г. Краснодар |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А61-4942/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания, помощником судьи Зориной А.Л. и при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ИНН 1513061265, ОГРН 1161513054890) - Никоненко О.Л. (доверенность от 11.03.2019), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Красотка" (ИНН 1501033577, ОГРН 1021500508380), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.12.2018 (судья Харченко С.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 (судьи Казакова Г.В., Егорченко И.Н., Сулейманов З.М.) по делу N А61-4942/2018, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - общество) обратилось в суд с иском к ООО "Красотка" (далее - компания) о взыскании 453 746 рублей 72 копеек стоимости потреблённого в январе 2018 года газа и 35 427 рублей 15 копеек пеней, начисленных с 26.02.2018 по 15.07.2018.
Решением от 10.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2019, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется в связи с отсутствием доказательств в обоснование иска.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает, что объем газа, неоплаченный ответчиком, образовался ввиду наличия у общества несертифицированного газоиспользующего оборудования. Определить мощность всего газоиспользующего оборудования, подключенному к узлу учета газа, не представляется возможным. Ответчик не представил акт соответствия узла учета газа требованиям действующего ГОСТ, в связи с чем имеющийся у него счетчик природного газа не является исключительно прибором учета и не может являться в полном объеме узлом учета газа, так как выполняет только функцию учета количества рабочего объема.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 15.12.2016 компания (поставщик) и общество (покупатель) заключили договор поставки газа N 39-2-11839/17 (далее - договор), по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2017 по 31.12.2017 включительно газ горючий природный и (или) газ горючий природный сухой отбензиненный, а покупатель - получать и оплачивать поставленный газ.
Согласно пункту 2.1 договора покупатель подтверждает, что поставка газа осуществляется на сертифицированное газоиспользующее оборудование, принадлежащее ему на законном основании, которое подключено в соответствии с техническими условиями на присоединение к газораспределительной системе и техническими условиями по эффективному использованию газа и соответствует проекту газоснабжения, а также то, что все требования нормативно-технической документации для получения газа им выполнены и соблюдены.
Порядок учета газа установлен в разделе 4 договора.
В силу пункта 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя.
При неисправности или отсутствии узлов учета газа поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по контрольно-измерительным приборам покупателя.
При отсутствии либо неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, а также отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т. д.), а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения.
На основании пункта 4.4 договора период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя в соответствии с пунктом 4.1. договора, исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается: в случае отсутствия у покупателя узла учета газа - с момента начала работы неопломбированных газопотребляющих установок, а при невозможности определения времени начала работы оборудования, с момента последней проверки; в случае несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.740-2011) - с момента обнаружения несоответствия поставщиком газа; в случае наличия неповеренного средства измерения узла учета газа - с момента окончания срока поверки прибора, входящего в состав узла учета; в случае неисправности любого из средств измерений, входящих в состав узла учета газа, отсутствия или нарушения пломб поставщика - с момента неисправности средства измерения, а при невозможности определения времени неисправности - с начала текущего расчетного периода; в случае недопуска представителей поставщика к проверке газопотребляющего оборудования и узла учета, отсутствия регистрационной отметки поставщика на диаграммах - с начала текущего расчетного периода; при непредоставлении покупателем данных о ежесуточном расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т. д.) поставщику на бумажном носителе (заверенные подписью и печатью покупателя) за текущий период о количестве поданного газа при закрытии объемов месяца - с начала текущего расчетного периода.
В силу пункта 4.8 договора ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную проверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа.
Покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика в присутствии уполномоченных или назначенных приказом ответственных лиц покупателя возможность проверки правильности работы средств измерений расхода и количества газа, ведение необходимой документации, осмотра газопотребляющего оборудования и документации на него.
Объемы газа, выбранные (поставленные) за месяц, отражаются в актах поданного - принятого газа по каждой точке подключения, которые подписываются сторонами на территориальных участках поставщика (пункт 4.12 договора).
Окончательный расчет за поставленный газ производится в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем поставки газа (пункт 5.5.4 договора).
19 декабря 2017 года представителями компании в присутствии представителя общества проведена проверка технического состояния, исправности и соответствия узлов учета газа покупателя требованиям нормативно-технических документов, о чем составлен акт проверки узла учета газа от 19.12.2017, из которого следует, что газоиспользующее оборудование ответчика является несертифицированным.
На основании данного акта и пункта 4.1 договора поставленный обществу в январе 2018 года объем газа компания определила расчетным способом (42,556 тыс. м3 на сумму 453 746 рублей 72 копейки).
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
По смыслу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
Пунктом 21 Правил поставки газа и пунктом 2.1 Правил учета газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
В пунктах 22, 23 Правил поставки газа предусмотрено, что учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
На основании пункта 2.2 Правил учета газа при отсутствии узлов учета у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма на узле, количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
В обоснование требований о взыскании платы за поставку газа за январь 2018 года, произведенного расчетным путем исходя из проектной мощности газопотребляющего оборудования, истец ссылается на результаты проведенной комиссией поставщика 19.12.2017 проверки исправности и соответствия узлов учета газа покупателя требованиям нормативно-технических документов, и выводов о том, что газоиспользующее оборудование является несертифицированным. Кроме того, в акте указано, что не имеется возможности определить мощность всего установленного оборудования, подключенного к узлу учета газа. Более того, ответчик не представил акт соответствия узла учета газа требованиям действующего ГОСТ, в связи с чем имеющийся у ответчика счетчик природного газа не является исключительно прибором учета и не может являться в полном объеме узлом учета газа, поскольку выполняет только функцию учета количества рабочего объема.
В качестве возражений против заявленных требований общество представило акт проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 16.03.2016, акт проверки узла учета газа от 11.10.2017, паспорт руководства по эксплуатации газового стола, проект узла учета газа, паспорт на комплекс для измерений количества газа.
Согласно пункту 1.6 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
В силу части 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного Закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений (статья 5 Закона N 102-ФЗ).
Следовательно, учет количества газа должен осуществляться сертифицированным, поверенным приборам учета газа в соответствии с аттестованной методикой измерений, а также требованиями Правил поставки газа и Правил учета газа, а при неисправности (отсутствии) прибора учета газа покупателя, его несоответствии требованиям нормативных актов, поставщик газа имеет право в соответствие с действующим гражданским законодательством осуществить расчет поставленного покупателю газа по мощности газопотребляющего оборудования.
Отказывая в удовлетворении требований компании, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего. При заключении договора в пункте 2.1 стороны указали, что имеющееся у ответчика газоиспользующее оборудование сертифицировано, обществом все требования нормативно-технической документации для получения газа выполнены.
В приложении N 4 "Техническое соглашение" о техническом исполнении договора в пункте 3.2 указан перечень газопотребляющего оборудования и узлов учета газа покупателя, в том числе плита ПГ-6 с максимальным проектом расхода газа 1,8 и плита ПГ-8 с максимальным проектом расхода газа 2,2, узлы учета газа указаны ВК G-40 заводской номер 15196536 и ТС 215 заводской номер 12513143, приложение к договору подписано представителями поставщика и покупателя и скреплено печатями сторон.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что плита ПГ-6 и плита ПГ-8 приняты в эксплуатацию как сертифицированные представителями истца.
Из акта проверки от 11.10.2017 не усматривается каких-либо нарушений работы узла учета газа, однако указано на необходимость произведения корректировки подстановочного значения давления в корректоре ТС-215 с учетом избыточного давления в подводящем газопроводе. В акте также указано, что до момента устранения замечания учет газа будет производиться по техническому счетчику ВК G-40 с учетом поправочного коэффициента. После необходимо опломбировать кран на отпуске. Кроме того, в акте перечислено газопотребляющее оборудование, в том числе плиты ПГ-6 и ПГ-8.
Следовательно, в акте от 11.10.2017 не установлено, что газопотребляющее оборудование несертифицированно, и что приборы учета газа, как указано истцом, не являются исключительно приборами учета.
Более того, проект узла учета газа, согласованный компанией 23.10.2012, и паспорт руководства по эксплуатации стола газового ("СГ" ТУ-5151-001-20358877-2007) свидетельствуют о том, что на момент осуществления проверки узла учета газа (19.12.2017) газопотребляющее оборудование ответчика являлось сертифицированным.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оснований для произведения расчета газопотребления по производительности газопотребляющих установок у компании не имелось.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу N А61-4942/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного Закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
...
Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений (статья 5 Закона N 102-ФЗ).
Следовательно, учет количества газа должен осуществляться сертифицированным, поверенным приборам учета газа в соответствии с аттестованной методикой измерений, а также требованиями Правил поставки газа и Правил учета газа, а при неисправности (отсутствии) прибора учета газа покупателя, его несоответствии требованиям нормативных актов, поставщик газа имеет право в соответствие с действующим гражданским законодательством осуществить расчет поставленного покупателю газа по мощности газопотребляющего оборудования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2019 г. N Ф08-4188/19 по делу N А61-4942/2018