г. Краснодар |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А15-6331/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при ведении протокола помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Даггаз" (ИНН 0500000062, ОГРН 1020502461792) - Сулеймановой Е.А. (доверенность от 09.01.2019) и Мурадова А.П. (паспорт, доверенность), от ответчиков:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Дагестан" (ИНН 0561049072, ОГРН 1030502523787) - Кузнецова С.А. (доверенность от 25.03.2019), общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Касимова П.А. (доверенность от 20.12.2018), рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Дагестан" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.12.2018 (судья Магомедов Т.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 (судьи Сомов Е.Г., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А15-6331/2017, установил следующее.
ОАО "Даггаз" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Газпром газораспределение Дагестан" (далее - компания) и ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) о солидарном взыскании 351 193 239 рублей 67 копеек неосновательного обогащения за период с 18.09.2014 по 31.03.2017.
Решением от 24.12.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.04.2019, в иск удовлетворен: с компании в пользу истца взыскано 351 193 239 рублей 67 копеек неосновательного обогащения. В иске к обществу отказано. Суд признал расчет неосновательного обогащения, произведенный истцом исходя из установленного ему тарифа на транспортировку газа, обоснованным и арифметически верным. Иск удовлетворен за счет компании, получившей от общества плату за услуги по транспортировке газа в спорный период.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, документы, представленные истцом в подтверждение факта оказания услуг по транспортировке газа, не подтверждают фактическое владение и пользование газопроводами в спорный период, а лишь свидетельствуют о несении истцом бремени и обязанностей собственника имущества. АО "Даггаз" не представило в материалы дела доказательств ведения учета транспортировки газа, а сведения, полученные из актов сверки взаимных расчетов, актов о количестве транспортированного газа, актов об оказании услуг, подписанных обществом и компанией, не могут быть положены в основание расчета неосновательного обогащения. Компания полагает, что недопустимо на основании тарифа на транспортировку газа рассчитывать сумму неосновательного обогащения за пользование газопроводами. Истец не имел намерения оказывать услуги по транспортировке газа, вступать в договорные отношения с поставщиком и потребителями газа, а письмо от 12.12.2014 N РГ-04-02/405 направлено обществу с целью последующего предъявления имущественных требований к ответчикам. Заявитель ссылается на преюдициальное значение обстоятельств, установленных в рамках дела N А15-3465/2015 с участием тех же лиц, в части применения к правоотношениям сторон договора аренды от 01.05.2011 N 6-33-97.
Истец представил письменный отзыв, в котором возражает против доводов кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Компания заявила ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до окончания производства по уголовному делу, возбужденному 11.06.2019.
С учетом положений пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обстоятельств рассматриваемого спора, суд округа пришел к выводу о том, что сам по себе факт возбуждения уголовного дела по факту незаконной регистрации права собственности ОАО "Даггаз" на газопроводы, расположенные в г. Дербенте, г. Южно-Сухокумске и Карабудахкентском районе, по признакам совершения преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, не является основанием для приостановления производства по кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как установлено судами, ОАО "Даггаз" является собственником газопроводов, расположенных в Республике Дагестан в городах: Избербаш (протяженностью 134 260,7 м); Кизилюрт (92 143,63 м); Буйнакск (147 635,4 м); Дербент (124 966,1 м); Дагестанские Огни (43 636 м); Хасавюрт (101 187,64 м); Кизляр (64 181 м).
ОАО "Даггаз" (арендодатель) и ООО "Дагестангазсервис" (переименовано в ООО "Газпром газораспределение Дагестан"; арендатор) заключили договор аренды от 01.05.2011 N 6-33-97 (с протоколом разногласий), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору за плату принадлежащие ему на праве собственности и иных законных основаниях объекты газораспределительной системы, в том числе и газопроводы в упомянутых городах.
Постановлением апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А15-3614/2013, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2014, указанный договор аренды расторгнут в связи с ненадлежащим исполнением арендатором обязанности по внесению арендной платы.
В ходе исполнительного производства по делу N А15-3614/2013 Управление ФССП по Республике Дагестан по акту сдачи-приемки имущества от 17.09.2014 вернуло ОАО "Даггаз" спорные газопроводы, в том числе находящиеся в городах Буйнакск, Избербаш, Кизилюрт, Дербент, Дагестанские Огни, Хасавюрт, Кизляр.
В письме от 12.12.2014 N РГ-04-02/405 истец предложил обществу заключить с ним договор транспортировки газа по газораспределительным сетям, расположенным, в том числе в названных городах, на период с 18.09.2014 по 31.12.2015, направив проект договора, однако общество в письме от 12.01.2015 N 1-34/14-ТВ сообщило, что газораспределительные сети в населенных пунктах находятся в аренде у компании, отклонив, тем самым, предложение истца подписать договор.
ОАО "Даггаз", ссылаясь на то, что с 18.09.2014 оно фактически оказывает обществу услуги по транспортировке газа для конечных потребителей, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Возражая против иска, ответчики указали, что газопроводы фактически находятся в пользовании компании, которая оказывала услуги по транспортировке газа в Республике Дагестан, в том числе и в указанные города, на основании заключенных между ними договоров по транспортировке газа.
Суды первой и апелляционной инстанций установили факт владения истцом газопроводами, участие в региональной системе газоснабжения и оказание услуг по транспортировке газа в спорный период для потребителей, расположенных в городах Буйнакск, Избербаш, Кизилюрт, Дербент, Дагестанские Огни, Хасавюрт, Кизляр, признав требования истца обоснованными по праву и размеру, применив тарифы на услуги по транспортировке газа, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) от 23.04.2010 N 82-э/5.
Между тем судами не учтено следующее.
На основании пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса, независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В предмет доказывания истцом по требованию о взыскании неосновательного обогащения входят обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца в отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также размер неосновательного обогащения.
В рассматриваемом деле объектом неосновательного обогащения является пользование компанией газопроводами, по которым осуществляется поставка газа потребителям, без внесения за это платы, а предметом иска - плата за его использование.
Факт принадлежности газопровода на праве собственности ОАО "Даггаз" установлен судами.
В силу специального назначения данного имущества к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормативные акты, регулирующие отношения в сфере газоснабжения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Для организаций, входящих в федеральную систему газоснабжения, действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные Законом о газоснабжении, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статьям 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), статье 23 Закона о газоснабжении и пунктам 4, 12 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7.
В соответствии с пунктом 4 указанных Методических указаний Федеральной службой по тарифам утверждаются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для организаций, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
Расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа (пункты 10, 11 и 15 данных Методических указаний).
В соответствии с пунктами 8 и 31 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с указанными Правилами.
Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов (пункты 16, 17 Основных положений).
Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением материалов, указанных в пункте 24 Основных положений.
Организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, одновременно с представлением заявления направляет заверенную копию указанных документов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, которые представляют в федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) заключение об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории субъекта Российской Федерации, в отношении установления (изменения) цен (тарифов) в месячный срок со дня получения заявления.
Во исполнение Основных положений ФСТ России были разработаны Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные приказом от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания).
Из системного анализа приведенных норм следует, что пользование газопроводами должно оплачиваться по регулируемому тарифу.
Истец входит в систему газоснабжения в силу принадлежности ему на праве собственности газопроводов. Следовательно, исходя из закрепленных в статье 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех собственников газораспределительных систем, выручка истца от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.
Вместе с тем доказательства обращения ОАО "Даггаз" в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа по его объектам в спорный период в материалах дела отсутствуют, соответствующий тариф для него не утверждался, что им не оспаривается.
Для расчета тарифов обществу "Даггаз" Федеральная служба по тарифам руководствовалась Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (утверждены приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7, зарегистрированы Минюстом России 27.01.2010, регистрационный N 16076). В силу пункта 28 данного документа предусматривалось утверждение тарифов не менее чем на год. Тарифы ежегодно пересматривались с 1 января сроком на календарный год. Между тем тарифы могли пересматриваться и в течение года, в том числе по инициативе ФСТ России в середине регулируемого периода с произвольной даты, в частности, в случае существенного изменения показателей регулируемой деятельности организации, что влечет за собой убыточность регулируемого вида деятельности или получение незапланированной прибыли.
Тарифы, установленные ОАО "Даггаз" приказом ФСТ от 23.04.2010 N 82-э/, не пересматривались ни по инициативе ФСТ России, ни по инициативе субъекта регулирования.
Приказом ФСТ России от 21.12.2012 N 428-э/5 27.12.2013 внесены изменения пункт 26 Методическими указаниями, утвержденные приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7, согласно которым предусматривалось утверждение тарифов на срок не менее 3 и не более 5 лет и возможность их установления с календарной разбивкой. Аналогичное правило о периодах, на которые утверждаются тарифы, внесено Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ в Закон о газоснабжении. В соответствии с указанными изменениями с 01.04.2013 ФСТ России должна утверждать тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет.
Таким образом, применение судами утвержденного приказом ФСТ от 23.04.2010 N 82-э/5 тарифа на услуги по транспортировке газа в исковом периоде (18.09.2014 - 31.03.2017) и распространение его действия на период после 01.01.2011 не обосновано.
Более того, доказательств учета затрат на пользование газопроводами ОАО "Даггаз" при утверждении тарифа для компании в составе ее необходимой валовой выручки истцом не представлено и в материалах дела не имеется.
В рассматриваемом деле транспортировка газа потребителям по газопроводам ОАО "Даггаз" не свидетельствует о наличии неосновательного обогащения на стороне компании, вывод судов об удовлетворении иска является ошибочным.
Выводы судов противоречат правовой позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2018 N 310-ЭС17-21530, от 21.09.2018 N 310-ЭС18-8787.
При изложенных обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска; обжалуемые судебные акты подлежат отмене как не соответствующие материалам дела и нормам права. Поскольку для правильного разрешения спора в данном случае отсутствует необходимость установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, суд кассационной инстанции полномочен в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новый судебный акт об отказе в иске.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб подлежат отнесению на ОАО "Даггаз" в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Дагестан" о приостановлении производства по кассационной жалобе оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 по делу N А15-6331/2017 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Даггаз" (ИНН 0500000062, ОГРН 1020502461792) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Дагестан" (ИНН 0561049072, ОГРН 1030502523787) 6 тыс. рублей расходов по уплате госпошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для расчета тарифов обществу "Даггаз" Федеральная служба по тарифам руководствовалась Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (утверждены приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7, зарегистрированы Минюстом России 27.01.2010, регистрационный N 16076). В силу пункта 28 данного документа предусматривалось утверждение тарифов не менее чем на год. Тарифы ежегодно пересматривались с 1 января сроком на календарный год. Между тем тарифы могли пересматриваться и в течение года, в том числе по инициативе ФСТ России в середине регулируемого периода с произвольной даты, в частности, в случае существенного изменения показателей регулируемой деятельности организации, что влечет за собой убыточность регулируемого вида деятельности или получение незапланированной прибыли.
...
Приказом ФСТ России от 21.12.2012 N 428-э/5 27.12.2013 внесены изменения пункт 26 Методическими указаниями, утвержденные приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7, согласно которым предусматривалось утверждение тарифов на срок не менее 3 и не более 5 лет и возможность их установления с календарной разбивкой. Аналогичное правило о периодах, на которые утверждаются тарифы, внесено Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ в Закон о газоснабжении. В соответствии с указанными изменениями с 01.04.2013 ФСТ России должна утверждать тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет.
...
Выводы судов противоречат правовой позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2018 N 310-ЭС17-21530, от 21.09.2018 N 310-ЭС18-8787."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2019 г. N Ф08-5587/19 по делу N А15-6331/2017
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6331/17
02.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5587/19
30.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6331/17
11.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6331/17
03.04.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-505/19
27.03.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6331/17
24.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6331/17