом N 44-ФЗ и что закупка товара носила неотложный характер или выполнялась в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, пришли к обоснованному выводу о том, что в отсутствие государственного контракта на поставку, фактическая поставка товара не влечет возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения, поэтому требование общества о взыскании задолженности и неустойки по договорам удовлетворению не подлежит (согласование сторонами возможности поставки в обход норм Закона N 44-ФЗ не может влечь возникновения у истца как субъекта, осведомленного о специфике статуса заказчика, права требовать соответствующей оплаты).
Суды, установив, что действия сторон образуют единую сделку, искусственно оформленную несколькими самостоятельными договорами, поставка товара по ним выполнена в обход норм Закона N 44-ФЗ, сделали правильный вывод о том, что указанные обстоятельства не могут влечь возникновения у общества права требовать соответствующей оплаты. Обоснования того, для каких целей заключено 36 договоров с аналогичными условиями, одинаковыми обязательствами сторон, действующими практически непрерывно друг за другом, истец и ответчик не представили.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований основанных на недействительных договорах.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.01.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 по делу N А22-2686/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что в материалах дела нет доказательств того, что стороны заключили договоры с соблюдением конкурентных процедур в соответствии с порядком, установленным Законом N 44-ФЗ и что закупка товара носила неотложный характер или выполнялась в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, пришли к обоснованному выводу о том, что в отсутствие государственного контракта на поставку, фактическая поставка товара не влечет возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения, поэтому требование общества о взыскании задолженности и неустойки по договорам удовлетворению не подлежит (согласование сторонами возможности поставки в обход норм Закона N 44-ФЗ не может влечь возникновения у истца как субъекта, осведомленного о специфике статуса заказчика, права требовать соответствующей оплаты).
Суды, установив, что действия сторон образуют единую сделку, искусственно оформленную несколькими самостоятельными договорами, поставка товара по ним выполнена в обход норм Закона N 44-ФЗ, сделали правильный вывод о том, что указанные обстоятельства не могут влечь возникновения у общества права требовать соответствующей оплаты. Обоснования того, для каких целей заключено 36 договоров с аналогичными условиями, одинаковыми обязательствами сторон, действующими практически непрерывно друг за другом, истец и ответчик не представили."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июля 2019 г. N Ф08-4694/19 по делу N А22-2686/2018