г. Краснодар |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А61-4358/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А., Мазуровой Н.С., в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Продторг" (ИНН 1501031499, ОГРН 1021500579737), органа, осуществляющего публичные полномочия - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426), общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Мастер-Прайм.Березка"", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2018 (судья Базиева Н.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу N А61-4358/2018, установил следующее.
ЗАО "Продторг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) и ООО "Агропромышленный холдинг "Мастер-Прайм.Березка"" (далее - холдинг) о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка площадью 80,2694 га с кадастровым номером 15:07:0020103:124 и возложении на министерство обязанности в 10-дневный срок со дня принятия решения направить обществу проект договора аренды указанного земельного участка, на условиях договора аренды от 30.06.2006 N 223А/3.
Решением от 28.12.2018, оставленным без изменения судом апелляционным постановлением от 27.03.2019, исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ министерства в заключении с обществом без проведения торгов договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:07:0020103:124 как противоречащий положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). На министерство возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект договора аренды спорного земельного участка. В иске к холдингу отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество являлось арендатором по договору аренды от 30.06.2006 N 223А/3, в частности, земельного участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029. Испрашиваемый обществом в аренду земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 15:07:020203:0029. Судебными актами по делам N А61-529/08-14, А61-796/08-4, А61-530/08-14 договор аренды от 30.06.2006 признан недействительным в части аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:07:020102:0019, 15:07:020203:0029, 15:07:020203:0028, 15:07:020203:0026 и части (площадью 53 га) земельного участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029. Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.09.2014 по делу N А61-4672/2013 признано недействительным прекращение обременения части (площадью 80,27 га) земельного участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029 на основании договора аренды от 30.06.2006 N 223А/3. Указанным решением установлены координаты характерных точек, длина линий и величины дирекционных углов земельного участка, на который сохранялось право аренды заявителя и который следовало образовать (восстановить) из земельного участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029. Определением от 31.03.2015 по указанному делу суд разъяснил, что решение является основанием для принятия министерством, ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Республики Северная Осетия-Алания (далее - кадастровая палата) и управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Северная Осетия-Алания (далее - управление) мер по восстановлению регистрации права аренды общества по договору аренды от 30.06.2006 N 223А/3 в отношении земельного участка площадью 80,27 га из участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029, расположенного северо-восточнее с. Майрамадаг Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания в координатах, указанных в резолютивной части решения, включая постановку на кадастровый учет, восстановление записи об ограничении (обременении) выделенного земельного участка, в порядке действующего законодательства. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 80,2694 га с кадастровым номером 15:07:0020103:124 образован 02.03.2015, право собственности Республики Северная Осетия-Алания на него зарегистрировано 14.05.2018, ограничений и обременений на данный земельный участок не зарегистрировано. Министерство не имело законных оснований для отказа обществу в предоставлении в аренду без проведения торгов спорного земельного участка.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указывает, что договор аренды с холдингом заключен до вынесения решения суда по делу N А61-4672/2013 (на момент заключения договора обременений либо ограничений не было). Во исполнение указанного решения министерство осуществило раздел земельного участка площадью 133,27 га с кадастровым номером 15:07:020103:0029 с образованием земельного участка площадью 80,2694 га с кадастровым номером 15:07:0020103:124. Определением от 31.03.2015 по делу N А61-4672/2013 разъяснено, что решение является основанием для формирования министерством земельного участка как объекта недвижимого имущества в координатах, утвержденных судом, включая постановку на кадастровый учет. До 1 марта 2015 года в соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имело преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых или измененных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков. С 1 марта 2015 года в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов. Таким образом, с 1 марта 2015 года не предусмотрено внесение изменений в ранее заключенные договоры аренды в связи с образованием земельных участков из арендуемых земельных участков, а предусмотрено заключение новых договоров на измененные земельные участки. Отказ министерства является законным.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 30.06.2006 N 223А/3 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:07:020203:0027, 15:07:020102:0019, 15:07:010102:0038, 15:07:010101:0022, 15:07:020203:0029, 15:07:020203:0028, 15:07:020203:0026 и 15:07:020103:0029 общей площадью 1538,029 га, расположенных в Алагирском районе Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания, сроком до 01.07.2055. Договор зарегистрирован в установленном порядке 27.10.2006.
Судебными актами по делам N А61-529/08-14, А61-796/08-4 и А61-530/08-14 договор аренды от 30.06.2006 признан недействительным в части аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:07:020102:0019, 15:07:020203:0029, 15:07:020203:0028, 15:07:020203:0026 и части (площадью 53 га) земельного участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029.
На основании решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.07.2008 по делу N А61-530/08-14, которым признан недействительным договор аренды, заключенный с обществом, только в отношении части (площадью 53 га) земельного участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029, управление 17.09.2011 внесло в ЕГРН запись о прекращении ограничения (обременения) правом аренды земельного участка площадью 133,27 га с кадастровым номером 15:07:020103:0029.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.09.2014 по делу N А61-4672/2013 признано недействительным прекращение обременения земельного участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029 площадью 80,27 га по договору аренды от 30.06.2006 N 223А/3. Указанным решением установлены координаты характерных точек, длина линий и величины дирекционных углов земельного участка, на который сохранялось право аренды заявителя и который следовало образовать (восстановить) из земельного участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029.
Определением от 31.03.2015 по делу N А61-4672/2013 суд разъяснил, что указанное решение является основанием для принятия министерством, кадастровой палатой и управлением мер по восстановлению регистрации права аренды общества по договору аренды N 223А/3 от 30.06.2006 в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029 площадью 80,27 га, расположенного северо-восточнее с. Майрамадаг Алагирского района РСО-Алания в координатах, указанных в резолютивной части решения, включая постановку на кадастровый учет, восстановление записи об ограничении (обременении) выделенного земельного участка, в порядке действующего законодательства и полномочий.
Во исполнение данного решения министерство осуществило раздел земельного участка площадью 133,27 га с кадастровым номером 15:07:020103:0029 с образованием земельного участка площадью 80,2694 га (кадастровый номер 15:07:0020103:124).
14 мая 2018 года осуществлена государственная регистрация права собственности Республики Северная Осетия-Алания на указанный земельный участок с кадастровым номером 15:07:0020103:124 (регистрационная запись N 15-07-0020103:124-15/007/2018-1).
13 июня 2018 года общество обратилось в министерство с заявлением о заключении договора аренды в отношении земельного участка площадью 80,2694 га с кадастровым номером 15:07:0020103:124 взамен ранее заключенного договора аренды от 30.06.2006 N 223А/3 на тех же условиях.
В письме от 10.07.2018 N 1289 министерство сообщило, что согласно решению по делу N А61-4672/2013 осуществлен раздел земельного участка площадью 133,27 га с кадастровым номером 15:07:020103:0029 с образованием земельного участка площадью 80,2694 га с кадастровым номером 15:07:0020103:124 и постановкой его на кадастровый учет. Данное письмо общество расценило как отказ от заключения договора аренды.
Общество, полагая, что отказ министерства в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов не соответствуют закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. В пункте 6 названной нормы закреплено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков.
По общему правилу прекращение договора аренды земельного участка при выделе из него других земельных участков не следует. Указание на преимущественное право арендатора на заключение договора аренды или на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды предполагает действие первоначального договора аренды в отношении, в частности, и выделенных земельных участков. Положение пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса, предусматривающее преимущественное право на заключение договоров аренды образуемых и измененных земельных участков, направлено на стабилизацию арендных отношений, а не на их прекращение.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом, в том числе статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожной сделкой (статья 168 Гражданского кодекса), равно как и соглашение о продлении такого договора.
В то же время предоставление арендатору земельного участка, образованного в результате раздела ранее предоставленного ему на праве аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в силу положений пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) не предполагает проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Иное толкование противоречило бы содержанию принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленного в статье 1 Земельного кодекса, поэтому довод министерства о необходимости предоставления измененного участка на торгах, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дел N А61-529/08-14, А61-796/08-4, А61-530/08-14 и А61-4672/2013, судебные инстанции установили, что испрашиваемый обществом в аренду земельный участок образован в результате раздела земельного участка площадью 133,27 га с кадастровым номером 15:07:020103:0029, ранее находившегося у общества в аренде по договору от 30.06.2006 N 223А/3. Образование данного участка осуществлено министерством во исполнение решения суда по делу N А61-4672/2013. Предоставление обществу в аренду части (площадью 80,2694 га) земельного участка с кадастровым номером 15:07:020103:0029 незаконным не признано. Заключив, что общество является законным владельцем (арендатором) земельного участка, у министерства отсутствовали правовые основания для отказа в заключении договора аренды в отношении вновь образованного земельного участка.
Доводы жалобы суд округа не принимает, поскольку они проверялись и были отвергнуты судебными инстанциями. Суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен (статьи 286, 287 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 24.12.2018 и апелляционного постановления от 13.03.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство освобождено от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 по делу N А61-4358/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верхового суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.