г. Краснодар |
|
19 июля 2019 г. |
Дело N А32-14955/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края (ИНН 2312062743, ОГРН 1032307150171) - Турпетко В.Н. (доверенность от 15.04.2019), от заинтересованного лица - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Никонова М.В. (доверенность от 03.06.2019) и Петросяна Р.Л. (доверенность от 03.06.2019), рассмотрев кассационную жалобу Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2018 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 (судьи Гуденица Т.Г., Ильина М.В., Соловьева М.В.) по делу N А32-14955/2018, установил следующее.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента финансово- бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент), выраженного в неназначении оценочной экспертизы в целях установления рыночной стоимости аренды 1 м2 общей площади имущества, арендуемого по контракту от 22.04.2017 N 271/У с ООО "Южная Выставочная компания" (далее - контракт с ООО "ЮВК") и за 1 м2 открытой площадки как части имущества, арендуемого по контракту с ООО "ЮВК"; бездействия департамента, выраженного в непроведении опроса Кочарова М.Я. - директора Союза "Развитие профессиональных сообществ Кубани" (далее - Союз).
Решением суда от 13.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2019, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на отсутствие доказательств того, что оспариваемые учреждением бездействия департамента противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось учреждение с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды неправомерно учли судебные акты по делу N А32-15330/2018 (о признании незаконным постановления департамента о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и в нарушение статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не учли обстоятельства, установленные Краснодарским краевым судом в раках рассмотрения дела о признании незаконным постановления департамента о привлечении руководителя учреждения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суды не учли, что Краснодарский краевой суд, оценив показания руководителя Союза Кочарова М.Я., сделал вывод об отсутствии между обществом и Союзом арендных отношений и, как следствие, вывод об отсутствии факта нецелевого расходования учреждением денежных средств. Суды не оценили доводы учреждения о том, что произведенный департаментом расчет ущерба не подтвержден и не мог быть произведен без привлечения экспертов, обладающих специальными познаниями в данной сфере, в связи с чем бездействие департамента по неназначению экспертизы незаконно и нарушает права и законные интересы учреждения.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент провел внеплановую выездную проверку учреждения по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при осуществлении закупки "аренда нежилых помещений" за 2017 год, в ходе которой установил факт нецелевого использования денежных средств бюджета Краснодарского края (предоставление на безвозмездной основе сторонней организации помещений, арендуемых за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках контракта с ООО "ЮВК") и факт причинения ущерба бюджету Краснодарского края в размере 34 306 136 рублей (переплата за аренду открытой парковки (асфальтовое или асфальтобетонное покрытие) площадью 6 800 м2 по цене, равной стоимости аренды оборудованных меблированных помещений, строений, сооружений.
По результатам проверки департамент составил акт от 19.01.2018, заключение от 26.02.2018 N 56-282/18-01/10, вынес постановления от 09.02.2018 N 17-016/Д-6 - о привлечении руководителя учреждения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и N 17-016/Ю-2 - о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдал предписание от 14.03.2018 N 17-016 об устранении нарушений и возмещении 34 378 717 рублей 60 копеек ущерба, причиненного бюджету Краснодарского края.
Полагая незаконным допущенное департаментом в ходе проверки бездействие, выраженное в неназначении оценочной экспертизы в целях установления рыночной стоимости аренды 1 м2 общей площади имущества, арендуемого по контракту с ООО "ЮВК", и за 1 м2 открытой площадки как части имущества, арендуемого по контракту с ООО "ЮВК", а также непроведении опроса директора Союза Кочарова М.Я., учреждение обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали учреждению в удовлетворении требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации)
Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 N 3-АД09-3).
Суды установили, что в ходе проверки департамент выявил факт нецелевого использования средств бюджета Краснодарского края в размере 72 581 рубля 60 копеек, выраженного в предоставлении на безвозмездной основе сторонней организации (Союз "Развитие профессиональных сообществ Кубани") помещений, арендуемых за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках контракта с ООО "ЮВК".
По мнению учреждения, выводы департамента не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Департамент не учел, что между обществом и Союзом отсутствовали арендные отношения, а предоставление Союзу помещения площадью 14,2 м2 обусловлено нуждами проводимого учреждением общественного мероприятия. Данное обстоятельство подтверждено Краснодарским краевым судом в рамках рассмотрения дела о признании незаконным постановления департамента от 09.02.2018 N 17-016/Д-6 о привлечении руководителя учреждения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Опрос руководителя Союза Кочарова М.Я. мог повлиять на выводы департамента о нецелевом использовании денежных средств, однако департамент не опросил Кочарова М.Я.
Суды не согласились с позицией учреждения, обосновано указав, что выводы департамента о нецелевом использовании денежных средств основаны на совокупной оценке письменных доказательств и установленных в рамках проверки фактических обстоятельствах. Обоснованность выводов департамента подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-15330/2018 об отказе в признании незаконным постановления департамента от 09.02.2018 N 17-016/Ю-2 о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы учреждения носят исключительно предположительный характер; учреждение не указало, как опрос руководителя Союза Кочарова М.Я. мог опровергнуть сведения, содержащиеся в представленных департаментом письменных доказательствах, в т. ч. результатах встречной проверки Союза (подтвердившей, что в период проведения Финала V Национального чемпионата "Молодые профессионалы" Союз размещался в одном из помещений, арендуемых учреждением по контракту с ООО "ЮВК"), и повлиять на выводы о нецелевом использовании учреждением денежных средств бюджета Краснодарского края.
Суды установили, что в ходе проверки учреждения департамент выявил факт причинения ущерба бюджету Краснодарского края в размере 34 306 136 рублей, выраженного в переплате за аренду открытой парковки (асфальтовое или асфальтобетонной покрытие) площадью 6 800 м2 по цене, равной стоимости аренды оборудованных меблированных помещений, строений, сооружений.
По мнению учреждения, департамент не учел, что условиями контракта с ООО "ЮВК" не предусмотрено разделение арендуемой площади по типам ее использования (соревновательная, вспомогательная и т. д.); указание в пункте 1.1.6 приложения N 1 к контракту с ООО "ЮВК" наименования объекта "открытая площадка - парковка" обусловлено тем, что данное наименование является "служебным" для собственника; фактически данные площади оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к месту проведения соревнований и использованы для организации проведения Национального чемпионата "Молодые профессионалы" в целом и соревновательного процесса в частности.
Суды не согласились с позицией учреждения, исходя из того, что доводы учреждения повторяют доводы, изложенные в возражениях на акт проверки и фактически направлены на оспаривание результатов проверки. Учреждение не указало, какой нормативный правовой акт нарушил департамент, не назначив экспертизу, и как экспертное заключение могло повлиять на выводы департамента о причинении ущерба бюджету Краснодарского края. Выданное по результатам проверки предписание от 14.03.2018 N 17-016 об устранении нарушений и возмещении 34 378 717 рублей 60 копеек ущерба, причиненного бюджету Краснодарского края, учреждение не оспорило.
Суды правильно указали, что в силу статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (бездействий) должностных лиц государственных органов необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействий) закону и нарушение этими действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя по делу. Поскольку такая совокупность отсутствует, то отсутствуют и основания для признания незаконными бездействий департамента, выраженных в неправомерном (по мнению учреждения) неназначении оценочной экспертизы в целях установления рыночной стоимости аренды 1 м2 общей площади имущества, арендуемого по контракту с ООО "ЮВК", и за 1 м2 открытой площадки как части имущества, арендуемого по контракту с ООО "ЮВК", а также непроведении опроса директора Союза Кочарова М.Я.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы учреждения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А32-14955/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды не согласились с позицией учреждения, обосновано указав, что выводы департамента о нецелевом использовании денежных средств основаны на совокупной оценке письменных доказательств и установленных в рамках проверки фактических обстоятельствах. Обоснованность выводов департамента подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-15330/2018 об отказе в признании незаконным постановления департамента от 09.02.2018 N 17-016/Ю-2 о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы учреждения носят исключительно предположительный характер; учреждение не указало, как опрос руководителя Союза Кочарова М.Я. мог опровергнуть сведения, содержащиеся в представленных департаментом письменных доказательствах, в т. ч. результатах встречной проверки Союза (подтвердившей, что в период проведения Финала V Национального чемпионата "Молодые профессионалы" Союз размещался в одном из помещений, арендуемых учреждением по контракту с ООО "ЮВК"), и повлиять на выводы о нецелевом использовании учреждением денежных средств бюджета Краснодарского края."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2019 г. N Ф08-5720/19 по делу N А32-14955/2018