г. Краснодар |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А61-7711/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Сикоев М.М. (доверенность от 21.06.2019), Рагимова Л.Э.(доверенность от 21.06.2019) от Управлению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148) - Базацоа З.Р. (доверенность от 11.02.2018), в отсутствие Дзуцевой С.Р., извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания (судья Базиева Н.М.) кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.03.2019 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А61-7711/2018, установил следующее.
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 04.12.2018 по делу N 23-11/К-18, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление), о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена гражданка Дзуцева С.Р.
Решением суда от 04.03.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.05.2019, требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием события правонарушения.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований общества. По мнению подателей жалоб, суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, просил судебные акты отменить, принять новый об отказе в удовлетворении заявленных требований, представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 08.08.2018 по 03.10.2018 управление провело в отношении общества плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения обществом требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861) с 2016 - 2018 годы.
По результатам проверки управление 08.10.2018 составило акт N 8, который вручило обществу 09.10.2018.
При проведении проверки управление установило, что общество, являющееся сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия - Алания, нарушило Правила N 861, а также права Дзуцевой С.Р., обратившейся с заявкой на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Пригородный район, с. Кобан, ул. Кобанская, 16.
Считая, что общество нарушило сроки заключения договора и, соответственно, сроки, установленные для исполнения обязательств по технологическому присоединению, управление направило обществу уведомление, указав в нем место, дату и время составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указано на событие административного правонарушения (нарушение сроков направления договора технологического присоединения к электрическим сетям по заявке Дзуцевой С.Р. от 25.01.2018 N 121, и технологического присоединения к электрическим сетям); время совершения административного правонарушения (12.02.2017 - по действиям, предусмотренным пунктом 15 Правил N 861, и 08.07.2018 - дата фактического присоединения к электрическим сетям согласно договору); наличие у общества возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторного совершения обществом административного правонарушения).
Постановлением от 04.12.2018 общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд.
Согласно частям 4 и 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, в том числе имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (часть 2 статьи 9.21 данного Кодекса).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Под однократностью технологического присоединения, упомянутого в пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
Правилами N 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор, в том числе, с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил N 861, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных абзацем 2 пункта 8 Правил N 861.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
Суды установили, что 25.01.2018 гражданка Дзуцева С.Р. направила в сетевую организацию заявку N 121 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям максимальной мощностью энергопринимающих устройств 7 кВт при напряжении 0,23 кВ объекта, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Пригородный р-н, с. Кобан, ул. Кобанская, 16 (т. 1, л. д.105 - 106).
Согласно пункту 15 Правил N 861 сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной, в том числе, посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации.
Проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 02.02.2018 был передан Дзуцевой С.Р., что подтверждается выпиской из журнала выдачи договоров технического присоединения (лист журнала - 000011) и объяснениями Дзуцевой С.Р. (т.1, л. д. 147, т. 2, л. д. 1).
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии нарушений сетевой организацией 15-дневного срока для направления проекта договора лицу, подавшему заявку на технологическое присоединение.
По смыслу абзаца 19 пункта 15 Правил N 861 договор считается заключенным в момент поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Суды установили, что договор технологического присоединения был заключен сторонами 07.03.2018. Данный факт подтверждается Дзуцевой С.Р. и журналом выдачи договоров технического присоединения.
Согласно условиям договора и технических условий заявитель, со своей стороны, должен осуществить действия по установке ВРУ-0,23кВ с электроаппаратурой в соответствии с ПУЭ, монтажу ввода 0,23 кВ от точки присоединения до ВРУ-0,23кВ жилого дома, установке на границе раздела электрической сети по балансовой принадлежности прибора учета расхода электрической энергии класса точности не ниже 2.0 и автоматического выключателя с номинальным током теплового расцепителя 32 Ампер, установке устройства защитного отключения (УЗО) со встроенной защитой от сверхтоков, защите от сверхтоков, учету электроэнергии, выполнить все электромонтажные работы в соответствии с ПУЭ (т. 1, л. д. 101).
В технических условиях также указано: "точка присоединения: зажимы изоляторов на ближайшей опоре сооружаемой ВЛЭП-0,4 кВ от ТП 3-15 ФЗ/6 кВ ПС ГДГЭС (после выполнения мероприятий по техническим условиям от 30.10.2017 N 1676 Гадзаов З.Т)".
Судебные инстанции оценив данную запись, внесенную в технические условия, правомерно исходили из следующего. Дзуцева С.Р. и Гадзаов З.Т. пользуются соседними земельными участками (сады-огороды), поэтому, сетевой организации технически удобнее было осуществить технологическое присоединение объекта Дзуцевой С.Р. после подключения Гадзаова З.Т. Указанные действия относились исключительно к действиям сетевой организации, а не к действиям Дзуцевой С.Р. При этом на сегодняшний день договор с Гадзаовым З.Т. исполнен, тогда как Дзуцева С.Р. свою часть технических условий не выполнила.
Пунктом 5 договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения договора.
В соответствии с пунктами 7 и 8 договора заявитель должен уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий, а сетевая организация должна в 5-дневный срок осуществить проверку выполнения технических условий, провести осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя. Указанные условия договора соответствуют требованиям пункта 18 Правил N 861.
Правила N 861 устанавливают, что одним из этапов подключения к электрическим сетям является выполнение заявителем выданных ему технических условий, невыполнение которые делает невозможным исполнение технических условий со стороны сетевой организации, в обязанности которой входит проверка выполнения заявителем технических условий о присоединении после направления лицом, подавшим заявку, соответствующего уведомления с подтверждающими тому документами.
Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, прописанные в Порядке N 861 условия подключения к электрическим сетям являются обязательными для обеих сторон, как для исполнителя, так и для заявителя, и мероприятия, необходимые для подключения, описаны именно в выдаваемых технических условиях
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований общества.
Судебные инстанции правомерно исходили из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исполнении Дзуцевой С.Р. мероприятий, возложенных на нее техническими условиями к договору. Представленное в материалы дела дополнительное соглашение от 11.02.2019 к договору технологического присоединения от 02.02.2018 N 121, касающееся срока выполнения мероприятий, подписанное Дзуцевой С.Р. и сетевой организацией на основании заявления Дзуцевой С.Р. от 07.02.2019, свидетельствует о об отсутствии вменяемого обществу правонарушения.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 данного Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Основания для изменения или отмены решения и постановления по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.03.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по делу N А61-7711/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 7 и 8 договора заявитель должен уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий, а сетевая организация должна в 5-дневный срок осуществить проверку выполнения технических условий, провести осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя. Указанные условия договора соответствуют требованиям пункта 18 Правил N 861.
Правила N 861 устанавливают, что одним из этапов подключения к электрическим сетям является выполнение заявителем выданных ему технических условий, невыполнение которые делает невозможным исполнение технических условий со стороны сетевой организации, в обязанности которой входит проверка выполнения заявителем технических условий о присоединении после направления лицом, подавшим заявку, соответствующего уведомления с подтверждающими тому документами.
Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, прописанные в Порядке N 861 условия подключения к электрическим сетям являются обязательными для обеих сторон, как для исполнителя, так и для заявителя, и мероприятия, необходимые для подключения, описаны именно в выдаваемых технических условиях"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2019 г. N Ф08-5914/19 по делу N А61-7711/2018