г. Краснодар |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А32-36628/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Позитрон"" (ИНН 2303015384, ОГРН 1022300716680), ответчиков: Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу, Федерального агентства лесного хозяйства, третьих лиц: администрации муниципального образования Белореченский район, государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Позитрон"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2018 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 (судьи Новик В.Л., Величко М.Г., Еремина О.А.) по делу N А32-36628/2018, установил следующее.
ООО "Фирма "Позитрон"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление), Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), Департаменту лесного хозяйства по Южному Федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства (далее - департамент) и Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - агентство), в котором просило:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 23-23-07/064/2009-088, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Белореченское лесничество, Родниковское участковое лесничество, в части наложения площадью 8 тыс. кв. м на земельный участок, принадлежащий на праве собственности обществу, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-н Белореченский, с/п Родниковское, автодорога Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск 22 км + 650 м, кадастровый номер 23:39:0708001:56, расположенный в границах указанных в иске координат поворотных точек; признать недействительными сведения государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду данного участка; возложить на министерство обязанность исключить из государственного лесного реестра сведения об отнесении данного участка к лесному фонду;
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 23-23-07/064/2009-088, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Белореченское лесничество, Родниковское участковое лесничество, в части наложения площадью 30 753 кв. м на земельный участок, предоставленный обществу в аренду, площадью 30 753 кв. м, адрес земельного участка: установлено относительно ориентира, почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-н Белореченский, с/п Родниковское, автодорога Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск 22 км + 650 м, кадастровый номер 23:39:0708001:57, расположенный в границах указанных в иске координат поворотных точек; признать недействительными сведения государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду данного участка; возложить на министерство обязанность исключить из государственного лесного реестра сведения об отнесении данного участка к лесному фонду.
Требования мотивированы тем, что отнесение земельных участков, на которых находится объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности истцу, к землям лесного фонда, нарушает его права.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Белореченский район (далее - администрация), ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением от 17.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что спорные земельные участки сформированы в границах земель лесного фонда, которые в категорию земель населенных пунктов в установленном порядке не переводились. На землях лесного фонда не допускается строительство объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Управление не выдавало разрешение на строительство нежилого здания на земельном участке.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством, и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему земельного участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) и иных законодательных актов в редакции указанного закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Поскольку право собственности на спорные земельные участки и находящийся на них объект недвижимости зарегистрированы за истцом в 2012 году, необходимая для эксплуатации данного объекта недвижимости территория не может относиться к землям лесного фонда и подлежит исключению из лесопаркового зеленого пояса. Спорные земельные участки попадают под действие Закона N 280-ФЗ. Решение Краснодарского краевого суда от 02.04.2018 по делу N 3а-487/2018 не имеет преюдициального значения для настоящего спора, поскольку истец не являлся участником данного спора. Суды не учли, что при рассмотрении дел N 3а-487/2018 и А32-19717/2017 вопрос о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 23:39:0708001:57 с землями лесного фонда не исследовался. В дело не представлены доказательства отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:39:0708001:57 к землям лесного фонда.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество на основании договора от 05.02.2004 арендовало участок лесного фонда площадью 8 тыс. кв. м, расположенный по адресу: Родниковский селекционно-семеноводческий лесохозяйственный центр, лесничество Москальское, квартал N 2, выделы N 6, 7, 12, 13 (далее - лесной участок) для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, является арендатором на 49 лет. Договор аренды от 05.02.2004 переоформлен на договор аренды от 05.11.2008 N 178/10-08 (номер учетной записи в государственном лесном реестре лесного участка земель лесного фонда 23-04-04-08-00004).
По материалам лесоустройства Москальского лесничества Родниковского ССЦ лесхоза 2002 года лесной участок входит в участок земель лесного фонда площадью 31 130 тыс. кв. м в границах кварталов 1А - 30А, 1Б - 16Б Родниковского участкового лесничества Белореченского лесничества, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 13.10.2009 серии 23-АЖ N 034755).
На земельном участке площадью 8 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:39:0708001:56, расположенном по адресу (местоположение): Краснодарский край, Белореченский р-н, с/п Родниковское, автодорога Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск (22 км + 650 м), общество возвело нежилое здание; право собственности на здание зарегистрировано за истцом 24.05.2012. Строительство осуществлялось, в том числе на основании заключенного администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) договора от 27.12.2011 N 5089 аренды земельного участка, заключенного в порядке предварительного согласования места размещения объекта. По окончании строительства на основании постановления администрации от 12.04.2012 N 833 с обществом заключен договор купли-продажи от 12.04.2012 N 82 земельного участка для размещения придорожного сервиса.
5 октября 2012 года администрация и общество заключили договор аренды от 05.10.2012 земельного участка из земель населенных пунктов площадью 30 753 кв. м с кадастровым номером 23:39:0708001:57, расположенный по адресу: Белореченский район, Родниковское сельское поселение, автодорога Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск (22 км + 650 м), для расширения придорожного сервиса.
Ссылаясь на то, что сведения об отнесении земельных участков, предоставленных для эксплуатации и обслуживания спорного объекта недвижимости, к землям лесного фонда, содержащиеся в лесном реестре, нарушают его права, не подтверждены правоустанавливающими документами, а также сведениями, имеющимися в ЕГРН, препятствуют использованию земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации объекта недвижимости по назначению в соответствии с категорией, к которой принадлежит данный земельный участок, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) в случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 постановления N 10/22).
Право собственности Российской Федерации на Родниковское участковое лесничество площадью 31 130 тыс. кв. м зарегистрировано 13.10.2009 N 23-АЖ 034755.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) императивно определено, что вступившие в законную силу судебные акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу, в силу части 3 статьи 69 Кодекса, обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решением Краснодарского краевого суда от Краснодарского краевого суда от 02.04.2018 по делу N 3а-487/2018 удовлетворены требования департамента о признании недействующим генерального плана Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, утвержденного решением Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района от 30.08.2011, в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского лесничества Краснодарского, края: Пшехское участковое лесничество Белореченского лесничества Краснодарского края: квартал 78Г1, части выделов 4 - 7, часть выдела 26, выдел 27, I части выделов 28 - 30, части выделов 32 - 33; квартал 76 Г, выделы 3 - 6; квартал 74Г, часть выдела 7; Родниковское участковое лесничество Белореченского лесничества Краснодарского края: квартал 2Б, части выделов 5 - 10, выделы 11 - 12, часть выдела 13; квартал 16Б, выделы 1, 2; квартал 16Б, часть выдела 3; квартал 16Б, части выделов 3 - 5.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2018 по делу N А32-19717/2017, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, истребован из чужого незаконного владения общества земельный участок с кадастровым номером 23:39:0708001:56, расположенный по адресу: Краснодарский край, Белореченский р-н, с/п Родниковское, автодорога Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск (22 км + 650 м); признано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0708001:56; суд обязал общество за счет собственных средств в течение 30 дней освободить земельный участок с кадастровым номером 23:39:0708001:56 путем сноса самовольно возведенного объекта - нежилого здания "Кафе" с кадастровым номером 23:39:0708001:55 площадью 1055,1 кв. м, этажность 2. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:39:0708001:56 незаконно образован из участка лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации. В нормативно установленном порядке земельный участок не переводился в категорию земель населенных пунктов и не предоставлялся в аренду обществу в целях строительства нежилого здания.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, принимая во внимание обстоятельства, установленные в рамках дел N А32-19717/2017 и N 3а-487/2018, установив, что спорные земельные участки незаконно образованы из участка лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации; в нормативно установленном порядке земельные участки не переводились в категорию земель населенных пунктов и не предоставлялись в аренду обществу в целях строительства нежилого здания; соответствующего волеизъявления собственника в материалы дела не представлено, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к федеральной собственности отнесены земельные участки, признанные таковыми федеральными законами. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) участки в составе земель лесного фонда отнесены к федеральной собственности. Пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса установлено, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого участка.
По смыслу приведенных норм Земельного и Лесного кодексов орган местного самоуправления муниципального района не уполномочен и не вправе распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
Таким образом, спорные земельные участки категории земель населенных пунктов сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет на землях лесного фонда в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации. У администрации как органа местного самоуправления не имелось полномочий по распоряжению имуществом без согласия федерального собственника.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не опровергают выводы судов и по существу выражают несогласие с оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств дела, а также направлены на переоценку вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных в рамках дел N А32-19717/2017 и N 3а-487/2018.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 по делу N А32-36628/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 постановления N 10/22).
...
Пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к федеральной собственности отнесены земельные участки, признанные таковыми федеральными законами. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) участки в составе земель лесного фонда отнесены к федеральной собственности. Пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса установлено, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого участка.
По смыслу приведенных норм Земельного и Лесного кодексов орган местного самоуправления муниципального района не уполномочен и не вправе распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июля 2019 г. N Ф08-5360/19 по делу N А32-36628/2018