г. Краснодар |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А32-47796/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Ташу А.Х., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 04.01.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) - Морозовой К.Е. (доверенность от 28.12.2018), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2018 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 (судьи Маштакова Е.А., Ванин В.В., Ковалева Н.В.) по делу N А32-47796/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - общество) о взыскании 253 950 рублей 16 копеек платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (уточненные требования).
Решением от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.03.2019, с общества в пользу железной дороги взыскано 87 302 рубля 68 копеек задолженности, в остальной части в иске отказано. Суды исходили из того, что ответчик признал иск на взысканную сумму, а в части отклонения требований пришли к выводу о недоказанности вины ответчика за простой вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению заявителя, вывод судов о недоказанности вины общества в простое вагонов на путях общего пользования не обоснован. В нарушение пункта 2.3 Тарифного руководства общество не уведомляло истца о готовности к приему вагонов, указанных в акте общей формы. При рассмотрении дел судом не дана правая оценка доказательствам, представленным истцом в обоснование своих доводов и возражений. Причиной нахождения вагонов на путях общего пользования являлась занятость путей необщего пользования ранее поданными вагонами, находящимися под выгрузкой.
Общество в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ООО "РН-Туапсенефтепродукт" (пользователь) заключили договор от 08.06.2015 N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции Туапсе СКЖД, условия которого определены протоколом согласования разногласий от 05.08.2016 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39511/2015.
Договором определяется порядок подачи, расстановки на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования общества. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
В феврале - марте 2017 года на путях общего пользования станции Туапсе в ожидании подачи на пути необщего пользования общества простаивали вагоны, прибывшие в его адрес, о чем железной дорогой составлены акты общей формы, с указанием причины задержки вагонов, время начала и окончания простоя вагонов на путях общего пользования. Акты подписаны ответчиком с возражениями.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика в период с февраль - март 2017 года перевозчик начислил обществу плату в размере 253 950 рублей 16 копеек.
Поскольку претензия от 29.08.2017 N 971-юр об уплате задолженности оставлена обществом без удовлетворения, железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик признал иск на сумму 87 302 рубля 68 копеек.
В силу части 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
С учетом указанной нормы выяснение причин нахождения вагонов на путях общего пользования и возможность взыскания за это платы с грузополучателя входит в предмет доказывания по делу.
Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные железной дорогой доказательства, суды исходили из того, что составленные по факту простоя акты общей формы в отсутствие документального подтверждения причин и продолжительности простоя вагонов не могут свидетельствовать о наличии вины общества. Приняв во внимание представленные ответчиком документы, суды указали на наличие технической и технологической возможности приема вагонов на пути необщего пользования в спорный период.
Отказывая в иске, суды исходили из отсутствия в материалах дела пересекающихся ведомостей подачи вагонов, свидетельствующих о занятости всех путей необщего пользования, а также учли наличие неблагоприятных погодных условий, препятствующих выгрузке.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что железной дорогой не доказан простой вагонов на путях общего пользования в спорный период по причинам, зависящим от грузополучателя, и правильно отказали в удовлетворении части требований истца.
В кассационной жалобе железная дорога со ссылкой на конкретные доказательства не опровергла выводов судов.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которая в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 по делу N А32-47796/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
...
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2019 г. N Ф08-5019/19 по делу N А32-47796/2017