г. Краснодар |
|
22 июля 2019 г. |
Дело N А32-9546/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Башня" (ИНН 2330027759, ОГРН 1022303620459) - Пучок Н.Е. (доверенность от 20.06.2019), от заинтересованного лица - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район (ИНН 2330016676, ОГРН 1022303616279) - Лямкиной А.В. (доверенность от 14.06.2019), в отсутствие третьих лиц: администрации муниципального образования Динской район, администрации Новотитаровского сельского поселения, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башня" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 (судьи Филимонова С.С., Ильина М.В., Соловьева М.В.) по делу N А32-9546/2018, установил следующее.
ООО "Башня" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район (далее - управление) о признании незаконным отказа управления от 17.08.2017 N 10.01-08/3698 в заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0201239:620 (площадью 1628 кв. м) и 23:07:0201239:619 (площадью 2016 кв. м), расположенных по адресу: ст. Новотитаровская, ул. Крайняя, 2/7а; возложении на заинтересованное лицо обязанности в течение 30 дней предоставить проект договоров на указанные земельные участки (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Динской район (далее - администрация района) и администрация Новотитаровского сельского поселения (далее - администрация поселения).
Решением от 01.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано, распределены судебные расходы. Суды установили, что на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0201239:619 находится объект недвижимости, принадлежащий третьему лицу - Иоаниди Г.В., что препятствует предоставлению заявителю данного участка в аренду. Общество не вправе было использовать предоставленный в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:07:0201239:61 с разрешенным использованием "под нежилым зданием - павильоном" для строительства нового объекта недвижимости без проведения публичных процедур. Вид разрешенного использования земельного участка не соответствует установленным правилам землепользования и застройки.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. Как указывает заявитель, изменение вида разрешенного использования осуществлено в связи с необходимостью приведения его в соответствие с новыми Правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения. Заявитель не менял в одностороннем порядке вид разрешенного использования, данные действия совершены уполномоченными органами. Суды не учли содержание пункта 4.4 договора аренды от 21.09.2012, согласно которому арендатор вправе возводить на арендуемом участке объекты недвижимости. Законность возведенного строения подтверждается материалами дела. На момент изготовления технического плана графа "наименование объекта" отсутствовала, поэтому соответствующие сведения не были внесены.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 21.09.2012 N 0700003224 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, сроком на 49 лет. Указанный земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:07:0201239:61 общей площадью 3734 кв. м предоставлен обществу с разрешенным использованием "под нежилым зданием - павильоном".
22 мая 2012 года Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Динской район вынесло заключение N 07-08/1041 на изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка "под нежилым зданием - павильоном" на "под нежилым зданием - павильоном для промышленного производства" при условии оформления документов в установленном законом порядке.
Постановлением администрации района от 14.11.2012 N 2045 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Новотатаровская, ул. Крайняя, 2/7" изменен вид разрешенного использования участка "под нежилым зданием - павильоном" на "под нежилым зданием - павильоном для промышленного производства".
На основании постановления администрации района от 14.11.2012 N 2045, кадастрового паспорта земельного участка от 14.11.2012 N 2045 и кадастрового паспорта земельного участка от 13.02.2013 N 2343/12/13-114403 в договор от 21.09.2012 N 0700003224 аренды земельного участка внесены соответствующие изменения разрешенного вида использования земельного участка (дополнительное соглашение от 19.02.2013).
17 мая 2017 года произведен раздел исходного земельного участка с кадастровым номером 23:07:0201239:61, в результате которого на кадастровый учет поставлены участки с кадастровыми номерами 23:07:0201239:620 (площадью 1628 кв. м) и 23:07:0201239:619 (площадью 2016 кв. м).
Общество обратилось в управление с заявлением о расторжении договора аренды от 21.09.2012 и заключении договоров аренды на выделенные участки.
Решением от 17.08.2017 управление отказало в предоставлении земельных участков в аренду, указав, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует перечню видов разрешенного использования участков, установленных Правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения.
Общество, полагая незаконным отказ управления в предоставлении в аренду земельных участков, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае: предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 рассматриваемого пункта, пунктом 5 статьи 46 данного Кодекса (подпункт 5); земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9).
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Суды, установили, что на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0201239:619 расположен объект недвижимости (павильон площадью 627,9 кв. м), который 10.04.2015 общество продало Иоаниди Г.В., поэтому пришли к обоснованному выводу о том, что данное обстоятельство исключает возможность предоставления заявителю этого участка в аренду.
Отказывая в признании незаконным решения управления в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0201239:620, суды обоснованно исходили из того, что исходный земельный участок общей площадью 3734 кв. м с кадастровым номером 23:07:0201239:61 предоставлен обществу с разрешенным использованием "под нежилым зданием - павильоном", то есть для эксплуатации существующего нежилого здания (впоследствии отчужденного в пользу Иоаниди Г.В.). Фактически на земельном участке возведен новый объект недвижимости - нежилое здание площадью 256,3 кв. м с кадастровым номером 23:07:0201239:586, право собственности на которое зарегистрировано 29.01.2015 на основании разрешения на строительство от 21.04.2014 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04.12.2014 N Ru 23508306-121.
Земельным кодексом установлены различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Исходный земельный участок предоставлялся обществу в аренду для целей, не связанных со строительством. Доказательств соблюдения публичных процедур предоставления земельного участка для строительства (организация и проведение торгов для сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка) общество не представило.
В отсутствие доказательств соблюдения уполномоченным органом законодательно установленной процедуры предоставления земельного участка для строительства пункт 4.1.4 договора аренды от 21.09.2012, как противоречащий существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, при совершении которого был нарушен явно выраженный запрет на обход публичных процедур, не повлек каких-либо правовых последствий для общества. У последнего не возникло право на осуществление на земельном участке капитального строительства.
Кроме того, суды учли, что на момент принятия решения от 17.08.2017 N 10.01-08/3698 вид разрешенного использования не соответствовал перечню видов разрешенного использования земельных участков, установленных ПЗЗ Новотитаровского сельского поселения.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу N А32-9546/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае: предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 рассматриваемого пункта, пунктом 5 статьи 46 данного Кодекса (подпункт 5); земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9).
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
...
Земельным кодексом установлены различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2019 г. N Ф08-5444/19 по делу N А32-9546/2018