г. Краснодар |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А53-33092/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Строительно монтажное управление-32" (ИНН 6166097816, ОГРН 1166196050460), органа, осуществляющего публичные полномочия, - региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (ИНН 6163076085, ОГРН 1056163077849), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно Монтажное управление-32" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2018 (судья Мироненко О.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-33092/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно монтажное управление-32" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области (далее - служба) о признании недействительным в части предписания от 17.07.2018 N 35 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано со следующей мотивировкой. В ходе проведенной службой проверки установлены допущенные обществом нарушения требований градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства. Оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных нарушений, в нем указаны способ и срок устранения нарушений. Предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Общество обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Один из пунктов предписания неисполним, поскольку не содержит чётких указаний на конкретные действия общества по устранению выявленных нарушений. Общество не уполномочено на проверку соответствия проектной документации на объект требованиям законодательства. Такие полномочия являются исключительной прерогативой заказчика и организации, осуществляющей авторский надзор на объекте, экспертной организации, проводившей государственную экспертизу проектной документации. Подрядчик осуществляет строительство объекта в соответствии с проектной документацией. Подрядчик не несет ответственность за несоответствие проектной документации обязательным требованиям нормативно-правовых актов. Общество не может представить в полном объёме исполнительную документацию на объект, строительство которого еще не завершено.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) юридического лица от 02.07.2018 N 38/ГСН/3890 должностными лицами службы проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, осуществлявшего строительство дома культуры по адресу: Ростовская область, слобода Родионово-Несветайская, ул. Пушкинская, 24. В акте от 17.07.2018 N 113 среди прочих зафиксированы следующие выявленные в ходе проверки нарушения. В нарушение требований части 7 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных стен с другими ограждающими конструкциями здания не исключает возможность распространения пожара в обход этих преград. Между межэтажным перекрытием и витражом имеется зазор. В нарушение части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.23 СП170.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции" обществом не в полном объёме представлена исполнительная документация по конструкциям здания, инженерным сетям и благоустройству территории (акты освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, протоколы испытания прочности бетона, исполнительные схемы и съёмки, документы, подтверждающие качество примененных материалов, конструкций и изделий: паспорта на смонтированные изделия и оборудование, результаты испытания, работоспособности систем и др.).
Обществу предписано в срок до 03.09.2018 выполнить работы по исключению возможности распространения пожара между перекрытиями и витражом в соответствии с проектными решениями, разработанными лицом, осуществляющим функции авторского надзора на объекте, выполнить работы в соответствии с требованиями проекта 01/02-2016-АР (листы 10-11) и представить в полном объеме исполнительную документацию (предписание об устранении нарушений при строительстве реконструкции объекта капитального строительства от 17.07.2018 N 35).
В письме общества с ограниченной ответственностью "Техническая экспертиза зданий и сооружений" от 28.09.2018 N 71 организация, осуществляющая авторский надзор на объекте, указала на отсутствие в проектной документации решений об устройстве противопожарных отсечек. Противопожарные отчески в местах сопряжения с плитами перекрытия первого этажа не предусмотрены проектом 01/02-2016-1, получившим положительное заключение экспертизы от 01.07.2016 N 61-1-1-3-0073-16.
Строительство объекта окончено 27.08.2018. Общество представило контролирующему органу необходимый объем исполнительной документации. Служба приняла у общества объект без устройства вышеназванных противопожарных отсечек со ссылкой на письмо от 28.09.2018 N 71 организации, осуществляющей авторский надзор на объекте, а также с учетом представления обществом необходимого объема исполнительной документации.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Статьёй 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 1). Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком (часть 2). Контролируются выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства контроль за выполнением которых не может быть проведён после выполнения других работ, безопасность строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, а также соответствие указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением вышеназванных работ. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (часть 4). При выявлении по результатам проведения контроля указанных недостатков застройщик или заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков (часть 5).
Статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации к обязанностям лица, осуществляющего строительство, отнесены осуществление строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов, обеспечение безопасности работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано предоставлять контролирующим органам необходимую документацию, обеспечивать ведение исполнительной документации, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Пунктом 3.23 Свода правил "Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции. СП 70.13330.2012", утвержденного приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации от 25.12.2012 N 109/ГС, установлено, что производственный контроль качества строительно-монтажных работ следует осуществлять в соответствии со сводом правил СП 48.13330. При приемочном контроле должна быть представлена следующая документация: исполнительные чертежи с внесенными (при их наличии) отступлениями, допущенными предприятием-изготовителем конструкций, а также монтажной организацией, согласованными с проектными организациями - разработчиками чертежей, и документы об их согласовании, заводские технические паспорта на стальные, железобетонные и деревянные конструкции, документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ, акты освидетельствования скрытых работ, акты промежуточной приемки ответственных конструкций, исполнительные геодезические схемы положения конструкций, журналы работ, документы о контроле качества сварных соединений, акты испытания конструкций (если испытания предусмотрены дополнительными правилами настоящего свода правил или рабочими чертежами), другие документы, указанные в дополнительных правилах или рабочих чертежах.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Принятие службой у общества объекта без устройства вышеназванных противопожарных отсечек со ссылкой на письмо от 28.09.2018 N 71 организации, осуществляющей авторский надзор на объекте, а также с учетом представления обществом необходимого объема исполнительной документации свидетельствует о том, что оспариваемые пункты предписания от 17.07.2018 N 35 не привели к нарушению прав и законных интересов общества, что препятствует удовлетворению заявленных требований.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 по делу N А53-33092/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.