г. Краснодар |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А32-47919/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии от истца - акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) - Трофимовой А.С. (доверенность от 20.11.2018), от ответчика -Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940) - Шкильного Р.А. (доверенность от 09.01.2019), от третьего лица -Министерства финансов Краснодарского края - Малова А.А. (доверенность от 19.03.2019), в отсутствие третьего лица - Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2018 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 (судьи Соловьева М.В., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А32-47919/2017, установил следующее.
АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в суд с иском к Краснодарскому краю в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства (далее - министерство) о взыскании 4 551 211 рублей 20 копеек расходов, связанных с предоставлением льгот от стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за апрель - май 2016 года согласно договору от 29.03.2016 N 46.
Решением от 09.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.04.2019, иск удовлетворен. С Краснодарского края в лице министерства за счет средств казны Краснодарского края в пользу общества взыскано 4 551 211 рублей 20 копеек убытков.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что основания для выплаты обществу субсидий за спорный период отсутствовали ввиду несоответствия истца требованиям, предусмотренным Порядком предоставления субсидий.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 29.03.2016 министерство и общество (перевозчик) заключили договор N 46 о предоставлении в 2016 году субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края.
Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края обществу установлен тариф для расчета с пассажирами.
Во исполнение пунктов 3.1, 3.4 договора N 46 и с целью получения субсидий истец направил в министерство документы (отчеты о потерях в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении) на возмещение субсидий за апрель - май 2016 года в размере 4 551 211 рублей 20 копеек.
Невыплата в добровольном порядке названной суммы послужило основанием для обращения общества в суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Суды верно указали, что убытки, возникшие у перевозчика в связи с предоставлением льгот в железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в данном случае подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суды пришли к выводу о доказанности совокупности условий, необходимых для возложения на публично-правовое образование в лице уполномоченного органа обязанности возместить обществу спорные убытки (выпадающие доходы), поскольку факт перевозки льготной категории пассажиров истцом доказан и ответчиком не оспаривается. Расчет убытков суды признали верным и установили отсутствие возражений по их размеру.
Довод ответчика о том, что основания для выплаты обществу субсидий за спорный период отсутствовали ввиду наличия у истца неисполненной обязанности по уплате налогов, подлежит отклонению, поскольку при установлении законных оснований для возмещения выпадающих доходов указанный факт не является обстоятельством, подтверждающим утрату права на возмещение соответствующих сумм.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А32-47919/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
...
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июля 2019 г. N Ф08-6072/19 по делу N А32-47919/2017