г. Краснодар |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А53-2956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчиков - администрации Обливского района Ростовской области (ОГРН 1056124003870, ИНН 6124005764) - Шестопала А.Н. (доверенность от 30.04.2019), Антонова А.В. (доверенность от 10.08.2018), главы крестьянского фермерского хозяйства Фильцовой Светланы Александровны (ИНН 612400712778, ОГРН 317619600181857), в отсутствие представителей истца - главы крестьянского фермерского хозяйства Тащилина Андрея Ивановича (ИНН 612400384492, ОГРН 316619600061149), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ОГРН 1026103159378, ИНН 6163049444), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тащилина Андрея Ивановича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2018 (судья Прокопчук С.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А53-2956/2018, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тащилин Андрей Иванович (далее - глава хозяйства-1) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации Обливского района (далее - администрация), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фильцовой Светлане Александровне (далее - глава хозяйства-2) об отмене постановления главы администрации от 09.10.2017 N 906 "О проведении аукциона по продаже права аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", о признании незаконным проведенного 16.11.2017 аукциона на право заключения договора аренды на земельные участки площадью 551 311 кв. м и 568 418 кв. м с кадастровыми номерами 61:27:0600011:1801, 61:27:0600011:1812, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, (далее - земельные участки) и об отмене его результатов, о признании незаконными постановлений главы Обливского района от 24.11.2017 N 1103,1104 о передаче земельных участков в аренду, о понуждении к отмене результатов проведенного 16.11.2017 аукциона, постановлений от 24.11.2017 N 1103, 1104, о расторжении договоров от 24.11.2017 N787-С, 788-С аренды земельных участков, об аннулировании его государственной регистрации, о понуждении к заключению договоров аренды земельных участков без проведения торгов с главой хозяйства-1 как с единственным участником программы государственной поддержки крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере развития сельского хозяйства.
Решением арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано со следующей мотивировкой. Глава хозяйства-1 оспорил постановление о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков по истечении установленного процессуальным законодательством трехмесячного срока. Доказательства уважительности причин пропуска срока отсутствуют. Участие в государственных программах поддержки сельского хозяйства не является основанием предоставления земельного участка в аренду в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Оспариваемые заявителем постановление от 09.10.2017 N 906 о проведении аукциона, проведенный аукцион, постановления от 24.11.2017 N1103, 1104 о передаче земельных участков в аренду приняты в соответствии с действующим законодательством. Ими не нарушены права и законные интересы главы хозяйства-1.
Глава хозяйства-1 обжаловал решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2019 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Глава хозяйства-1 выполнил кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:27:0600011:1812, обеспечил его кадастровый учет для предоставления его в аренду без проведения торгов. У администрации отсутствовали основания для отказа главе хозяйства-1 в предоставлении этого земельного участка без проведения торгов. На момент возникновения спорных правоотношений глава хозяйства-2 не являлся участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Земельные участки подлежали предоставлению в аренду до пяти лет без проведения торгов главе хозяйства-1, участвующему в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Суд неправильно применил закон, подлежащий применению, и неправильно истолковал его. Главе хозяйства-1 в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов отказано по формальным основаниям (ошибка в сроке аренды). Администрация не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что постановлением главы администрации от 30.01.2017 N 57 на основании заявления от 19.01.2017 Тормосина В.В. утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 61:27:0600011:1801. Постановлением администрации от 22.03.2017 N 214 на основании заявления от 02.02.2017 главы хозяйства-1 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 61:27:0600011:1812. Глава хозяйства-1 обратился в администрацию с заявлениями от 22.08.2017 N 1690, 1691 о предоставлении земельных участков в аренду на 3 года.
После публикации в выпуске межрайонной газеты "Авангард" от 01.09.2017 N 67-68 сведений о земельных участках, предназначенных для предоставления в аренду, в администрацию от главы хозяйства-2 поступили заявления от 26.09.2017 N 1945, 1944 о предоставлении земельных участков в аренду на 3 года.
Письмами от 29.09.2017 главы хозяйств-1,-2 уведомлены администрацией об объявлении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков и о необходимости подачи соответствующих заявлений до 01.10.2017. Глава хозяйства-1 обратился в администрацию с заявлениями от 05.10.2017 об оставлении без рассмотрения ранее поданных заявлений о предоставлении земельных участков в аренду в связи с подачей новых заявлений от 05.10.2017 N 1993, 1992 о предоставлении земельных участков в аренду на 15 лет. В ответ на заявления от 05.10.2017 N 1993, 1992 администрация известила главу хозяйства-1 о назначении 13.10.2017 аукциона на право заключения договора аренды земельных участков. По итогам рассмотрения комиссией администрации заявок на участие в аукционе главы хозяйств-1,-2 признаны участниками аукциона. На основании протокола от 16.11.2017 N 60 аукциона, проведенного 16.11.2017, постановлениями администрации от 29.11.2017 N1103, 1104 земельные участки предоставлены в аренду главе хозяйства-2 как победителю аукциона. С ним заключены договоры аренды земельных участков до 23.11.2020. Земельные участки переданы главе хозяйства-2 как арендатору по актам приема-передачи. Соглашением от 14.12.2017 договор аренды от 24.11.2017 N 788-С расторгнут.
Полагая, что статус участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства предоставляет преимущественное право на получение земельного участка без проведения торгов, глава хозяйства-1 обратился в арбитражный суд. Названные обстоятельства послужили основаниями обращения заявителя в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200). Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к основным принципам земельного законодательства отнесены участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1). Крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные общества, казачьи общества отнесены к числу лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства (статья 78). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов с крестьянским (фермерским) хозяйством или сельскохозяйственной организацией в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), с гражданином и крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления деятельности хозяйства в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункты 15, 17 пункта 2 статьи 39.6). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено, если в отношении образованного земельного участка поступило заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона, если в отношении земельного участка опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (пункты 11, 12, 13 статьи 39.16).
По смыслу вышеприведенных норм земельного законодательства, при наличии заявок нескольких субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц. Льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Аналогичной правовой позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации (определение от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 8, которым закреплено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Земельные участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства, подлежали предоставлению в аренду на аукционе, поскольку в администрацию поступило несколько соответствующих заявлений от разных субъектов (глав хозяйств-1,-2). Участие главы хозяйства-1 в государственных программах поддержки сельского хозяйства при рассмотрении его заявления о предоставлении земельных участков в аренду сроком на 15 лет не могло являться основанием для отхода от общего порядка предоставления земельных участков, установленного статьей 39.18 Земельного кодекса. Оспариваемые предпринимателем решения администрации соответствуют нормам земельного законодательства. Основания для признания недействительными договоров аренды земельных участков, заключенных по результатам торгов с главой хозяйства-2, отсутствуют. Публичные процедуры, обеспечивающие конкурентный доступ заинтересованных лиц к предоставлению земельных участков сельскохозяйственного назначения соблюдены. Основания для понуждения администрации к заключению договоров аренды земельных участков с главой хозяйства-1 отсутствуют. Глава хозяйства-1 без уважительных причин пропустил процессуальный срок оспаривания постановления главы администрации от 09.10.2017 N 906 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков.
Иные доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают, основаны на добросовестном заблуждении заявителя относительно содержания и смысла вышеназванных норм, направлены, по сути, на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для такой переоценки доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2019 по делу N А53-2956/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Земельные участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства, подлежали предоставлению в аренду на аукционе, поскольку в администрацию поступило несколько соответствующих заявлений от разных субъектов (глав хозяйств-1,-2). Участие главы хозяйства-1 в государственных программах поддержки сельского хозяйства при рассмотрении его заявления о предоставлении земельных участков в аренду сроком на 15 лет не могло являться основанием для отхода от общего порядка предоставления земельных участков, установленного статьей 39.18 Земельного кодекса. Оспариваемые предпринимателем решения администрации соответствуют нормам земельного законодательства. Основания для признания недействительными договоров аренды земельных участков, заключенных по результатам торгов с главой хозяйства-2, отсутствуют. Публичные процедуры, обеспечивающие конкурентный доступ заинтересованных лиц к предоставлению земельных участков сельскохозяйственного назначения соблюдены. Основания для понуждения администрации к заключению договоров аренды земельных участков с главой хозяйства-1 отсутствуют. Глава хозяйства-1 без уважительных причин пропустил процессуальный срок оспаривания постановления главы администрации от 09.10.2017 N 906 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июля 2019 г. N Ф08-4014/19 по делу N А53-2956/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10044/2021
15.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4014/19
29.04.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4014/19
06.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18164/18
25.09.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-2956/18