г. Краснодар |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А61-4666/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Сикоев М.М. (доверенность от 21.06.2019 N 557); Рагимова Л.Э. (доверенность от 22.07.2019 N 25), от Управлению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148) - Бацазова З.Р. (доверенность от 18.02.2019), в отсутствие Кокаевой С.С., извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев ипользованием системы видиоконференц-свзи Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания (судья Носенко М.С.) кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.12.2018 (судья Коптева М.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А61-4666/2018, установил следующее.
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2018 по делу N 07-06/К-18, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление), о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Решением суда от 17.12.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.04.2019, в удовлетворении требований общества отказано. Судебные акты мотивированы доказанностью вменяемого обществу правонарушения и соблюдением управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, суд не принял во внимание факт, того что общество не могло принять заявку Кокаевой С.С. по технологическому присоединению объекта, так как указанный объект в числе прочих находится на технологическом присоединении по заявке Управления по строительству АМС г. Владикавказа, а согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; технологическое присоединении к объектам электросетевого хозяйства носит однократный характер.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель управления поддержал доводы отзыва, просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступило обращение Кокаевой С.С. о неправомерных действиях общества, выразившихся в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Фесина, 11.
По результатам проверки управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 29.06.2018 N 07-06/К-18 по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
В протоколе указано, что 18.04.2018 Кокаева С.С. обратилась в общество с заявкой об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Фесина, 11 к электрическим сетям максимальной мощностью энергопринимающих устройств 10 кВт, при напряжении 0,23 кВ.
Письмом от 20.04.2018 (N 48 "А"), общество отказало в принятии заявки Кокаевой С.С., так как рассмотрение заявки возможно только после выполнения всех мероприятий, согласно ранее выданных технических условий, Управлению по строительству АМС г. Владикавказ от 25.03.2016 N 556.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управление вынесло постановление от 16.07.2018 по делу N 07-06/К-18 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса в виде 600 тыс. рублей штрафа. Управление пришло к выводу о том, что общество необоснованно уклонилось от нормативно установленной обязанности по осуществлению технологического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Управление указало, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися к ней с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Общество, считая незаконным постановление о привлечении его к административной ответственности, обратилось в суд.
Согласно частям 4 и 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, в том числе имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (часть 2 статьи 9.21 данного Кодекса).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Под однократностью технологического присоединения, упомянутого в пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
Правилами N 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор, в том числе, с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) место жительства заявителя; в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил N 861, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных абзацем 2 пункта 8 Правил N 861.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований общества.
Суды правильно заключили, что несоблюдение сетевой организацией Правил N 861, привело к нарушению сроков заключения договора технологического присоединения Кокаевой С.С. к электрическим сетям общества.
Рассмотрев довод общества о том что, заявка Кокаевой С.А. не могла быть принята сетевой организацией, так как указанный объект в числе прочих был включен в заявку на технологическое присоединение 31-32 МКР г. Владикавказ, поданной Управлением по строительству АМС г. Владикавказ, суды правильно посчитали, не соответствующим материалам дела.
Суды установили, что 18.04.2018 Кокаева С.С. обратилось в общество с заявкой N 576 об осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Фесина 11, к электрическим сетям максимальной мощностью энергопринимающих устройств 10 кВт, при напряжении 0,23 кВ.
Между тем, суды выявили, что 09.06.2016 общество и Управление по строительству АМС г. Владикавказа заключили договор от 02.11.2015 N 234/2016, согласно поданной по строительству АМС г. Владикавказа заявке от 02.11.2015 N 1728, о технологическом присоединении к электрическим сетям энергопринимающих устройств общества 31-32 микрорайона г. Владикавказ.
Согласно пункту 1.3 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более одного года с даты заключения договора.
Из имеющегося в деле письма АМС г. Владикавказа от 09.07.2018 N 44/123сл. в ответ на запрос управления о предоставлении сведений (от 20.06.2018 N 2107) следует, что представить акт об осуществлении технологического присоединения микрорайону 31-32 г. Владикавказа, согласно технических условий от 25.03.2016 N 556 не представляется возможным, ввиду его фактического отсутствия (т. 1 л. д. 101).
Суд первой инстанции приобщил к материалам дела копии акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556 и журнал регистрации актов выполненных технических условий (копии приобщены 15.11.2018; т. 2 л. д. 52 - 55).
Иных сведений о ранее выданных технических условиях в отношении жилого дома, расположенного на земельном участке, принадлежащего Кокаевой С.С., на технологическое присоединение в материалы не представлено. Доказательства того, что в период обращения Кокаевой С.С. к обществу действовал договор об осуществлении технологического присоединения и были выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям жилого дома расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Фесина 11, представлены не были.
Суды приняли во внимание, что общество не представило доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.
Кроме того, суды правильно указали, что нарушения административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлены, равно, как и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Общество ранее (в течение одного года) привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Данные обстоятельства учтены управлением при вынесении оспариваемого постановления.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования судебных инстанций и по существу направлены на переоценку доказательств, основания для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основания для отмены решения и постановления суда апелляционной инстанции, не установлены.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 по делу N А61-4666/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил N 861, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных абзацем 2 пункта 8 Правил N 861.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
...
Суды правильно заключили, что несоблюдение сетевой организацией Правил N 861, привело к нарушению сроков заключения договора технологического присоединения Кокаевой С.С. к электрическим сетям общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2019 г. N Ф08-6068/19 по делу N А61-4666/2018