г. Краснодар |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А32-19980/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании представителя ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея - Возжикова А.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие истца - администрации муниципального образования Выселковский район, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Заставенко Натальи Федоровны, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2019 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2019 (судьи Шапкин П.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А32-19980/2018, установил следующее.
Администрация муниципального образования Выселковский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0501001:2 общей площадью 15 га, имеющий адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 0,15 км к северу от ст. Крупской.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - орган регистрации), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата), глава КФХ Заставенко Н.Ф.
Решением от 14.01.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.04.2019, иск удовлетворен. Суды указали, что государственная регистрация прав носит заявительный характер, регистрации подлежит только существующее право (возникшее на законных основаниях). Государственная регистрация призвана удостоверить государством юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов и не затрагивает самого содержания указанного права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Доказательств обращения Российской Федерации в лице уполномоченного органа за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0501001:2, не имеется: правом по распоряжению спорным земельным участком наделена администрация.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение от 14.01.2019 и апелляционное постановление от 07.04.2019, отметив, что регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0501001:2 осуществлена 10.09.2003 (номер 23-01.41-14.2003-041). Согласно действующему законодательству, государственная регистрация является единственным доказательством существования права. Иск о признании права или обременения отсутствующими подается лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления исков, предусмотренных гражданским законодательством. В отсутствие доказательств нахождения земельного участка во владении муниципального образования Выселковский район данный иск не может быть удовлетворен, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Муниципальное образование не является лицом, которое вправе претендовать на спорный земельный участок в процессе разграничения в отсутствие оснований отнесения его к муниципальной собственности.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить в силе обжалуемые судебные акты как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель территориального управления пояснил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав процессуального представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 21.05.2003 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Выселковского района (арендодатель) и крестьянское хозяйство "Новый путь" (арендатор) заключили договор аренды N 0500001555, согласно которому арендодатель передал во временное владение арендатору земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:05:0501001:2 общей площадью 15 га, расположенный в 0,15 км к северу от ст. Крупской, в массиве крестьянских хозяйств, для сельскохозяйственного использования (т. 1, л. д. 10 - 13). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 10.09.2003.
Одновременно с регистрацией арендной сделки Краснодарское краевое учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Выселковскому району 10.09.2003 внесло в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) запись N 23-01.41-14.2003-041 о государственной регистрации права собственности на данный участок за Российской Федерацией.
19 февраля 2009 года стороны договора от 21.05.2003 N 0500001555 подписали дополнительное соглашение N 056 об увеличении срока аренды до 18.03.2018 (т. 1, л. д. 15).
На основании решения крестьянского хозяйства "Новый путь" от 17.02.2012 главой является Заставенко Н.Ф.
23 января 2018 года арендатор обратился в администрацию с заявлением о продлении срока аренды по договору от 21.05.2003 N 0500001555. Однако оформление продления арендных отношений не состоялось ввиду наличия в ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерацией на этот земельный участок (регистрационная запись от 10.09.2003 N 23-01.41-14.2003-041).
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 23:05:0501001:2 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, ввиду чего распоряжение им должно осуществляться уполномоченным органом местного самоуправления, администрация обратилась с иском в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ) право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения. Действовавший ранее порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, земельные участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. При этом участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления его в силу актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми (за изъятиями) предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3, 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности отнесены: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:05:0501001:2 находится в федеральной собственности, а также в аренде главы КФХ Заставенко Н.Ф. по договору аренды от 21.05.2003 N 0500001555 (т. 1, л. д. 10).
При этом государственная регистрация договора аренды и права собственности Российской Федерации осуществлена органом регистрации одновременно - 10.09.2003 (доказательства обращения территориального управления за регистрацией права федеральной собственности материалы дела не содержат).
Сведения о нахождении на спорном земельном участке объектов, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, отсутствуют; участок (23:05:0501001:2) предназначен для сельскохозяйственного использования; до государственной регистрации оспариваемого права находился в распоряжении органа местного самоуправления.
Согласно ответу регистрирующего органа от 29.05.2018 N 24-05/422 по запросу администрации относительно внесения в ЕГРН сведений о земельном участке (23:05:0501001:2) регистрация права собственности Российской Федерации осуществлена в связи с тем, что устаревшая версия программного обеспечения не позволяла проведение регистрации ограничения (обременения) без первичной регистрации права собственности на землю, регистрационная запись от 10.09.2003 N 23-01.41-14.2003-041 внесена ошибочно (без соответствующего заявления) и может быть погашена только в судебном порядке (т. 1, л. д. 23).
Поскольку доказательства, подтверждающие возникновение права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0501001:2 на законных основаниях, отсутствуют, суды правомерно удовлетворили иск администрации.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах предыдущих инстанций, получили надлежащую правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют. Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и апелляционного постановления (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2019 по делу N А32-19980/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности отнесены: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июля 2019 г. N Ф08-5135/19 по делу N А32-19980/2018