г. Краснодар |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А25-1442/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901024381, ОГРН 1030900709245) и ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хасанова Хабиба Манафовича (ИНН 090901888011, ОГРНИП 308091602300051), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2018 (судья Тебуева З.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Афанасьева Л.В.) по делу N А25-1442/2018, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) обратилось в суд с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хасанову Хабибу Манафовичу (далее - глава КФХ, предприниматель) о расторжении соглашения о предоставлении и использовании субсидии и взыскании денежных средств, полученных в 2016 году в виде субсидии в размере 156 924 рублей. До рассмотрения спора по существу истцом требования уточнены, заявлен отказ от иска в части расторжения соглашения и увеличены требования о взыскании денежных средств до 165 465 рублей.
Судом производство по делу в части расторжения соглашения прекращено в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 28.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.03.2019, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что обязательства по соглашению о предоставлении субсидии исполнены главой КФХ в полном объеме.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, представленные главой КФХ документы о производственной деятельности КФХ за 2016 год не достоверны и не могут служить доказательством достижения показателей результативности и целевых индикаторов. Таким образом, условия предоставления и использования субсидий не выполнены, что является основанием для возврата денежных средств.
В отзыве на кассационную жалобу глава КФХ просит судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установили суды, на основании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.02.2013 N 40 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" между министерством и предпринимателем (получатель), заключено соглашение о предоставлении и использовании субсидии (далее - соглашение).
В силу пункта 2.1 соглашения министерство обязуется предоставить субсидии в объеме, по мере поступления бюджетного финансирования. В соответствии с пунктом 2.3.1 соглашения получатель обязуется обеспечить выполнение следующих целевых индикаторов производства: обеспечение производства молока и наличие поголовья коров, обеспечение молочной продуктивности коров на уровне 2 700 кг в год на одну фуражную корову, обеспечение выхода телят в расчете на 100 коров не менее 75 голов.
Как установили суды на основании пояснений истца, в соглашении содержится опечатка: вместо пункта 2.3.1 договора указан пункт 2.3.3. Наличие опечатки подтверждается отсутствием в соглашении пункта 2.3.3 договора.
Сумма субсидии рассчитана на основании ежемесячных заявлений предпринимателя с приложением приемных квитанции, сведений о производстве и реализации молока, на основании которых составлены справки-расчеты размеров субсидии с разбивкой на суммы, подлежащие выплате из федерального и республиканского бюджетов. Ставки субсидии на 1 кг реализованного молока определены на основании приказа Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 10.02.2016 N 15 "О реализации постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.02.2013 N 40 в 2016 году".
Фактически предприниматель получил за 2016 год субсидию в сумме 165 465 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 21.06.2016 N 619720, от 08.08.2016 N 710526, от 24.08.2016 N 738772, от 21.09.2016 N 784626, от 27.04.2017 N 324647.
Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике проведена проверка законности, результативности использования бюджетных средств, выделенных в 2016 году на реализацию подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" и подпрограммы "Развитие мясного скотоводства" государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года", в ходе которой выявлено, что предприниматель не достиг целевого индикатора по молоку.
Указанное обстоятельство подтверждается отчетами о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств формы N 1-КФХ, N 2-КФХ. Согласно данным отчетам в 2016 году ответчиком произведено и реализовано 1 045 центнер (104 500 кг) молока при наличии поголовья коров на начало отчетного года - 51, на конец отчетного года - 55. По данному факту министерством вынесено представление от 21.02.2018 и уведомление от 30.03.2018 N 924-04/1 о возврате субсидии в бюджет в течение 30 календарных дней.
Предприниматель субсидию в бюджет не возвратил. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в суд с исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.02.2013 N 40 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N1370 "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" утвержден порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Данный порядок определяет условия и механизм предоставления за счет средств республиканского бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) субсидии на реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку молока, при условии наличия у сельскохозяйственного товаропроизводителя коров и (или) коз.
Уполномоченным органом по предоставлению субсидии является министерство (пункт 2 Порядка N 40).
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка N 40 предоставлении субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного с министерством. Согласно пункту 3 Порядка N 40 субсидии предоставляются по ставкам, определяемым Министерством, и в порядке реализации указанного пункта министерством издан приказ от 10.02.2016 N15 "О реализации постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.02.2013 N 40 в 2016 году".
Данным приказом утверждены ставки субсидий на 1 кг реализованного молока в 2016 году и формы заявления о предоставлении субсидий, справки-расчета размера субсидии и соглашения о предоставлении и использовании субсидии.
В соответствии с условиями соглашения о предоставлении и использовании субсидии министерство проводит ежегодно проверку целевых индикаторов производства, указанных в соглашении, и вправе потребовать возврата субсидии за невыполнение условий настоящего соглашения по результатам финансового года (раздел 2.2 соглашения).
Как установили суды, глава КФХ в связи с фактической ошибкой в ранее представленных документах отчета, выразившейся в недоучете реализованного молока, представил корректирующий отчет формы N 1-КФХ, содержащий сведения о производственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства за 2016 год, согласно которому предприниматель произвел за 2016 год 1488,3 центнеров молока или 148 830 кг.
Данное обстоятельство с учетом того, что количество фуражных коров на конец 2015 года составило 51 единицу, а на конец 2016 - 55 (в среднем 53 единицы), свидетельствует о том, что предпринимателем достигнуты необходимые значения индикаторов (2700 кг), предусмотренные соглашением (148 830 кг / 53 = 2808,11 кг молока на 1 фуражную корову). Корректирующий отчет сдан в министерство 21.11.2018.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что целевое использование субсидий предпринимателем доказано, нарушение обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным основанием для истребования суммы субсидии.
Полученные главой КФХ денежные средства израсходованы в соответствии с их целевым назначением - на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, понесенных им. Такие обстоятельства, как выдача субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии, в судебными инстанциями не установлены.
Довод министерства о недостоверности представленного отчета формы N 1-КФХ отклоняется. Судами полно и всесторонне оценен данный документ, доказательства, опровергающие выводы судебных инстанций, в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судами доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 по делу N А25-1442/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.02.2013 N 40 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N1370 "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" утвержден порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июля 2019 г. N Ф08-5617/19 по делу N А25-1442/2018