г. Краснодар |
|
09 июля 2019 г. |
Дело N А53-27225/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании представителя ответчика - Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (ИНН 6164048010, ОГРН 1026103273712) - Дральщиковой М.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Алагирское дорожное ремонтно-строительное управление" (ИНН 1514007101, ОГРН 1101514000730), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2019 (судья Ширинская И.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2019 (судьи Шапкин П.В., Величко М.Г., Еремина О.А.) по делу N А53-27225/2018, установил следующее.
ОАО "Алагирское ДРСУ" в лице конкурсного управляющего Тихонова Николая Ивановича (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (далее - управление) о взыскании задолженности по государственному контракту от 04.02.2016 N ОМР/26/хр/47 на возмещение ответственному хранителю затрат на хранение материальных ценностей государственного материального резерва за период с 01.01.2017 по 27.06.2018 в сумме 1 673 387 рублей 06 копеек.
Решением от 25.01.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.03.2019, исковые требования удовлетворены. С управления в пользу общества взыскана стоимость затрат по хранению материальных ценностей в сумме 1 673 387 рублей 06 копеек и судебные расходы по уплате государственной пошлины - 29 734 рубля. Суды исходили из положений Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон N 79-ФЗ), а также общих правил Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) о хранении, согласно которым возмещение ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва производится в соответствии с условиями государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. К спорным правоотношениям подлежат применению положения Порядка возмещения ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного материального резерва, утвержденного приказом Федерального агентства по государственным резервам от 17.01.2013 N 3 "Об утверждении Порядка возмещения ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного материального резерва" (далее - приказ от 17.01.2013 N 3). Суды установили, что к государственному контракту от 04.02.2016 N ОМР/26/хр/47 согласована калькуляция затрат по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва, статьями затрат являются: затраты на оплату труда и коммунальные услуги. Для обеспечения сохранности объектов привлечены сотрудники в количестве 6 человек (охранники) и 1 человек (руководитель), в каждой смене по 2 человека; рабочий график составлен с учетом норм трудового законодательства; понесены расходы на заработную плату сторожей и оплату электроэнергии. Передача материальных ценностей осуществлена спустя более чем 2 года после направления заявления и 1,5 года по истечении сроков, указанных в статье 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Финансовые трудности должника не являются основанием для освобождения от исполнения обязательства по уплате долга либо его уменьшения. Общество исполнило обязательства по хранению надлежащим образом в полном объеме, доказательства, подтверждающие погашение задолженности, материалы дела не содержат. Отсутствие документов для оплаты понесенных расходов не является основанием для освобождения управления от оплаты хранения. Действующим законодательством, а также условиями государственного контракта, не предусмотрена возможность освобождения от обязанности по оплате оказанных услуг в связи с просрочкой составления контрагентом финансовых и отчетных документов по сделке.
В кассационной жалобе управление просит решение от 25.01.2019 и апелляционное постановление от 23.03.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав в обоснование, что государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации, обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок. Запасы материальных ценностей государственного резерва независимо от места размещения являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога.
В силу законодательства Российской Федерации материальные ценности мобилизационного резерва имеют особый правовой статус, что выражается в их назначении и обороте. В рамках осуществления обществом ответственного храпения на основании государственного контракта от 04.02.2016 N ОМР/26/хр/47 ответственному хранителю возмещаются затраты на хранение материальных ценностей государственного материального резерва за 2016 год; обязанность по оплате продолжившегося в 2017 году (до 27.06.2018) хранения материальных ценностей отсутствует, с учетом договора от 14.11.2016 N ОМР-33 купли-продажи материальных ценностей, выпускаемых из мобилизационного резерва общества. Согласно пункту 3.8 государственного контракта от 04.02.2016 N ОМР/26/хр/47, в случае частичного (неполного) разбронирования материальных ценностей объем возмещения затрат уменьшается пропорционально объему выпущенных в порядке разбронирования материальных ценностей. Приведенные в калькуляции затраты на ответственное хранение не обоснованы; в ходе рассмотрения дела платежные документы и бухгалтерская отчетность о реально понесенных затратах, связанных непосредственно с хранением, не представлены; то есть не соблюден установленный законом порядок возмещения затрат на хранение. Согласно пункту 3.6 контракта возмещение затрат производится на основании представленных обществом счета, акта выполненных работ (оказанных услуг), счета-фактуры. При не представлении хранителем указанных документов оплата не производится, обратный вывод судов противоречит приведенному условию контракта, нарушает бюджетную процедуру возмещения затрат за ответственное хранение материальных ценностей мобилизационного резерва. Более того, на основании доказательств, имеющихся в деле, невозможно сравнить и сопоставить электроэнергию, затраченную на хранение материальных ценностей с электроэнергией, затраченной обществом в целом. Помимо прочего, при подготовке к перемещению материальных ценностей мобилизационного резерва осуществлен их осмотр в период с 09.04.2018 по 15.04.2018, которым установлено, что материальные ценности хранились на открытой неогороженной местности, без какой-либо подсветки электроприборами. Истец не представил установленную законом и контрактом отчетность, не обеспечил учет наличия и движения материальных ценностей мобилизационного резерва ни в управление, ни в федеральный орган исполнительной власти, утвердивший номенклатуру и объемы накопления материальных ценностей мобилизационного резерва, что отразилось на процессе перемещения указанных ценностей. В рамках расчета истец учитывает налог на добавленную стоимость, однако, спорные затраты обществом не понесены ввиду отсутствия налоговой базы для взыскания за услуги хранения, тогда как решения судов налогом не облагаются. Следовательно, 18% от заявленной суммы будет неосновательным обогащением общества, бюджетные средства перечислятся необоснованно.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на несостоятельность ее доводов, просило оставить в силе обжалуемые судебные акты, отметив, что все аргументы управления были предметом детального изучения и оценки судов предыдущих инстанций.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, общество явку процессуального представителя в арбитражный суд округа не обеспечило, извещено на основании статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство по кассационной жалобе проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, заслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.02.2016 (04.02.2016 - дата объявления резолютивной части) по делу N А61-4232/2014 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
4 февраля 2016 года управление (заказчик) и общество (исполнитель) заключили государственный контракт от N ОМР/26/хр/47 на оказание услуг по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва; срок исполнения обязательств сторон - до 31.12.2016 (пункт 2.1).
На основании пункта 1.2 контракта заказчик принимает на себя обязательства по возмещению ответственному хранителю затрат на хранение материальных ценностей мобилизационного резерва, произведенных исполнителем, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств для выполнения государственного оборонного заказа в 2016 году, на основании калькуляции (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью контракта (т. 1, л. д. 21).
По делу установлено, что государственный контракт на оказание услуг по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва на 2017 год стороны не заключали, при этом материальные ценности в 2017 и 2018 годах находились на ответственном хранении общества (не оспорено).
Позиция истца сводится к тому, что отсутствие заключенного государственного контракта на оказание услуг по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва на 2017 - 2018 годы не освобождает заказчика от обязанности уплатить исполнителю вознаграждение за хранение в данный период.
На основании калькуляции затрат на оказание услуг по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва в 2016 году, за услуги по хранению управление по контракту выплатило 1130 тыс. рублей.
В обоснование размера вознаграждения за хранение материальных ценностей государственного материального резерва в 2017 (до 27.06.2018), истец ссылается на калькуляцию, согласованную с контрагентом на 2016 год, согласно которой оплата хранения составляет 1 673 387 рублей 06 копеек.
В адрес ответчика 21.02.2017 конкурсный управляющий направил претензию с требованием об оплате услуг по хранению, в ответ на которую 30.03.2017 управление указало, что в мае-июне 2017 года планируется передача материальных ценностей в иные организации.
23 августа 2017 года заказчику направлена повторная претензия о возмещении затрат по хранению материальных ценностей, не исполнение требований которой послужило основанием обращения истца в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 886 Гражданского кодекса по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока (пункт 1 статьи 889 данного Кодекса). По истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи на основании пункта 3 статьи 889 Гражданского кодекса, поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь.
Если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи (пункт 4 статьи 896 Гражданского кодекса).
В пункте 1 статьи 900 Гражданского кодекса предусмотрено, что хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением (статья 890 Гражданского кодекса).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 897 Гражданского кодекса, отсутствие договора хранения не освобождает от оплаты расходов на хранение ценностей.
Закон N 79-ФЗ устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и обновления запасов государственного материального резерва и регулирует отношения в данной области.
В соответствии со статьей 11 Закона N 79-ФЗ запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва (пункт 1). Часть запасов материальных ценностей государственного резерва может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (пункт 2). Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами (пункт 3). Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами (пункт 4). Возмещение ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва производится в соответствии с условиями государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. Порядок возмещения ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом (пункт 5).
На основании пунктов 2, 3 Порядка возмещения ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного материального резерва, утвержденного приказом от 17.01.2013 N 3, возмещение ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва осуществляется территориальными органами Росрезерва в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, а также при предоставлении акта выполненных работ (оказанных услуг) и счета (или) счета-фактуры. Затраты возмещаются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Возмещение ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва осуществляется территориальными органами Росрезерва ежемесячно на основании счета и акта выполненных работ (оказанных услуг), представляемых ответственными хранителями до 10 числа очередного месяца или в сроки, установленные государственными контрактами.
Согласно пункту 5 приказа от 17.01.2013 N 3 расчет стоимости одних суток хранения материальных ценностей государственного резерва производится на основании калькуляции, являющейся неотъемлемой частью государственного контракта, включающей группы расходов, предусмотренные статьями 252 - 260 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). Калькуляция составляется с учетом вида материальных ценностей государственного резерва и условий их хранения.
В соответствии с калькуляцией затрат по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва по государственному контракту от 04.02.2016 N ОМР/26/хр/47 статьями затрат являются: затраты на оплату труда в размере 937 127 рублей 16 копеек, коммунальные услуги - 20 499 рублей 96 копеек, всего - 957 627 рублей 12 копеек (в том числе НДС 18% - 172 372 рублей 88 копеек). Расчетная стоимость одних суток хранения составляет 3087 рублей 43 копейки (т. 1, л. д. 21).
Суды установили и материалами дела подтверждено, что последняя оплата хранения материальных ценностей осуществлена заказчиком в конце декабря 2016 года за 4-й квартал, с 01.01.2017 обязанность по оплате не исполняется. Факт хранения подтвержден письмами управления и Федерального агентства по государственным резервам, в числе которых от 26.03.2018 N ОМР/65ДСП (т. 1, л. д. 26).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства (статья 71 Кодекса), суды пришли к выводу о надлежащем исполнении обществом обязательств по хранению; о наличии и размере задолженности управления. Поскольку доказательства оплаты ответчик в материалы дела не представил, суд округа считает, что удовлетворение исковых требований правомерно.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2019 по делу N А53-27225/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.