г. Краснодар |
|
24 июля 2019 г. |
Дело N А32-16720/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шрамко А.А. (доверенность от 04.01.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) - Иосифиди Л.Л. (доверенность от 09.01.2019) и Мясниковой К.К. (доверенность от 15.03.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2018 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 (судьи Баранова Ю.И., Новик В.Л., Шапкин П.В.) по делу N А32-16720/2018, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - общество) о взыскании 160 701 рубля 84 копеек платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования за время задержки вагонов в пути следования.
Решением от 12.11.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.04.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что требования железной дороги основаны на нормах материального права и подтверждены документально.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, сроки доставки груза по транспортным железнодорожным накладным N ЭО921341, ЭО807618, ЭО973591 не были нарушены, поскольку вагоны прибыли на станцию Туапсе-Сортировочная по досылочным дорожным ведомостям;
по транспортной железнодорожной накладной N ЭО921258 истец не доказал, что вагоны следовали с нарушением срока доставки по причинам, зависящим от общества. Технологические нормы выгрузки на момент отставания вагонов в пути следования ответчиком нарушены не были. Некоторые документы, представленные истцом в обоснование исковых требований, представлены в дело в виде ненадлежащих копий, в которых отсутствуют подписи лиц их составивших, оригиналы не представлены.
В судебном заседании, состоявшемся 10.07.2019, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 часов 20 минут 17.07.2019, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте http://kad.arbitr.ru. После объявленного перерыва судебное заседание продолжено с участием участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившихся представителей общества и железной дороги, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, железная дорога и общество заключили договор от 08.06.2015 N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования N 1 - 6 при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД.
В пункте 14 договора стороны предусмотрели внесение обществом перевозчику платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)".
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в результате невыполнения срока оборота вагонов на принадлежащем обществу пути необщего пользования с 31.12.2017 по 16.01.2018 вагоны, следовавшие в адрес общества, были задержаны в пути следования на промежуточных станциях (станциях "Сальск", "Хасав-Юрт", "Остановочный пункт 21 км" Северо-Кавказской железной дороги). Обществу направлены соответствующие извещения, факт задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксирован в актах общей формы.
За время задержки вагонов железная дорога начислила обществу плату в размере 160 701 рубля 84 копеек по ставкам Тарифного руководства.
Суды пришли к выводу о том, что факты прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушением сроков доставки и невыполнения (нарушения) норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждены ведомостями подачи и уборки вагонов и актами общей формы.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 названной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 Устава)
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что в случае задержки вагонов в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, перевозчик на станции назначения на факт задержки вагонов составляет акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
Железная дорога в обоснование требований представила дорожные ведомости N ЭО 793591 (т. 1, л. д. 202 - 203), ЭО 807618 (т. 1, л. д. 177 - 178), ЭО 921341 (т. 1, л. д. 183 - 184), ЭО 921258 (т. 1, л. д. 175) и расчет предъявленной ко взысканию суммы (т. 1, л. д. 11 - 12).
Анализ данных в указанных ведомостях (составных частях железнодорожных накладных) не свидетельствует о нахождении вагонов на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам.
Так, по ведомости N ЭО 793591 срок доставки груза (мазута) 05.01.2018, фактическое время прибытия на станцию Туапсе - Сортировочная - 02.01.2018.
На оборотной стороне ведомости имеются отметки в пути следования об отцеплении 56 вагонов на ст. Белореченская СКЖД с указанием "общие причины", выписке досылочных ведомостей и составлении акта общей формы от 02.01.2018 N 7/94 (отсутствует в материалах дела). Железной дорогой не указаны причины отставления перечисленных вагонов.
Между тем в названной дорожной ведомости указано об отцеплении вагонов на ст. Белореченской, а согласно оперативному приказу от 04.01.2018 N 123 (т. 1, л. д. 154) вагоны отставлены на ст. Хасав-Юрт.
Из ведомости N ЭО 807618 и транспортной железнодорожной накладной N ЭО 807618 (т. 2, л. д. 96 - 104) следует, что срок доставки - 04.01.2018, груз (42 вагона) прибыл на станцию назначения 01.01.2018. Вагоны в количестве 5 единиц были отставлены 30.12.2017 на ст. Сальск с указанием "общие причины" и составлением акта общей формы N 5/34097. На станции Горячий Ключ отцеплено 18 вагонов с указанием об их прибытии с переломом веса.
Из сведений железнодорожной накладной N ЭО 807618 следует, что в отношении 23 неприбывших вагонов составлен коммерческий акт от 01.01.2018 N 1 (отсутствует в материалах дела). В силу пункта 2.1 Правил N 45 коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной; повреждения (порча) груза и возможные причины такого повреждения; обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза; возвращения перевозчику похищенного груза; непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. Названные обстоятельства не обусловлены причинами, зависящими от грузополучателя.
Согласно ведомости N ЭО 921341 срок доставки груза 06.01.2018, на станцию назначения груз прибыл 03.01.2018, неприбывшие в составе основного поезда вагоны были отцеплены 03.01.2018 на ст. Белореченская с составлением акта общей формы N 7/166 и указанием "общие причины". Отцепленные вагоны доставлялись обществу по досылочным дорожным ведомостям, в частности:
- вагон N 58271297 по досылочной ведомости N ЭП 070489 (т. 1, л. д. 182), в котором указано о досылке к отправке N N ЭО 921341, о задержании на станции Туапсе -Сортировочная, об увеличении срока доставки на 13 суток и составлении акта общей формы от 17.01.2018 N 1/1444;
- вагон N 51369742 по ведомости N ЭП 070114 (т. 1, л. д. 184) с указанием об увеличении срока доставки на 13 суток и составлении акта общей формы от 17.01.2018 N 1/1443;
- вагон N 57756991 по ведомости N ЭП 070151 (т. 1, л. д. 186) с указанием об увеличении срока доставки на 13 суток и составлении акта общей формы от 17.01.2018 N 1/1442;
- вагон N 51951861 по ведомости N ЭП 070161 (т. 1, л. д. 187) с указанием об увеличении срока доставки на 13 суток и составлении акта общей формы от 17.01.2018 N 1/1442 и так далее по досылочным ведомостям N ЭП 070305, ЭП 070393, ЭП 070317, ЭП 070366, ЭП 070348, ЭП 070448, ЭП 070443, ЭП 070410, ЭП 070483, ЭП 069965, ЭП 070072, ЭП 070061, ЭП 070033 (т. 1, л. д. 188 - 201).
В названных досылочных ведомостях указано о составлении актов общей формы с указанием даты их составления и номера, которые в материалах дела отсутствуют, а причины их отставления содержатся в основной дорожной ведомости N ЭО 921341: "общие причины" либо в связи с прибытием с переломом веса.
По дорожные ведомости N ЭО 921258 срок доставки 08.01.2018, вагоны N 51081461 и 58272378 прибыли на станцию Туапсе - Сортировочная 17.01.2018. Вагоны по указанной ведомости дислоцировались в следующем порядке:
- 03 января 2018 года на ст. Белореченская;
- 04 января 2018 года на ст. Хасав-Юрт;
- 12 января 2018 года на ст. Кавказская;
- 13 января 2018 года на ст. Остановочный пункт 21 км;
- 17 января 2018 года на ст. Горячий Ключ и в этот же день вагоны прибыли на станцию назначения - Туапсе - Сортировочная.
В материалы дела истцом представлены акты общей формы (т. 1, л. д. 13 - 174), подписанные обществом с возражениями и указанием на то, что задержка вагонов не связана с действиями грузополучателя, отказа в приеме вагонов общество не давало (за исключением штормового ветра с 22-00 часов 12.01.2018 до 01-00 часа 15.01.2018).
Исходя из предмета и основания заявленных исковых требований и положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истце лежит бремя доказывания фактов нахождения вагонов на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам.
Анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что истец не представил достоверные и достаточные доказательства нахождения вагонов на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам, а также невыполнение обществом технологических норм. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил документы, подтверждающие занятость пути необщего пользования либо места общего пользования за весь период задержки вагонов в пути следования.
Представленными в материалы дела актами общей формы, оперативными приказами не подтверждается, что причиной задержки вагонов истца на промежуточных станциях послужила занятость путей общего пользования станции Туапсе - Сортировочная вагонами в ожидании их подачи на выгрузку на пути необщего пользования.
Суды первой и апелляционной инстанций не устранили имеющиеся несоответствия в представленных сторонами документах, не истребовали оперативные приказы и обращения, послужившие основаниями для задержки вагонов, не предприняли мер по установлению фактических причин задержки вагонов истца на промежуточных станциях.
При изложенных обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска; обжалуемые судебные акты подлежат отмене как не соответствующие материалам дела и нормам права. Так как для правильного разрешения спора в данном случае отсутствует необходимость установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, суд кассационной инстанции полномочен в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новый судебный акт об отказе в иске.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб подлежат отнесению на железную дорогу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 по делу N А32-16720/2018 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) 6 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационным жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что в случае задержки вагонов в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, перевозчик на станции назначения на факт задержки вагонов составляет акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2019 г. N Ф08-4913/19 по делу N А32-16720/2018