Решение Приморского краевого суда от 1 августа 2023 г. по делу N 3а-101/2023
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Никифоровой Е.В.
с участием прокурора Романовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Друговой Т.В. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация Артемовского городского округа, КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год). Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 года.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год). Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 24 декабря 2020 года.
Другова Т.В. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных нормативных правовых актов в части, указав, что находящийся у нее в собственности объект недвижимости - здание площадью 592,80 кв. м, кадастровый N (в том числе помещения с кадастровыми N, N), расположенное по адресу: <адрес>, включено в Перечень на 2020 год под пунктом ..., и в Перечень на 2021 год под пунктом ... на основании представленных органом местного самоуправления сведений об отнесении объекта недвижимости к торговому объекту, объекту общественного питания и (или) объекту бытового обслуживания, административно-деловому центру, исходя из содержащегося в Едином государственном реестре недвижимости наименования объекта "здание-магазин". Между тем здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости, так как здание не является торговым объектом, объектом общественного питания и (или) объектом бытового обслуживания или административно-деловым центром. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым N имеет наименование "здание-магазин". Данные о виде разрешенного использования здания отсутствуют. Согласно техническому паспорту назначение здания: хлебопекарня. В здании оборудованы рабочие места руководящего состава и сотрудников хлебопекарни, обеспечивающих рабочий процесс. Здание составляет инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса в составе производственного и вспомогательного назначения.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым N с видом разрешенного использования "для магазина", однако данный вид разрешенного использования земельного участка не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и не может служить основанием для отнесения здания к объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости уполномоченной организацией не проводилось. Решение об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого нормативного правового акта не принималось.
Считает, что включение указанного здания в Перечни объектов на 2020 и 2021 год нарушает её права в связи с возникновением обязанности по уплате налога на принадлежащие ей нежилые помещения в большем размере.
Просит суд признать пункт ... Перечня на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри и пункт ... Перечня на 2021 года, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, недействующими со дня принятия указанных распоряжений.
Определением суда от 16 мая 2023 года министерство промышленности и торговли Приморского края привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица вместо министерства экономического развития Приморского края.
В судебное заседание представители административного ответчика, заинтересованных лиц: Правительства Приморского края, министерства экономического развития Приморского края, администрации Артемовского городского округа, КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представили письменные отзывы, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании административный истец Другова Т.В. и её представитель Жолобов П.В. поддержали заявленные требования по доводам и основаниям административного иска и дополнительных письменных пояснений.
Представитель заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумов Д.Ю. возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва.
Согласно письменному отзыву министерство имущественных и земельных отношений Приморского края возражает против удовлетворения административного искового заявления, поскольку объект включен в Перечни на 2020 и 2021 годы как торговый объект на основании информации, предоставленной Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 23 мая 2019 N 11-30/17454, пункта 4 статьи 378.2 НК РФ и сведений, содержащихся в ЕГРН. При этом собственник объектов недвижимости, расположенных в здании, не обращался с заявлением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости. Таким образом, у министерства имущественных и земельных отношений Приморского края отсутствовали основания подвергать сомнению соответствие объекта недвижимости критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов распоряжений недействующими с момента их издания, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Из материалов административного дела следует, что 23 октября 1998 года проведена государственная регистрация права собственности Друговой Т.В. на здание с кадастровым N, площадью 592,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
22 января 2016 года на государственный кадастровый учет поставлены помещения с кадастровыми N, N, N, расположенные в здании с кадастровым N.
15 февраля 2016 года прекращено право собственности Друговой Т.В. на здание с кадастровым N (592,8 кв. м) и зарегистрировано право собственности на помещения с кадастровыми N (38,6 кв. м), N (218,8 кв. м.), N (335,4 кв. м).
Право собственности Друговой Т.В. на помещение с кадастровым N прекращено 6 августа 2018 года, на нежилые помещения с кадастровыми N, N - 30 марта 2023 года.
Согласно налоговому уведомлению от 1 сентября 2022 года произведен перерасчет и расчет налога на имущество Друговой Т.В. за 2020 и 2021 годы на нежилые помещения с кадастровыми N, N по ставке 0,9 процента от кадастровой стоимости помещений.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, отраженной в письмах от 13 марта 2017 года N 03-05-04-01/13780, от 22 сентября 2021 года N 03-05-04-01/76922, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в перечне.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой, согласно которой режим налогообложения, установленный в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, распространяется как на здание в целом, так и на все помещения в нем вне зависимости от включения таких помещений в указанный перечень (в частности, определения Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 304-ЭС19-26593, от 17 августа 2018 года N 309-КГ18-11719).
Таким образом, в отношении помещений, не указанных в перечне объектов административно-делового и торгового назначения, но расположенных в административно-деловых центрах, торговых центрах (комплексах), включенных в этот перечень, применяются налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ
Межрайонной ИФНС России N 10 по Приморскому краю в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми N, N при исчислении налога на имущество физических лиц за 2020-2021 годы, применялась налоговая база исходя из кадастровой стоимости, с учетом статьи 378.2, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ.
При указанных обстоятельствах включение в оспариваемые пункты Перечней здания с кадастровым N свидетельствует о наличии у Друговой Т.И. предусмотренного частью 1 статьи 208 КАС РФ права на оспаривание нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу пункта 1 статьи 403 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей. В силу пункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
На территории Артемовского городского округа Приморского края налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен решением Думы Артемовского городского округа от 2 августа 2005 года N 159 "Об установлении налога на имущество физических лиц".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты, перечисленные в вышеуказанных правовых нормах.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
На территории Приморского края органом исполнительной власти уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (ранее департамент земельных и имущественных отношений Приморского края).
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 года.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 года. Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 24 декабря 2020 года.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие. В данной части распоряжения административным истцом не оспаривались.
Из возражений административного ответчика следует, что объект с кадастровым N включен в Перечни на 2020 и 2021 годы как торговый объект на основании информации Управления федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 23 мая 2019 года N 11-30/17454, пункта 4 статьи 378.2 НК РФ и сведений из ЕГРН о наименовании объекта недвижимости (магазин) и виде разрешенного использования (для магазина) земельного участка с кадастровым N, на котором он расположен.
Между тем, как установлено в судебном заседании, здание с кадастровым N с 2016 года состоит из трех самостоятельных объектов недвижимости с кадастровыми N, N, N.
При этом объекты недвижимости с кадастровыми N и N имеют наименование: "помещение", назначение: "нежилое помещение", объект с кадастровым N имеет назначение "жилое", данные о видах разрешенного использования указанных объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Таким образом, на дату утверждения Перечней на 2020 и 2021 годы в Едином государственном реестре недвижимости имелись сведения о самостоятельных помещениях в составе объекта с кадастровым N, один из которых имеет назначение "жилое", что бесспорно не позволяло отнести здание, в котором они находятся, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии с требованиями статьи 378.2 НК РФ.
Учитывая то, что режим налогообложения, установленный в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), включенных в перечни объектов административно-делового и торгового назначения, распространяется как на здание в целом, так и на все помещения в нем вне зависимости от включения таких помещений в перечни, необходимо было при решении вопроса о включении здания с кадастровым N в Перечни на 2020 и 2021 годы учесть имеющиеся в ЕГРН сведения о помещениях, расположенных в здании, при необходимости определить вид их фактического использования.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В ходе судебного разбирательства установлено, что соответствующих мероприятий по установлению вида фактического использования объектов недвижимости уполномоченной краевой организацией не проводилось, решения об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемых пунктов нормативных правовых актов не принималось.
Каких-либо допустимых доказательств того, что объекты недвижимости на момент вынесения оспариваемых распоряжений имели коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо использовались в указанных целях, суду не представлено.
Такой подход к определению вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, и не соответствует предписанию федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ).
Кроме того, из акта обследования здания общей площадью 592.8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, проведенного КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" по состоянию на 17 февраля 2023 года, следует, что помещения в здании не используются. Расчет доли вида фактического использования не производился в связи с отсутствием видов фактического использования, подлежащих расчету.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, и пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри следует признать недействующими со дня принятия указанных распоряжений (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Друговой Т.В. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании нормативных правовых актов в части - удовлетворить.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 1 августа 2023 г. по делу N 3а-101/2023
Опубликование:
-