г. Краснодар |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А32-29254/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Волкова Я.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования Туапсинский район (ИНН 2355006983, ОГРН 1032330758910) - Скрипченко Л.В. (доверенность от 27.12.2018), от ответчика - акционерного общества "Пансионат "Шепси"" (ИНН 2355005066, ОГРН 1022304915742) - Карачевцева Д.В. (доверенность от 23.07.2019), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Пансионат "Шепси"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2018 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 (судьи Новик В.Л., Величко М.Г., Еремина О.А.) по делу N А32-29254/2018, установил следующее.
Администрация муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к АО "Пансионат "Шепси"" (далее - общество) о взыскании задолженности по договору аренды от 29.01.2015 N 3300006844 за период с 10.04.2016 по 10.04.2018 в размере 521 840 рублей 60 копеек, пени за период с 11.04.2016 по 11.04.2018 в размере 101 621 рубля 29 копеек.
Решением от 16.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.04.2019, иск удовлетворен в полном объеме: с общества в пользу администрации взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка от 29.01.2015 N 3300006844 за период с 10.04.2016 по 10.04.2018 в размере 521 840 рублей 60 копеек, а также пеня за период с 11.04.2016 по 11.04.2018 в размере 101 621 рубля 29 копеек; в доход федерального бюджета с общества взыскано 15 469 рублей государственной пошлины. Суды руководствовались главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), нормами земельного законодательства об аренде земельных участков и правилами регулирования арендной платы за пользование муниципальной или государственной собственностью. Поскольку требования предъявлены за период с 10.04.2016 по 10.04.2018, расчет задолженности произведен в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О правилах определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 121). За период с 01.04.2016 по 15.12.2016 размер арендной платы составил 641 888 рублей 30 копеек, с 16.12.2016 по 21.12.2016 - 297 150 рублей 19 копеек, с 22.12.2016 по 27.12.2016 - 1 610 459 рублей 85 копеек, с 28.12.2016 по 31.12.2016 - 64 264 рубля 78 копеек, с 01.01.2017 по 31.12.2017 - 66 835 рублей 37 копеек, с 01.01.2018 по 10.04.2018 - 69 508 рублей 78 копеек. Представленный администрацией расчет исковых требований признан судебными инстанциями выполненным верно. Доводы общества о том, что размер арендной платы не может превышать более чем в два раза размер земельного налога, поскольку право аренды переоформлено с постоянного (бессрочного) пользования, отклонены судами со ссылкой на пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), согласно которому юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012. За переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в отношении спорного земельного участка общество обратилось в 2015 году. Поскольку ответчик не исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, размер платы за пользование спорным земельным участком, право государственной собственности на который не разграничено, подлежит определению на основании действовавших в спорный период нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит решение от 16.10.2018 и апелляционное постановление от 01.04.2019 изменить, подчеркнув, что ответчик неоднократно обращался в администрацию с заявлениями о выкупе (оформлении в аренду) земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования с 2010 года. Вывод апелляционного суда о том, что общество не исполнило обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, ввиду чего размер арендной платы подлежит определению на основании нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации об установлении арендной платы, не соответствует фактическим обстоятельствам. По результатам обращений по вопросу оформления прав на земельные участки, включая спорный, администрация отказывала по мотиву не представления документов, удостоверяющих право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:33:1405002:37. Данный отказ оспорен в рамках дела N А32-27370/2013, решением от 11.12.2013 по которому, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 11.03.2014 и постановлением суда кассационной инстанции от 28.05.2014, установлено, что администрация не имела полномочий по распоряжению земельными участками регионального курорта. Договор аренды N 3300006844 земельного участка с кадастровым номером 23:33:1405001:422 заключен 29.01.2015, т.е. после принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо-охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ). Право собственности Краснодарского края на данный участок не зарегистрировано. Согласно письму заместителя руководителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) в адрес первого заместителя главы администрации от 14.11.2014 N 52-17534/14-43.08 на момент заключения договора аренды департамент не обладал полномочиями по распоряжению данным участком. На основании постановления администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 22.12.2016 N 600 из земельного участка с кадастровым номером 23:33:1405001:641 произведен выдел пяти земельных участков, которым в результате кадастрового учета присвоены кадастровые номера: 23:33:1405001:677, 23:33:1405001:678, 23:33:1405001:679, 23:33:1405001:680, 23:33:1405001:681. В деле N А32-27370/2013 установлено, что земельные участки общества относятся к территории лечебно-оздоровительных местностей регионального значения, спорный земельный участок расположен во II зоне округа санитарной охраны курорта и ограничен в обороте. Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:33:1405001:641 возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления администрации от 29.01.2015 N 202. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Причем изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с приведенным пунктом, может предусматриваться договорами аренды земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. Поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ предельные ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников, а предельный размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, - обязательным для сторон. Льготная ставка арендной платы распространяется исключительно на лиц, которые совершили необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды. Изменение вида разрешенного использования изменило кадастровую стоимость земельного участка, что не повлияло на специальный режим определения размера арендной платы по ставкам, предусмотренным для переоформления постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, с 22.12.2016 расчет арендной платы должен осуществляться по ставке не более 1,5% кадастровой стоимости.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, заявил ходатайство об отложении судебного заседания в целях заключения мирового соглашения с администрацией; данное ходатайство поддержано представителем истца.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, согласно государственному акту от 14.12.1979 N 180480 за пансионатом отдыха "Шепси" Краснодарского территориального Совета по управлению курортами профсоюзов в бессрочное пользование закреплено 47,20 га земли согласно плану землепользования, для строительства пансионата отдыха "Шепси" и детского сада.
По заказу общества в отношении земельного участка площадью 42,7 га проведены межевые работы, уточненная площадь составила 427 181 кв. м. По сведениям органа кадастрового учета (письма от 14.04.2010, 23.08.2013, 27.09.2013) государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) содержал сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 23:33:1405002:37 с видом разрешенного использования - пансионат отдыха "Шепси" (внесен в ГКН на основании Перечня ранее учтенных участков и государственного акта от 14.12.1979 N 180480). При уточнении местоположения границ данному участку присвоен кадастровый номер 23:33:0000000:86.
Согласно кадастровой выписке от 25.04.2013 N 2343/12/13-346695 в качестве правообладателя земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:86 площадью 427 181 кв. м указан Краснодарский территориальный Совет по управлению курортами профсоюзов (пансионат отдыха "Шепси"), вид права - бессрочное пользование на основании государственного акта от 14.12.1979 N 180480.
17 июня 2013 года в ГКН внесены сведения о земельных участках, образованных путем раздела участка с кадастровым номером 23:33:0000000:86 с установлением вида разрешенного использования "для строительства пансионата отдыха "Шепси" и детского сада" и присвоением кадастровых номеров: 23:33:0204005:61, 23:33:0204005:64, 23:33:0204005:65, 23:33:0204005:66, 23:33:0204005:67, 23:33:0204005:69, 23:33:0204005:76, 23:33:1405001:420, 23:33:1405001:421, 23:33:1405001:422, 23:33:0204011:294, 23:33:0204011:295, 23:33:0204011:296, 23:33:0204011:297, 23:33:1405001:418, 23:33:1405001:424, 23:33:1405001:425, 23:33:1405001:417, 23:33:1405001:419, 23:33:0204005:62, 23:33:0204005:63, 23:33:0204005:74, 23:33:0204005:71, 23:33:0204005:70.
После постановки данных участков на кадастровый учет общество обратилось в администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, однако, орган местного самоуправления отказал в письме от 06.08.2013, что явилось предметом оспаривания в деле N А32-27370/2013.
Впоследствии постановлением администрации от 29.01.2015 N 202 обществу в аренду сроком на 49 лет предоставлены земельные участки, в числе которых земельный участок площадью 12 200 кв. м с кадастровым номером 23:33:1405001:422, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, разрешенное использование - "для строительства пансионата отдыха "Шепси" и детского сада", категория "земли охраняемых территорий и объектов" (т. 1, л. д. 9).
29 января 2015 года администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 29.01.2015 N 3300006844 земельного участка с кадастровым номером 23:33:1405001:422 площадью 12 200 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси, вид разрешенного использования - "для строительства пансионата отдыха "Шепси"", категория земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов", сроком на 49 лет.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.1.1 договора расчет арендной платы производится, исходя из 1,5% от рыночной стоимости земельного участка, которая составляет 21 820 тыс. рублей согласно отчету от 29.01.2015 N АС 1277/22, что соответствует 327 300 рублям в год (т. 1, л. д. 12).
Согласно пункту 2.3 договора размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления. Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением к настоящему договору и подписывается сторонами. В случае уклонения арендатора от его подписания, приложение подписывается только арендодателем.
На основании пункта 4.1.2 договора арендатор обязан своевременно вносить арендную плату в полном размере в соответствии с пунктом 2 договора без выставления счетов арендодателем.
Дополнительным соглашением от 11.09.2015 N 2 к договору аренды от 29.01.2015 N 3300006844 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:33:1405001:641 площадью 7822 кв. м на "для строительства и эксплуатации пансионата отдыха "Шепси", детского сада и многоэтажных жилых домов". Расчет арендной платы произведен от рыночной стоимости земельного участка (15 835 тыс. рублей) согласно отчету от 31.08.2015 N 2015044 (т. 1, л. д. 17, 18).
Дополнительным соглашением от 16.12.2016 N 25/1208 к договору аренды от 29.01.2015 N 3300006844 изменен объект аренды, которым указан земельный участок с кадастровым номером 23:33:1405001:641 площадью 7822 кв. м. Арендная плата установлена в размере 2,5% от рыночной стоимости земельного участка 64 418 393 рублей 88 копеек = 1 610 459 рублей 85 копеек (т. 1, л. д. 14).
Постановлением администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 22.12.2016 N 600 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, по разделу земельного участка с сохранением исходного в измененных границах (23:33:1405001:641), образовано пять земельных участков, которые поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров: 23:33:1405001:678 (2909 кв. м), 23:33:1405001:677 (1053 кв. м), 23:33:1405001:680 (680 кв. м), 23:33:1405001:681 (202 кв. м), 23:33:1405001:679 (860 кв. м).
Площадь земельного участка 23:33:1405001:641 уменьшена с 7822 кв. м до 203 кв. м с 28.12.2016, вид разрешенного использования - "для строительства пансионата отдыха "Шепси" детского сада и многоэтажных жилых домов", категория - "земли населенных пунктов".
Основанием обращения администрации в арбитражный суд с иском по настоящему делу явилось не исполнение обществом как арендатором обязательств по оплате аренды по договору от 29.01.2015 N 3300006844 за период с 10.04.2016 по 10.04.2018.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Статья 614 Гражданского кодекса предусматривает, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ "О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Вне зависимости от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы.
Разрешая спор по настоящему делу, суды обеих инстанций указали, что право на оплату аренды в льготном порядке общество утратило, поскольку с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды обратилось в 2015 году, не исполнив тем самым обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ; размер платы за пользование рассматриваемым земельным участком подлежит определению на основании действовавших в спорный период нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Коллегия суда кассационной инстанции полагает, что судебные акты состоялись без учета следующего.
На момент обращения общества с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки (июнь 2013 года) нормы Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) предусматривали, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 2).
Курортом признавалась освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (пункт 5 статьи 31 Закона N 33-ФЗ, статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ)).
Статья 1 Закона N 26-ФЗ (в редакции Закона N 406-ФЗ) также предусматривает, что курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях защиты и сохранения природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.08.1972 N 83 "О некоторых вопросах землепользования" утвержден перечень курортных местностей Краснодарского края, в который вошли курорты Шепси, Гизель-Дере, Небуг, Новомихайловский, Джубга.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае" утверждены границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона N 26-ФЗ признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Согласно статье 10 Закона N 41-КЗ природные лечебные ресурсы на территории Краснодарского края, относящиеся к государственной собственности, могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо Краснодарскому краю.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 41-КЗ и пунктом 1 постановления главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района в границах утвержденных округов санитарной охраны присвоен статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2009 по делу N А32-19432/2009 (по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю к администрации Краснодарского края) пункт 1 постановления от 06.12.2006 N 1098 признан соответствующим статье 3 Закона N 26-ФЗ.
Согласно статье 5 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" и пункта 1 постановления главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 N 253 полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, от имени администрации Краснодарского края, в том числе по предоставлению земельных участков и заключению договоров аренды, делегированы департаменту.
Данные обстоятельства установлены в рамках дела N А32-27370/2013, однако, не учтены судами предыдущих инстанций при разрешении настоящего спора (департамент к участию в деле не привлечен).
В этой связи коллегия арбитражного суда округа не находит оснований для удовлетворения ходатайства общества об отложении судебного заседания в целях утверждения сторонами мирового соглашения, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 49 Кодекса арбитражный суд не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Следует также отметить, что, признав не подлежащей применению льготную ставку арендной платы, сославшись на разъяснения, сформулированные в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) для случаев, когда лицо не совершило необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, апелляционный суд не учел, что постановлением администрации от 29.01.2015 N 202 право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в числе которых земельный участок 23:33:1405001:422 площадью 12 200 кв. м, переоформлено на право аренды, в рассматриваемом случае имеют место арендные отношения (договор аренды от 29.01.2015 N 3300006844).
Вместе с тем, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора. Пунктом 2 данного постановления к обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела и подлежащим установлению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, отнесены обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле департамента, дать оценку договору аренды от 29.01.2015 N 3300006844, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по оплате государственной пошлины, разрешается судом, вновь рассматривающим дело, по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 49, 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство ответчика об отложении судебного заседания оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу N А32-29254/2018 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 5 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" и пункта 1 постановления главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 N 253 полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, от имени администрации Краснодарского края, в том числе по предоставлению земельных участков и заключению договоров аренды, делегированы департаменту.
Данные обстоятельства установлены в рамках дела N А32-27370/2013, однако, не учтены судами предыдущих инстанций при разрешении настоящего спора (департамент к участию в деле не привлечен).
В этой связи коллегия арбитражного суда округа не находит оснований для удовлетворения ходатайства общества об отложении судебного заседания в целях утверждения сторонами мирового соглашения, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 49 Кодекса арбитражный суд не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Следует также отметить, что, признав не подлежащей применению льготную ставку арендной платы, сославшись на разъяснения, сформулированные в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) для случаев, когда лицо не совершило необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, апелляционный суд не учел, что постановлением администрации от 29.01.2015 N 202 право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в числе которых земельный участок 23:33:1405001:422 площадью 12 200 кв. м, переоформлено на право аренды, в рассматриваемом случае имеют место арендные отношения (договор аренды от 29.01.2015 N 3300006844).
Вместе с тем, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора. Пунктом 2 данного постановления к обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела и подлежащим установлению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, отнесены обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июля 2019 г. N Ф08-5425/19 по делу N А32-29254/2018