г. Краснодар |
|
19 июля 2019 г. |
Дело N А53-28330/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Коржинек Е.Л. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания проводимого с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Жуковым А.П., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (ИНН 6161069131, ОГРН 1136193006641) - Колтуновой Н.А. (доверенность от 10.06.2019) и Шитикова А.М. (доверенность от 15.01.2019), от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области - Довгуполой Л.Н. (доверенность от 09.07.2019) и Чернобай И.А. (доверенность от 04.04.2019), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гидростроймонтаж" (ИНН 6163153011, ОГРН 1176196010462), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2018 (судья Губенко М.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 (судьи Соловьева М.В., Ильина М.В., Филимонова С.С.) по делу N А53-28330/2018, установил следующее.
ООО "Гидростроймонтаж" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения от 06.07.2018 N 17413А об отказе в государственной регистрации, возложении на МИ ФНС России N 26 по Ростовской области (далее - инспекция) обязанности устранить нарушения прав и законных интересов общества путем внесения сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией (с учетом измененных исковых требований, произведенных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением суда от 21.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, суды при рассмотрении дела не учли недостоверность сведений содержащиеся в ликвидационном балансе.
Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - управление) представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании объявлен перерыв до 16 часов 30 минут 17.07.2019, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
После перерыва судебное заседание продолжено.
В суд округа поступило ходатайство общества о прекращении производства по кассационной жалобе, в котором указано на исполнение судебных актов (18.03.2019) и внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Суд округа, рассмотрев ходатайство, пришел к выводу об отказе в его удовлетворении ввиду следующего.
Поскольку основанием для ликвидации общества послужили обжалуемые судебные акты в рассматриваемом случае следует применить принцип инстанционности рассмотрения дела и сохранить права инспекции на обращение с жалобой в арбитражный суд кассационной инстанции за защитой своих прав и законных интересов (часть 4 статьи 4 Кодекса), возможность проверки правильности применения норм материального права и процессуального права при рассмотрении дела в судебном порядке (часть 1 статьи 286 Кодекса), с учетом того, что результатом такого рассмотрения может быть восстановление положения существовавшего до принятия судебных актов.
В судебном заседании представители инспекции и управления поддержали доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей инспекции и управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению
Из материалов дела следует и судами установлено, что на основании заявления общества 21.12.2017 инспекцией принято решение N 42385А о государственной регистрации ликвидации общества.
Решением ФНС России от 23.05.2018 N СА-4-9/9744@ решение инспекции от 21.12.2017 отменено, решение об отмене направлено в адрес общества, получено им 30.05.2018.
30 мая 2018 года в адрес заинтересованного лица повторно поступило заявление общества по форме N 16001 о государственной регистрации общества в связи с ликвидацией, к заявлению представлено решение единственного участника общества от 28.05.2018, ликвидационный бухгалтерский баланс на 28.05.2018, документ от 29.05.2018 N 17 об уплате государственной пошлины.
6 июня 2018 года заинтересованным лицом принято решение о приостановлении государственной регистрации ликвидации общества по форме Р16001. Решение направлено посредством электронной связи на почту нотариуса Бессмертного А., который направлял от имени общества заявление о государственной регистрации общества в связи с ликвидацией, информация о принятом решении налогового органа о приостановлении размещена на сайте налогового органа.
Заявитель в срок, указанный в решении о приостановлении государственной регистрации (до 26.06.2018) не представил инспекции документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе.
Поскольку сомнения инспекции в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, не устранены, по окончании срока приостановления государственной регистрации 06.07.2018 заинтересованным лицом на основании представленных документов принято решение об отказе в государственной регистрации общества в связи с ликвидацией N 17413 А в связи с указанием заявителем недостоверных сведений в ликвидационном балансе.
Заявитель с принятым решением об отказе в государственной регистрации не согласился, обратился в вышестоящий регистрирующий орган с жалобой.
Решением от 17.08.2018 N 15-19/2824 управление заявление о признании незаконным решения инспекции оставило без удовлетворения.
Полагая, что представленные в ликвидационном балансе сведения являются достоверными, а решение инспекции от 06.07.2018 N 17413 незаконным, общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Кодекса).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Согласно подпункту 4.1 пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
С учетом приведенных норм права, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Процедура ликвидации юридического лица, предусмотренная статьями 61 - 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), подразумевает совершение последовательных действий по созданию ликвидационной комиссии (ликвидатора), публичного объявления организации, предоставления возможности кредиторам заявить свои требования, составление промежуточного ликвидационного баланса, расчет с кредиторами, составление ликвидационного баланса и собственно ликвидацию.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что основанием для приостановления, а затем отказа в государственной регистрации могут быть только обоснованные сомнения, а не предположения.
Между тем суды не учли следующего.
В пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1 и 10 указанного Кодекса).
Предусмотренная изложенными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации, в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом; пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" Закона N 129-ФЗ в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075).
Суды установили, что одним из оснований для отказа в удовлетворении требований о ликвидации общества послужила информация от ФНС России, изложенная в решении по жалобе от 23.05.2018 N СА-4-9/97@, согласно которой, ликвидационный баланс общества, составленный на 01.12.2017 для государственной регистрации ликвидации общества, содержал недостоверные сведения. По данным ФНС России от 23.05.2018, на момент утверждения ликвидационного баланса 01.12.2017 обществу осуществлен перевод денежных средств в размере 142 400 тыс. рублей в виде беспроцентного займа, погашение которого произведено передачей лодочного ангара стоимостью 1 214 тыс. рублей, обществу было известно о реальной стоимости лодочного ангара, которая не соответствует информации, отраженной в ликвидационном балансе. Следовательно, ликвидационный баланс общества, составленный на 01.12.2017, содержал недостоверные сведения, что исключает возможность ликвидации общества. Решение ФНС России от 23.05.2018 послужило основанием для отмены инспекцией своего решения от 21.12.2017 о государственной регистрации ликвидации общества.
Кроме того инспекция представила отчет об оценке от 30.07.2018 Ш40/СП, который подтверждает недостоверность сведений содержащихся в ликвидационном балансе.
Объективные сомнения инспекции подтверждаются в частности определением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.12.2018 по делу N А12-41074/2016, в котором установлена не эквивалентность встречного предоставления и необходимость привлечения общества к субсидиарной ответственности по договору займа, а также участие общества в деятельности по сокрытию выручки полученной несостоятельным должником.
Отсутствие этого судебного акта на момент принятия решения от 21.11.2018, не означает, что сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе, были достоверными.
Таким образом, поскольку представленные в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества (представленные в регистрирующий орган данные промежуточных и ликвидационных балансов не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации).
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, суд округа считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 110 Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной и кассационных жалоб, в размере 6 тыс. рублей подлежат возложению на общество.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Гидростроймонтаж" о прекращении производства по кассационной жалобе оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А53-28330/2018 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Гидростроймонтаж" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Гидростроймонтаж" (ИНН 6163153011, ОГРН 1176196010462) в доход федерального бюджета 6 тыс. рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктами "а" и "б" Закона N 129-ФЗ в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2019 г. N Ф08-4982/19 по делу N А53-28330/2018