г. Краснодар |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А61-3897/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия "Дорожное ремонтно-строительное управление" (ИНН 1513003496, ОГРН 1101513003305) - Кнухова Т.Н. (конкурсный управляющий), в отсутствие ответчиков: Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426), Управления муниципального имущества и земельных ресурсов города Владикавказа (ИНН 1502010822, ОГРН 1021500579088), Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1516607954, ОГРН 1041502003872), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, администрации местного самоуправления города Владикавказ, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Дорожное ремонтно-строительное управление" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 13.11.2018 (судья Харченко С.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 (судьи Годило Н.Н., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу N А61-3897/2018, установил следующее.
МУП "ДРСУ" в лице конкурсного управляющего Кнухова Т.Н. (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству государственного имущества и земельных отношений Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство), Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов г. Владикавказа (далее - управление), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания о признании права муниципальной собственности и права хозяйственного ведения предприятия на недвижимое имущество, расположенное по адресу: РСО-Алания, Кировский район, с. Эльхотово, ул. Ленина, 19, в составе: проходная (литера А2) площадью 18,4 кв. м, диспетчерская (литера А3) площадью 85,1 кв. м, столярная мастерская (литера) А4 площадью 76,2 кв. м, склад ГСМ (литера А6) площадью 67,9 кв. м, гараж-навес для автомашин (литера Г) площадью 194,6 кв. м), склад-навес (литера Г1) площадью 54,1 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания и администрация местного самоуправления города Владикавказ (далее - администрация).
Решением от 13.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования. По мнению заявителя, право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества унитарному предприятию, юридическое лицо при преобразовании сохраняет свои права и обязанности в неизменном виде, право хозяйственного ведения сохранено за предприятием после его передачи из республиканской собственности в муниципальную собственность. По смыслу положений законодательства о банкротстве конкурсный управляющий осуществляет полномочия собственника имущества должника, поэтому вправе обращаться в суд с иском о признании права хозяйственного ведения.
В судебном заседании конкурсный управляющий поддержал доводы жалобы и пояснил, что право хозяйственного ведения за предприятием зарегистрировано во внесудебном порядке в ЕГРН на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.07.2008 по делу N А61-907/2008.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав конкурсного управляющего предприятия, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установили суды и видно из материалов дела, 14.12.2007 ГУП "ДРСУ N 1" признано победителем торгов по продаже лота N 4 - имущественного комплекса, принадлежащего ГУП "Эльхотовское ДРСУ" (производственная база), расположенного по адресу: РСО-Алания, Кировский район, с. Эльхотово, ул. Ленина, 19 и состоящего из следующих объектов: административного здания площадью 216,9 кв. м, колодца площадью 4,1 кв. м, забора площадью 52 м, мощения асфальтового площадью 2060 кв. м, ворот с калиткой 52 м, проходной площадью 18,4 кв. м, диспетчерской площадью 85,1 кв. м, столярной мастерской площадью 76,2 кв. м, склада ГСМ площадью 67,9 кв. м, гаража-навеса для автомашин площадью 194,6 кв. м и склада-навеса площадью 54,1 кв. м.
По результатам торгов составлен протокол заседания комиссии об определении победителя торгов по продаже арестованного имущества от 14.12.2007. К протоколу составлен акт приема-передачи имущества от 31.01.2008.
24 ноября 2009 года издано распоряжение Правительства РСО - Алания N 249-р "О передаче имущества", в соответствии с которым Правительство РСО - Алания распорядилось принять предложение администрации о передаче из государственной собственности РСО - Алания в муниципальную собственность города Владикавказа ГУП "ДРСУ N 1", расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Грозненская, 2.
Распоряжением министерства от 25.12.2009 N 474 во исполнение распоряжения Правительства РСО-Алания N 249-р от 24.11.2009 ГУП "ДРСУ N 1" передано в муниципальную собственность.
15 декабря 2009 года собранием представителей г. Владикавказа принято решение N 10/90 "О принятии имущества в муниципальную собственность г. Владикавказа", которым принято предложение Правительства РСО - Алания о передаче имущества из государственной собственности РСО - Алания в муниципальную собственность города Владикавказа, в том числе ГУП "ДРСУ N 1".
Распоряжением администрации от 29.12.2009 N 606 ГУП "ДРСУ N 1" принято в муниципальную собственность.
03 июня 2010 года ГУП "ДРСУ N 1" реорганизовано путем преобразования в муниципальное предприятие.
20 ноября 2013 года управление издало приказ N 525 "О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП "ДРСУ"", которым предписано передать предприятию на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество по акту приема-передачи (в составе согласно приложению к нему). Администрация и предприятия составили и подписали акт приема-передачи имущества и договор пользования муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения N 32.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 13.05.2016 по делу N А61-222/2015 открыта процедура конкурсного производства в отношении предприятия. Конкурсным управляющим утвержден Кнухов Т.Н.
В ходе осуществления мероприятий по выявлению имущества и зарегистрированных прав на имущество для осуществления формирования конкурсной массы конкурсный управляющий установил, что после приобретения на торгах спорных объектов регистрация перехода права хозяйственного ведения к предприятию не производилась.
Полагая, что государственная регистрация права на спорное имущество за предприятием во внесудебном порядке невозможна, конкурсный управляющий обратился в суд с иском.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пунктом 2 статьи 2 Закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 в совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
На основании пункта 4 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 Гражданского кодекса.
Если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения (пункт 6 постановления N 10/22).
По смыслу разъяснений, данных в постановлении N 10/22, признание права на объект недвижимости относится к способам защиты вещных прав.
В пункте 59 названного постановления разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса.
В силу пункта 1 статьи 216, пункта 2 статьи 8.1 и статьи 131 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения относится к ограниченным вещным правам, подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что предприятие приобрело спорное имущество на торгах в 2007 году, то есть после вступления в силу Закона о регистрации, поэтому для перехода к нему права хозяйственного ведения требуется государственная регистрация права в ЕГРН. Право собственности в таком случае не может признаваться в судебном порядке в силу принципа внесения (статья 8.1 Гражданского кодекса).
Апелляционный суд обоснованно указал, что, если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса; пункт 61 постановления N 10/22).
Кроме того, защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Выбор способа защиты не может осуществляться заявителем произвольно.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права и является исключительным способом защиты прав, который может быть применен только в случае невозможности приобретения (государственной регистрации) права в ином порядке.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком. Для удовлетворения исковых требований необходимо наличие спора о праве, нарушение прав истца или их оспаривание ответчиком и доказательства права собственности истца на данный объект.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что у сторон отсутствует спор по вопросу принадлежности имущества.
В материалах дела также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий и невозможности совершения действий, направленных на государственную регистрацию права хозяйственного ведения и права муниципальной собственности на спорное имущество во внесудебном порядке.
По иску предприятия принято решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.07.2008 по делу N А61-907/2008 о регистрации перехода права хозяйственного ведения на спорное имущество к ГУП "ДРСУ N 1", правопреемником которого является предприятие. В судебном заседании в суде кассационной инстанции конкурсный управляющий пояснил, что право хозяйственного ведения за предприятием зарегистрировано во внесудебном порядке в ЕГРН на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.07.2008 по делу N А61-907/2008, о чем также представлены выписки из ЕГРН.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.11.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 по делу N А61-3897/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что предприятие приобрело спорное имущество на торгах в 2007 году, то есть после вступления в силу Закона о регистрации, поэтому для перехода к нему права хозяйственного ведения требуется государственная регистрация права в ЕГРН. Право собственности в таком случае не может признаваться в судебном порядке в силу принципа внесения (статья 8.1 Гражданского кодекса).
Апелляционный суд обоснованно указал, что, если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса; пункт 61 постановления N 10/22).
Кроме того, защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Выбор способа защиты не может осуществляться заявителем произвольно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2019 г. N Ф08-5911/19 по делу N А61-3897/2018