г. Краснодар |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А63-12956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Кавминводы" (ИНН 2630016660, ОГРН 1022601455425) - Яковенко И.В. (доверенность от 09.01.2019), Грековой Н.Б. (доверенность от 09.01.2019), от третьих лиц - администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (ИНН 2630046431, ОГРН 1152651026461) - Гунько А.М. (доверенность от 18.09.2019), общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Минеральные Воды-2"" (ИНН 2630802021, ОГРН 1122651026123) - Гунько А.М. (доверенность от 22.04.2019), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа (ИНН 2630046551, ОГРН 1152651028100) - и третьего лица - индивидуального предпринимателя Кайшевой Нурет Рашидовны (ИНН 771465011201, ОГРНИП 304770001251660), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Кавминводы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2018 (судья Галушка В.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-12956/2018, установил следующее.
Акционерное общество "Кавминводы" (далее - общество, АО "Кавминводы") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа (далее - управление) о признании незаконными действий по согласованию схемы расстановки и установки дорожных знаков: на пересечении улиц Бештаугорской и Новотерской поселка Новотерский Минераловодского городского округа дорожные знаки 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" (1 шт.), 3.18.1 "Поворот направо запрещено" (1 шт.), 3.18.1 "Поворот налево запрещено" (1 шт.), а также знаков дополнительной информации (таблички) 8.4.1 "Вид транспортного средства (2 шт.); на пересечении улиц Бештаугорской и Пионерской поселка Новотерский Минераловодского городского округа дорожные знаки 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" (1 шт.), 3.18.1 "Поворот направо запрещено" (1 шт.), 3.18.1 "Поворот налево запрещено" (1 шт.), а также знаки дополнительной информации (таблички) 8.4.1 "Вид транспортного средства (2 шт.).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Минеральные Воды-2" (далее -санаторий), индивидуальный предприниматель Кайшева Нурет Рашидовна (далее -предприниматель).
Решением суда от 21.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2019, в удовлетворении требований обществу отказано. Суды пришли к выводу о том, что обязанность по обеспечению беспрепятственного пользования автомобильными дорогами, путем демонтажа незаконно установленных знаков, должна быть возложена на санаторий, из чего следует, что обществом выбран ненадлежащий способ защиты. Удовлетворение заявленных требований не приведет к восстановлению нарушенных прав общества. Дорожные знаки имеет право демонтировать лицо, их установившее, а именно - санаторий.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, санаторий не является владельцем автомобильных дорог и не может осуществлять ремонт. Действия управления по согласованию с санаторием схемы расстановки и установки дорожных знаков являются незаконными. Бездействие управления в виде непринятия мер по демонтажу незаконно установленных дорожных знаков также является незаконным.
Отзыв на кассационную жалобу представлен санаторием, который просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суды полно и всесторонне исследовали доводы участвующих в деле лиц и представленные ими доказательства, правильно применили нормы права к установленным обстоятельствам, обоснованно исходили из следующего.
Как установили суды, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, а именно: административно-бытовой корпус литер А, площадью 959 кв.м, (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2008 серии 26-АЕ 518800); производственный корпус литер Б, площадью 3 443,9 кв.м, (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2008 серии 26-АЕ 518801); склад готовой продукции литер В, площадью 1 024,4 кв.м, (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2008 серии 26-АЕ 518802); гараж литер Г, площадью 691,1 кв.м, (свидетельство о государственной регистрации права от 05.11.2001 серии АВ 26 N 224054); котельная литер Д, площадью 59,8 кв.м, (свидетельство о государственной регистрации права от 05.11.2001 серии АВ 26 N 224053); распределительный узел литер К, площадью 9,8 кв.м, (свидетельство о государственной регистрации права от 05.11.2001 серии АВ 26 N 224051) (далее - объекты недвижимости).
Объекты недвижимости расположены по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Новотерский, ул. Бештаугорская, 1, на двух смежных земельных участках с кадастровыми номерами 26:23:140218:2, площадью 21 797,75 кв.м, и 26:23:140218:3, площадью 33 701 кв.м, которые принадлежат акционерному обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.06.2010 N 26-АЖ 286444 и от 25.01.2008 N 26-АЕ 264147.
Проезд к объектам недвижимости общества осуществляется по двум автомобильным дорогам с кадастровыми номерами 26:23:000000:2421, 26:23:140218:26, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами: 26:23:000000:915 и 26:23:140218:8.
Подъезд к указанным участкам дорог осуществляется обществом по муниципальной дороге местного значения, находящейся в собственности муниципального образования - Минераловодский городской округ.
На участках муниципальных дорог Минераловодского городского округа установлены ограничивающие дорожное движение дорожные знаки, препятствующие свободному пользованию указанными автомобильными дорогами и осуществлению подъезда к принадлежащему акционерному обществу имуществу, а именно: на пересечении улиц Бештаугорской и Новотерской поселка Новотерский Минераловодского городского округа дорожные знаки 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено", 3.18.1 "Поворот направо запрещено", 3.18.1 "Поворот налево запрещено", а также знаки дополнительной информации (таблички) 8.4.1 "Вид транспортного средства"; на пересечении улиц Бештаугорской и Пионерской поселка Новотерский Минераловодского городского округа дорожные знаки 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено", 3.18.1 "Поворот направо запрещено", 3.18.1 "Поворот налево запрещено", а также знаки дополнительной информации (таблички) 8.4.1 "Вид транспортного средства".
Согласно письму Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Ставропольскому краю (далее - госавтоинспекция) от 15.06.2018 N 3/182603421571 вышеуказанные дорожные знаки со знаками дополнительной информации (табличками) установлены на указанных пересечениях в соответствии со схемой разработанной и утвержденной собственником подъездной автомобильной дороги, согласованной 16.03.2016 управлением муниципального хозяйства администрации округа.
Из письма отдела МВД по Минераловодскому городскому округу от 13.06.2018 N 16/11183 следует, что обустройство дорожными знаками улично-дорожной сети осуществляется ее владельцем - администрацией Минераловодского городского округа.
Из ответа Прокуратуры Ставропольского края от 22.05.2018 N 7/4-190-2018 следует, что схема расстановки данных дорожных знаков согласована начальником управления муниципального хозяйства 16.03.2018.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании пункта 1 статьи 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В силу пункта 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из вышеперечисленных норм права следует, что обязанность по содержанию частной автодороги, в том числе организации дорожного движения, возлагается на владельца автодороги.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Таким образом, обязанность по содержанию автодороги возложена на арендатора, как временного владельца автодороги.
Согласно пункту 3 приказа Минтранса России от 12.08.2011 N 211 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам" (далее - Порядок) временные ограничения или прекращение движения устанавливаются, в том числе при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог. Временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения (далее - акт о введении ограничения), который принимается для частных автомобильных дорог общего пользования - владельцами частных автомобильных дорог.
Актом о введении ограничения устанавливаются: сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения; предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общая масса и (или) нагрузка на ось или группу осей (тележку), а также габаритные параметры транспортного средства; периоды времени, в которые прекращается движение (глава VI Порядка).
Согласно пункту 11 Порядка акт о введении ограничения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог принимается на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации, которой обосновывается необходимость введения ограничения или прекращения движения.
Временные ограничения или прекращение движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог, вводимые на основании акта о введении ограничения, осуществляются посредством в том числе ограничения движения для транспортных средств (с грузом или без груза), общая масса и (или) нагрузка на ось или группу осей (тележку), а также габаритные параметры которых превышают временно установленные значения весовых и габаритных параметров на период реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог (пункт 12 Порядка).
Временные ограничения или прекращение движения обеспечиваются организациями, указанными в акте о введении ограничения, посредством установки соответствующих дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями. (пункт 14 Порядка).
Схемы организации движения, ограждения мест работ и сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.
Подпунктом "г" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение о ГИБДД) предусмотрено право госавтоинспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.
Получение разрешения на установку и снятие технических средств организации дорожного движения, предусмотренных ПОДД, возлагается на исполнителя, данное право предоставлено органам ГИБДД при исполнении их сотрудниками государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (подпункт "а" пункта 11 Положения о ГИБДД).
Как установили суды, предпринимателю на праве собственности принадлежит автодорога к санаторию, сооружение, литера I, кадастровый номер 26:23:140218:26, площадью 5 441 кв.м, Ставропольский край, Минераловодский район, п. Змейка, ул. Верхняя, 22, находится примерно в 1 км по направлению на юго-запад от ориентира; автодорога к санаторию, сооружение, литера II, кадастровый номер 26:23:000000:2421, площадью 7 162 кв.м, Ставропольский край, Минераловодский район, п. Новотерский, ул. Советская, 3, находится примерно в 0,82 км по направлению на юго-восток; земельные участки площадью 11 313 кв.м, с кадастровым номером 26:23:000000:915 (местоположение: примерно в 0,82 км по направлению на юго-восток, ул. Советская, 3, п. Новотерский, Минераловодский район, Ставропольский край) и площадью 11 060 кв.м, с кадастровым номером 26:22:140218:8 (местоположение: примерно в 1 000 м по направлению на юго-запад, ул. Верхняя. 22, п. Змейка, Минераловодский район, Ставропольский край).
По договору аренды недвижимого имущества от 01.07.2017 предприниматель передал во временное пользование (аренду), а арендатор - санаторий принял следующие объекты: земельный участок с кадастровым номером 26:23:000000:915, назначение: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения - автодорога к санаторию, площадь: 11 313 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Новотерский, улица Советская, 3, примерно в 0.82 км по направлению на юго-восток; объект недвижимого имущества с кадастровым номером 26:23:000000:2421, автодорога к санаторию, назначение: сооружение, площадь: общая 7 162 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Новотерский, ул. Советская, 3, примерно в 0.82 км по направлению на юго-восток.
Договором аренды недвижимого имущества с медицинским оборудованием и техникой от 24.08.2017 N 05/2017 санаторий также принял в аренду от предпринимателя следующие объекты (в том числе): земельный участок с кадастровым номером 26:23:140218:8, назначение: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения - автодорога к санаторию, площадь: 11 060 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Змейка, улица Верхняя, 22, примерно в 1000 м по направлению на юго-запад; на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 26:23:140218:26, автодорога к санаторию, назначение: сооружение, площадь: общая 5 441,1 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Змейка, ул. Верхняя, 22, участок находится примерно в 1 км по направлению на юго-запад от ориентира.
Письмом от 05.03.2018 предприниматель уведомил санаторий о необходимости проведения ремонтных работ на арендуемых автодорогах и об ограничить движение на дорогах, так как по смыслу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по содержанию автодороги возложена на арендатора.
12 марта 2018 года санаторий заключил с ООО "Дорожнотранспортный сервисный центр" договор N 03-Д, согласно которому санаторий поручил осуществить работы по разработке схемы организации дорожного движения в посёлке Новотерский по автодороге к санаторию. 15 марта 2018 года санаторий направил в адрес администрации Минераловодского городского округа заявление с просьбой утвердить подготовленную ООО "Дорожнотранспортный сервисный центр" схему организации дорожного движения.
02 марта 2018 года предприниматель также направила письмо с просьбой о согласовании установки дорожных знаков в отдел МВД России по Минераловодскому городскому округу.
Письмом от 19.03.2018 N 3/1826013435921 отдел МВД России по Минераловодскому городскому округу пояснил предпринимателю, что госавтоинспекция прекратила практику согласовательных процедур в части согласования проектов организации дорожного движения, размещения объектов дорожного сервиса, временных парковок для автотранспорта, обустройства примыканий и установки рекламных конструкций.
21 марта 2018 года санаторием опубликовано сообщение об ограничении движения на вышеуказанных автодорогах в газете "Минеральные Воды" от 21.03.2018 N 12, а также вывешено объявление на информационной доске.
21 марта 2018 года ООО "Дорожно-транспортный сервис" произведен визуальный осмотр дорожных покрытий и железобетонных труб на автомобильной дороге. Согласно актам визуального осмотра от 21.03.2018 для устранения дальнейшего разрушения покрытия и обеспечения требуемой надежности, необходимо устранить ямочность, уложить слой усиления, обеспечивающий ровность покрытия на всем протяжении автодороги, привести обочины в нормативное состояние. ООО "Дорожно-транспортный сервис" также указало, что до выполнения вышеуказанных работ необходимо ограничить грузоподъемность транспортных средств, дорожным знаком "Ограничение массы до 3,5 т".
04 апреля 2018 года между санаторием и ООО "Водпроект" заключен договор на выполнение работ N 1854, согласно которому последний принял на себя выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта подъездной автодороги к санаторию. ООО "Водпроект" 04.05.2018 передал санаторию подготовленные проектную и техническую документации ремонта автодороги.
На основании полученной проектной документации и заключенного 14.05.2018 договора N 27 строительного подряда санаторием принят акт от 14.05.2018, согласно которому: в целях обеспечения безопасности дорожного движения, безопасной эксплуатации и надлежащего содержания объектов: "автодорога к санаторию" с кадастровым номером 26:23:000000:2421 и "автодорога к санаторию" с кадастровым номером 26:23:140218:26, а также на основании проектной документации на капитальный ремонт подъездной автодороги, разработанной ООО "Водпроект", ООО "Санаторий "Минеральные Воды-2" принято решение о введении временного ограничение движения по вышеуказанным автомобильным дорогам транспортных средств грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. Период временных ограничений движения устанавливался санаторием в соответствии с разработанной проектной документацией с 14.05.2018 и составлял 3 месяца.
20 сентября 2018 года в названный выше акт внесены изменения N 1352, согласно которым в связи с некоторыми трудностями, санаторием принято решение о корректировке срока окончания введенных, временных ограничений движения сроком до 6 месяцев с внесением соответствующих изменений в акт введения ограничения движения от 14.05.2018.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия управления не нарушают законные права общества.
Суды установили, что поскольку при установке санаторием спорных дорожных знаков вопреки подпункту "б" пункта 7 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 N 716, не получено соответствующее разрешение госавтоинспекции и дорожные знаки размещены самовольно, в связи с чем санаторий привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом вышеизложенного судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению беспрепятственного пользования автомобильными дорогами путем демонтажа незаконно установленных знаков должна быть возложена на санаторий. Суды указали, что удовлетворение требований общества заявленных к управлению, не ответственному за самовольное установление санаторием спорных дорожных знаков, не приведет к восстановлению его нарушенных прав.
Довод о том, что санаторий не является владельцем автомобильных дорог обоснованно отклонен судами, и не подтверждается материалами дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу N А63-12956/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.